Проект «Выявление и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
проект

Нефедова Елена Владимировна

Проект «Выявление и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Выявление и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

 Дошкольный возраст - наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей. В детском саду ребенок может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других. Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал малыша.

 Цель: создание условий для выявления и развития способностей воспитанников.

Задачи:

1. Выявить детей с предпосылками творческих способностей.

2. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

3. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Планируемые результаты:

1. Сбор данных на детей с предпосылками различных видов способностей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в творческих направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

Под термином «одарённый ребёнок» мы рассматриваем ребёнка, уровень способностей которого значительно отличается от среднего. На сегодняшний день существует много подходов к классификации детской одарённости, её видов, критериев.

Творческие способности. Составляющие: художественная одарённость, вокальная одарённость, литературная одарённость, артистическая одарённость, конструкторская одарённость.

Творческие способности, художественные способности  - проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Методы для определения способностей детей:

Существует четыре метода для определения способностей детей :

1. Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

2. Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.

3. Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.

4. Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей воспитанников.

Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать, как их затем развивать и работать с ними.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей.

Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

Направления и формы работы

Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого потенциала;

2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;

3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;

4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.

Направления и формы работы.

Направления деятельности с одаренными детьми:

• познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)

• художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, участие в конкурсах)

Формы работы с одарёнными детьми

• Индивидуальная работа.

• Творческие мастерские.

• Участие в конкурсах.

• Проектная деятельность.

• Групповые занятия

• Работа с родителями.

Данная система состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:

1. Воспитательно – образовательная работа с обучающимися ДОУ направлена на развитие способностей у детей.

2. Организация ОД – образовательной деятельности. Содержание ОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС ДО, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При организации образовательной деятельности используются разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей :

- использование ИКТ;

- учет гендерных особенностей;

- проблемно – поисковые методы и приемы;

• Организацию бесплатного дополнительного образования. В дошкольном образовательном учреждении организована кружковая деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями детей, творческими увлечениями и желаниями педагогов.

• Проектную деятельность. В ДОУ широко используется метод проектов как один из эффективных методов познания детьми окружающего мира.

• Сопровождение участия воспитанников в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, региональный, всероссийских, международных, направленных на выявление детской одаренности.

3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся. Взаимодействие с семьями детей строится на основе сотрудничества и направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития индивидуальных способностей детей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:

- совместные проекты,

- анкетирование,

- родительские собрания,

- дни открытых дверей,

- совместные развлечения,

- индивидуальные консультации и беседы,

- оформление стендового материала,

- встречи за круглым столом,

4. Организация социального партнерства. Дошкольное учреждение максимально открыто для сотрудничества и взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города.

Формы работы с учреждениями города:

1. Сотрудничество в рамках организации мероприятий (встречи, выставки и пр.);

2. Дополнительные образовательные услуги.

2.3. Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада

Творческие способности Художественные способности Изучения продуктов

детского творчества:

Тест «Назови и дорисуй»

Тест «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс)

Тест «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

1. создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;

2. пристальное внимание к особенностям развития ребенка;

3. содействие развитию личности ребенка и его таланта;

4. повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей

Формы работы:

• анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

• родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.

• памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации.

• совместные проекты исследовательской деятельности детей.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее осваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности стараться отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжать занятие.

Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у ребёнка происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму. В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Программапо выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ«Радуга талантов»...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 "Аленький цветочек"     ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протоко...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов» 15.10.22

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ«Радуга талантов»...

Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов

Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Наши таланты"

Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Наши таланты"

Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенна...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...