РОБОТОТЕХНИКА в детском саду Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
рабочая программа (старшая группа)
Данный материал поможет воспитателям дополнительного образования в работе с детьми по "Робототехнике". Дошкольники работая с данным конструктором имеют возможность создавать яркие "умные" игрушки, наделят их интеллектом, где научится работать с моторами и датчиками. Это позволит детям почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 696.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Кавалеровского муниципального округа Приморского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22» пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края
РАССМОТРЕНА педагогическим советом МБДОУ д/с 22 « 28 » августа 2024 г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ д/с№22 __________Акулич О.Ю |
РОБОТОТЕХНИКА в детском саду
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Семенко Екатерина Андреевна
педагог дополнительного образования
Кавалерово
2024
Раздел 1. Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника в детском саду» технической направленности, направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества, с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.
«Робото конструирование» из конструкторов нового поколения, исследование, а также общение в процессе работы предоставляет уникальную возможность для детей дошкольного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.
Работая индивидуально, парами, дети смогут учиться, создавая модели, проводя исследования, обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Применение конструкторов АВРОРА в детском саду позволит существенно повысить мотивацию дошкольников, организовать их творческую и исследовательскую работу, в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум.
Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-7 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Работа с данным конструктором дарит возможность создавать яркие «умные» игрушки, наделить их интеллектом, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.
Направленность программы – техническая
Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения – стартовый.
Адресат программы - дети Кавалеровского муниципального округа старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Особенности организации образовательного процесса – количество детей в группе 12-20 человек. Длительность занятия 1 час (академический час по 25 мин.) 1раз в неделю, программа рассчитана на 1 год обучения в объёме – 36 часов.
- Цель и задачи программы
Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через основы инженерно-технического конструирования и робототехники.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Развивающие:
-развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки моделей;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развитие пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики.
Обучающие:
- способствовать формированию первичных представлений о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
- создать условия для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Робототехнический конструктор АВРОРА | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2. | Инструменты | 6 | 1 | 6 | Практическое задание, выставка |
3. | Автоспорт | 6 | 1 | 5 | Практическое задание, выставка |
4 | Сельскохозяйственная машина | 8 | 2 | 5 | Практическое задание, выставка |
5 | Бытовая техника | 7 | 2 | 9 | Практическое задание, выставка |
6. | Автоматическое устройство | 6 | 2 | 6 | Практическое задание, выставка |
Итого: | 36 | 9 | 27 | ||
Содержание учебного плана
1. Тема: Робототехнический конструктор ABRORA
Теория: Техника безопасности во время работы и правила поведения.
Практика: подбираем детали по схеме, обращая внимание на форму и цвет деталей.
2. Тема: Инструменты
Теория: Электроинструменты и их использование в работе. Зубчатая передача. Инструкция.
Практика: сборка зубчатой передачи у «Электрической пилы», «Электродрели», «Газонокосилки», сравнение и различие между ними.
3. Тема: Транспорт
Теория: Строение зубчатой передачи повышающего типа как главная движущая сила автомобиля.
Практика: сборка модели используя инструкцию. Программирование конструкции «Гоночный автомобиль», «Мотоцикл».
4. Тема: Сельскохозяйственная машина
Теория: Использование зубчатой, ременной передачи повышающего типа как главной движущей силы сельскохозяйственных машин, где применяется такой вид передачи.
Практика: сборка зубчатой передачи у «Зерноуборочного комбайна», сборка зубчатой, ременной передачи у «Комбайна для сбора урожая».
5. Тема: Бытовая техника
Теория: Использование зубчатой, червячной передачи повышающего типа как главной движущей силы, где применяется такой вид передачи.
Практика: сборка зубчатой передачи при сборке «Вентилятора», червячной передачи у «Часов».
6. Тема: Автоматическое устройство
Теория: Использование зубчатой, червячной передачи повышающего типа как главной движущей силы в виде подъёма вверх или опускающейся вниз, где применяется такой вид передачи.
Практика: сборка зубчатой, червячной передачи работа при сборке «Лифта». «Автоматического шлагбаума».
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
- способность и готовность к созидательному творчеству,
- конструкторские способности и элементарное логическое мышление.
- владеть основными приёмами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве.
- способность создавать действующие модели (разного уровня сложности).
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретёт:
- умение использовать в речи специальные термины;
- умение работать по предложенным инструкциям;
- особенность мышления конструктора -изобретателя;
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- технику безопасности, правила поведения в кабинете робототехники;
- освоят принцип работы червячной ,коронной, ременной, зубчатой передачи и её особенности;
- основные элементы конструктора и их название, технические особенности различных моделей и механизмов;
- простейшие основы механики;
- виды конструкций одно детальные и много детальные, неподвижные соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления конструкций;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел.
