Сообщение на тему «Фольклор как средство нравственного-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

В настоящее время Россия переживает сложный период, и современные дети должны знать историю и культуру своего народа, чтобы стать настоящими патриотами, любящими свою Родину, уважающих своих родителей и близких. Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной группой  выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, Г.Н. Волковым, С.Н. Макаренко, В.А. Сухомлинским. Р. И. Жуковская отмечала необходимость знакомства детей с людьми, связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности. Говорила о толерантности к другим народам и национальностям.  Занималась вопросами патриотического воспитания в игре. Э. К. Суслова придавала большое значение воспитанию у детей уважения ко всем национальностям, так как Россия многонациональная страна. Для определения уровня нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников использовалась методика автора А.Я. Ветохиной, содержание данной программы направленно на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине - России на основе приобщения к национальной культуре. При использовании данной методики сделан вывод, что у детей недостаточно сформировано знаний о семье, о труде близких, о родном поселке. Все это позволило определить цель педагогической деятельности: Формирование нравственных ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа через устное народное творчество. Для достижения данной цели были поставлены соответственные задачи. На основе поставленных задач разработан календарно-тематический план по ознакомлению с фольклором. Ведущей педагогической идеей было формирование у детей нравственно-патриотических чувств при соблюдении следующих принципов: непрерывность и преемственность педагогического процесса; максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту; развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Все это позволило определить наиболее важные направления в работе, а именно: организация совместной деятельности взрослого с детьми (в организованной образовательной деятельности и в организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов); создание условий для самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьей. Успешное нравственно-патриотическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно-развивающей среды в группе. Для этого в группе организованы уголки нравственно-патриотического воспитания, развития речи, музыкально-театральный, игровая зона, где размещен наглядно-методические пособия: куклы в национальных костюмах, деревянные игрушки, куклы-скрутки, фонотеку, альбом моя семья, мой сад, мой поселок, подобрана детская литература, подготовлены папки с картотеками по теме детского фольклора и т.д. в соответствии данного возраста детей. В зимнее время года участок группы также можно оформлять героями русских народных сказок. В работе с детьми используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки и.т. В процессе ознакомления с фольклором решаются следующие задачи нравственно-патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста: формирования первичного представления о себе; воспитания любви к семье; развития эмоционального отзывчивости, доброжелательности, взаимоотношения; воспитания любви к родной местности; воспитания любви к своей родине — России . В адаптационный период используются потешки: «Кто у нас хороший..», «Петушок, петушок… »; «Киска, киска… » и «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ». Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или:

Этот пальчик – дедушка.     С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…» и т.д. При причесывании: «Расти, коса». Во время кормления: «Умница Катенька..». Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают. В  младшем дошкольном возрасте используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору». Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрёшки». Игры организовывались как в помещении так и на прогулке. Приговорки, считалки, заклички включены в комплекс утренней гимнастики и в пальчиковые игры. Фольклорные произведения также используем на утренниках. Также активно проводилась работа с родителями: на родительском собрании познакомила родителей с темой «Роль фольклора в жизни ребенка».

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей. Каковы же результаты использования в работе детского фольклора? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_2025.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему

«Фольклор как средство нравственного-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

В настоящее время Россия переживает сложный период, и современные дети должны знать историю и культуру своего народа, чтобы стать настоящими патриотами, любящими свою Родину, уважающих своих родителей и близких. Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной группой  выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, Г.Н. Волковым, С.Н. Макаренко, В.А. Сухомлинским. Р. И. Жуковская отмечала необходимость знакомства детей с людьми, связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности. Говорила о толерантности к другим народам и национальностям.  Занималась вопросами патриотического воспитания в игре. Э. К. Суслова придавала большое значение воспитанию у детей уважения ко всем национальностям, так как Россия многонациональная страна. Для определения уровня нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников использовалась методика автора А.Я. Ветохиной, содержание данной программы направленно на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине - России на основе приобщения к национальной культуре. При использовании данной методики сделан вывод, что у детей недостаточно сформировано знаний о семье, о труде близких, о родном поселке. Все это позволило определить цель педагогической деятельности: Формирование нравственных ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа через устное народное творчество. Для достижения данной цели были поставлены соответственные задачи. На основе поставленных задач разработан календарно-тематический план по ознакомлению с фольклором. Ведущей педагогической идеей было формирование у детей нравственно-патриотических чувств при соблюдении следующих принципов: непрерывность и преемственность педагогического процесса; максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту; развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Все это позволило определить наиболее важные направления в работе, а именно: организация совместной деятельности взрослого с детьми (в организованной образовательной деятельности и в организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов); создание условий для самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьей. Успешное нравственно-патриотическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно-развивающей среды в группе. Для этого в группе организованы уголки нравственно-патриотического воспитания, развития речи, музыкально-театральный, игровая зона, где размещен наглядно-методические пособия: куклы в национальных костюмах, деревянные игрушки, куклы-скрутки, фонотеку, альбом моя семья, мой сад, мой поселок, подобрана детская литература, подготовлены папки с картотеками по теме детского фольклора и т.д. в соответствии данного возраста детей. В зимнее время года участок группы также можно оформлять героями русских народных сказок. В работе с детьми используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки и.т. В процессе ознакомления с фольклором решаются следующие задачи нравственно-патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста: формирования первичного представления о себе; воспитания любви к семье; развития эмоционального отзывчивости, доброжелательности, взаимоотношения; воспитания любви к родной местности; воспитания любви к своей родине — России . В адаптационный период используются потешки: «Кто у нас хороший..», «Петушок, петушок… »; «Киска, киска… » и «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ». Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или:

Этот пальчик – дедушка.     С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…» и т.д. При причесывании: «Расти, коса». Во время кормления: «Умница Катенька..». Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают. В  младшем дошкольном возрасте используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору». Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрёшки». Игры организовывались как в помещении так и на прогулке. Приговорки, считалки, заклички включены в комплекс утренней гимнастики и в пальчиковые игры. Фольклорные произведения также используем на утренниках. Также активно проводилась работа с родителями: на родительском собрании познакомила родителей с темой «Роль фольклора в жизни ребенка».

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей. Каковы же результаты использования в работе детского фольклора? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ...

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Мастер-класс на тему «Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

      Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуе...

Картотека нравственно патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека нравственно –патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста          Дидактическая игра «Кто главный?»...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....