Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему её важно развивать»
консультация (младшая группа)
Консультация посвящена развитию мелкой моторики у детей как важнейшему аспекту их общего развития. В материале раскрываются понятие мелкой моторики, её значение для физического и интеллектуального развития ребёнка, а также взаимосвязь с формированием речевых навыков и письма.
Представлены возрастные особенности развития мелкой моторики, практические рекомендации по её развитию через игры и занятия, а также конкретные упражнения и методики работы. Особое внимание уделяется типичным ошибкам родителей и способам их предотвращения.
В консультации рассматриваются различные виды деятельности для развития мелкой моторики: творческие занятия, игры с предметами, бытовые навыки, пальчиковые упражнения и массаж. Материал содержит рекомендации по организации занятий и созданию благоприятных условий для развития моторных навыков.
Консультация будет полезна родителям, воспитателям и педагогам, заинтересованным в комплексном развитии детей и подготовке их к школьному обучению. Представленные рекомендации помогут эффективно организовать работу по развитию мелкой моторики в игровой форме, что способствует гармоничному развитию ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему её важно развивать»
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Этот навык тесно связан с развитием речи, мышления и интеллекта в целом.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
скованностью движений и замедленным их темпом;
неловкостью, угловатостью;
отсутствием гибкости и плавности;
недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
отсутствием направленности на результат;
нарушением координации движений;
гиперкинезией, синкинезией, тремором.
Планируя работу по развитию моторики рук, учитываю то, что развитие руки происходит в определенной последовательности:
- движение от плеча;
- движение от локтя;
- движение кисти;
- движения пальцев;
- захват ладонью;
- захват пястью.
Почему важно развивать мелкую моторику?
Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для общего развития ребёнка:
Физическое развитие:
- Укрепление мышц рук;
- Развитие координации движений;
- Улучшение осанки;
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Интеллектуальное развитие:
- Стимуляция речевых центров мозга;
- Развитие памяти и внимания;
- Формирование логического мышления.
- Улучшение концентрации
Психологическое развитие:
- Повышение самооценки;
- Развитие самостоятельности;
- Формирование усидчивости;
- Снижение тревожности;
- Связь мелкой моторики с другими навыками.
Научные исследования показывают, что центры мозга, отвечающие за мелкую моторику, находятся рядом с речевыми центрами. Поэтому развитие мелкой моторики напрямую влияет на:
- Речь и произношение
- Письмо и графические навыки;
- Математические способности;
- Пространственное мышление;
- Возрастные особенности развития.
От 0 до 1 года:
- Хватание предметов;
- Перекладывание игрушек;
- Развитие хватательного рефлекса.
От 1 до 2 лет:
- Рисование каракулей;
- Лепка из пластилина;
- Собирание пирамидки.
От 2 до 3 лет:
- Нанизывание бус;
- Работа с ножницами;
- Закручивание крышек.
От 3 до 4 лет:
- Застёгивание пуговиц;
- Рисование простых фигур;
- Работа с мелкими деталями;
- Практические рекомендации по развитию мелкой моторики.
Игры с предметами:
- Мозаика;
- Конструктор;
- Пазлы;
- Бусы.
Творческие занятия:
- Рисование;
- Лепка;
- Аппликация;
- Оригами.
Бытовые навыки:
- Самостоятельное одевание;
- Помощь на кухне;
- Уборка игрушек;
- Уход за растениями;
- Упражнения для развития мелкой моторики.
Пальчиковые игры:
- «Сорока-белобока»;
- «Ладушки»;
- «Пальчики-братцы».
Массаж рук:
- Самомассаж пальцев;
- Проработка ладоней;
- Разминание кистей.
Как же лучше развивать мелкую моторику?
Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.
До 1,5 лет развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:
(поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошел,
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
(загибаем пальчики)
От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.
Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)
Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
Сложить ладони и разводить пальцы рук.
Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.
Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:
плетение;
лепка (из пластилина, глины);
нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
различные игры – шнуровки;
конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
мозаики;
вырезание из бумаги и картона;
вырисовывание различных узоров;
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:
«Сидит белка...»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Кольцо».
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.
«Пальцы здороваются».
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
«Оса».
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?"
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?" поможет родителям разобраться с понятием мелкой моторики, раскроет ее значение для общего развития дошкольника...
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка....

Консультации для родителей «Что такое "мелкая моторика" и почему так важно ее развивать?», «Что делать, если Вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?»
консультации для родителей про мелкую моторику....

Консультации для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать.."
Консультации для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать.."...

Консультация для родителей: "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?"
В последнее время современные родители так часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему ее важно развивать?"
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему ее важно развивать?"...
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему её важно развивать?"
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему ее важно развивать?" поможет родителям понять, что такое мелкая моторика и почему она играет важную роль в развитии детей дошко...