Обучающиеся будут уметь:
- выделять основные и характерные части постройки;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить -конструктивные решения; создавать постройки по схеме, по замыслу;
- освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО,
- конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
Обучающиеся будут владеть:
- навыками придумывания своих конструкции роботов;
- умением создавать к ним схемы-рисунки;
- умением воплощать задуманное и получать запланированный результат.
РАЗДЕЛ № 2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
1.Оборудованный кабинет.
2.Наборы конструкторов «АВРОРА ROBOTICS ПЕРВЫЕ МЕХАНИЗМЫ 2.0 » ;
3.Диск с рабочими материалами «Конструирование роботов с детьми 5-7лет»;
4.Проектор
5.Ноутбук;
6. Карты, опорные схемы.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Персональный компьютер
- Цифровой фотоаппарат
- Интернет источники
- Видеоматериалы
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
Входной контроль – оценка исходного уровня знаний на начало обучения, проводится в форме педагогического наблюдения.
Текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, выполнения контрольного задания.
Промежуточная аттестация – практическая часть: в виде мини-соревнований по заданной категории (в рамках каждой группы обучающихся).
Итоговый контроль – практическая часть: в виде защиты проекта по заданной теме (в рамках каждой группы обучающихся).
Формы аттестации и контроля:
- наблюдение;
- тематические выставки;
- создание коллективного выставочного проекта;
- создание индивидуальных выставочных проектов;
- открытые мероприятия , презентация детских работ родителям, сотрудникам, воспитанникам ДОУ.
Педагогическое наблюдение – это вид контроля осуществляется педагогом в процессе самостоятельной деятельности учащегося и позволяет получить данные об уровне знаний и умений, развитии обучающегося, что позволяет в планировании занятий и общей оценке достижений ребенка.
Практическое (контрольное) задание — это способ применения теоретических знаний на практике, который отражает реальные ситуации и требует практического решения конкретной задачи или проблемы.
Соревнования – это практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию.
Выставка это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
– открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей.
– выставки по LEGO-конструированию.
– конкурсы, соревнования, фестивали.
– создание групповых проектов по замыслу.
– игры с готовыми постройками
– участие в мастер-классах.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
– онлайн фотовыставка на сайте ДОО,
– тематическое открытое занятие
– конкурсы (при наличии в образовательной среде).
Форма подведения итогов реализации программы:
– соревнования;
– мастер класс;
– открытые занятия.
Формы проверки результатов освоения программы
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков.
Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
– проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей;
– проведение развлечений.
2.3 Методические материалы
Формы и методы, используемые в работе по робототехнике:
Формы:
- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видео просмотр, работа по инструкции);
- практический (составление программ, сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.
Принципы проведения:
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу.
2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка с идеальной нормой развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.
4. Представление педагога складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение проводится не менее двух недель.
Методы:
– конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
– словесные (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
– наглядные (показ, видео просмотр, работа по инструкции);
– практические (составление программ, сборка моделей);
– репродуктивные методы (восприятие и усвоение готовой информации);
– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
– исследовательские метод;
– метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Методические материалы и средства обучения и воспитания.
– схемы построек;
– модели;
– технологические таблицы;
– альбом с фотографиями построек;.
– лего конструкторы.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 36 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 02.09.2024- 28.12.2024 |
2 полугодие | 09.01.2025- 30.05.2025 | |
Возраст детей, лет | 5-6 | |
Продолжительность занятия, час | 1 час | |
Режим занятия | 1 раза/нед. | |
Годовая учебная нагрузка, час | 36 | |
2.5. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Раздел | Мероприятие, форма проведения | Сроки проведения | Объём, час/мин |
1. 2. | Мой любимый детский сад Новогодняя ёлка | выставка выставка | 01-12 ноябрь 15 января | 1час 1 час |
3. 4. | Мосты для военной техники. Лего – турнир | выставка соревнование | 22 февраля 27 февраля | 1 час |
5. | Детская площадка | выставка | 7 марта | 1 час |
6. | Город мечты | выставка | 8 мая | 1 час |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверин С.А. Маркова В.А. Робототехника в детском саду: методическое пособие (из опыта работы дошкольных образовательных организаций, реализующих парциальную модульную программу «STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Экоинвест, 2021
- КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА: учебный курс педагогам дополнительного и дошкольного образования. Производитель: НПО «Дополнительное образование»
- Тимофеева Раиса Геннадьевна. План-конспекты занятий по робототехнике с детьми старшего дошкольного возраста. «Издательство «Перо» 2023
- Филиппов С.А. Уроки Робототехники. Производитель Робофишки, 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Электроник»
Дополнительная общеразвивающая программа "Электроник" предлагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Аистенок»
Ручной труд. Оригамми...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Леготехник»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы робототехнике»
Дополнительная программа кружка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «СЕНСОРИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАтехнической направленности по робототехнике«СЕНСОРИК»...

Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...


