Картотека тематических пальчиковых игр
картотека

Пушкарева Ольга Николаевна

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам: "Времена года", "Птицы - перелетные, зимующие", "Домашние птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПТИЦЫ - ЗИМУЮЩИЕ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ

 «Воробей» (С. Ермакова)

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

(Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жуков и червячков.)

(Соединить  ладони  с  сомкнутыми пальцами  и  поднять  руки  вверх.)

(Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.)

   «Сел на ветку снегирек» 

 (немецкая народная песенка)

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик.

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши на снегирька.

(«Попрыгать» ладошками по плечам.)

(Потрясти кистями рук перед собой.)

(Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.)

(Поднять руки вверх и покачать ими.)

(Помахать руками-«крылышками».)

  «Летит над полем птичка»  

(осетинская народная песня)

Летит над полем птичка.

Чирик- чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Что несет синичка?

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик- чик-чик,

Чирик-чик-чик.

(Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепится – «голова птицы»,  помахать пальчиками-«крыльями».)

(Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.)

(Изобразить удивление – приподнять плечики.)

(Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.)

(Соединить большой и указательный пальчики, как будто держим травинку.)

(Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.)

(Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо».)

(Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.)

         

    «Журавель»

 (русская народная песенка)

Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелет,

Козел засыпает,

А маленькие козленочки

Муку выгребают.

А барашки – крутые рожки

В дудочку играют.

А сороки – белобоки

Пошли танцевати.

А вороны – стережены

Пошли примечати.

Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп.

(Взмахнуть руками – «крыльями».)

(Правой рукой обхватить запястье левой, левую руку поворачивать влево – вправо.)

(Скользить кулачком по раскрытой ладони другой руки.)

(Имитировать действия с мукой.)

(Имитировать игру на дудочке.)

(Хлопать в ладоши.)

(Топать ножками.)

     «Скворечник» (Е. Тараховская)

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

(Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.)

(Свести руки над головой.)

(Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

      «Птенчики» (С. Ермакова)

Птенчики скворцов зовут:

- Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды

И немножечко воды.

Червячков мы поедим,

С вами в небо полетим!

(Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики».)

(Соединить кисти рук крест – накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как «крыльями».)

    «Птицы» (И. Токмакова)

(на запоминание названий)

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

(Загибать пальцы по очереди.)

(Изобразить пальцами крылья.)

(Пошевелить перед собой пальцами и спрятать за спину.)

   «Вдоль по реченьке»

  (русская народная песенка)

Вдоль по реченьке

Лебедушка плывет,

Выше бережка

Головушку несет,

Белым крылышком

Помахивает,

На цветы водичку

Стряхивает.

(Изобразить руками ровную поверхность.)

(Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю.)

(Помахать руками.)

(Потрясти кистями рук.)

    «Сорока» (С. Ермакова)

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

(Соединить кисти рук крест – накрест, соприкасаясь запястьями;

помахать обеими кистями, как крыльями.)

(Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо – влево.)

(Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.)

     «Перелетные птицы» 

  (русская народная потешка

  на запоминание названий)

Тили – тели, тили – тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)

(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

(Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)

(Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)

  «Птички» (С. Ермакова, по мотивам русской народной потешки (на запоминание названий)

В гости к нашей сестричке

Весной прилетели птички:

Эта птичка – совушка,

Ну а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну а эта – соловей.

Эта – дятел, эта – стриж,

Эта же – поющий чиж,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,
Ну а это издалека

Прилетела к нам сорока.

(Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц).

(Называя  птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.)

   «Кормушка» (Н. Нищева)

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

   «Зимующие птицы»

Зимой холодной, посмотри,

Вновь появились снегири.

А с ними свиристели

К нам в гости прилетели. 

  «Перелетные птицы»

Снова осень наступает,

И до следующей весны

В птичьих стаях улетают

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

(Соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.)

(Соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.)

(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.)

(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.)

(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.)

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

     

 «Уточка» (С. Ермакова)

Я – маленькая уточка,

Присела на минуточку.

Летать уже устала я,

Теперь бы я поплавала!

Надеюсь, что в пруду

Я корм себе найду.

(Соединить кисти рук крест – накрест, соприкасаясь запястьями; помахать кистями, как крыльями.)

(Положить обе руки на стол и выполнять ими волнообразные движения по его поверхности.)

  «Домашние птицы»

(русская народная потешка)

Наши уточки с утра:

- Кря-кря – кря.

Наши гуси у пруда:

- Га-га – га.

Наши гуленьки вверху:

- Гу-гу – гу.

Наши курочки в окно:

- Ко-ко-ко.

А как Петя – петушок

Рано-рано поутру

Нам  споет:

-Ку-ка-ре-ку!

(Пальцы сложить, как раскрытый клюв.)

(Открывать, закрывать «клюв»).

(Поднять руки вверх, помахать кистями, постучать указательным пальчиком.)

(Сложить руки, как закрытый клюв.)

(Поворачивать кисти рук в одну и другую сторону.)

(Постучать указательным пальчиком.)

(Спину выпрямить, голову поднять, руки развести в стороны.)

(Махать руками, как крыльями, и кукарекать.)

   «Пропажа» 

 (по мотивам народной песенки)

Петушок зерно клюет,

Курочек к себе зовет.

В миске зернышки лежали,

Нету зернышек, пропали.

(Соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять веером вверх – «петух».)

(Соединить большой и указательный пальцы, остальные округлить и расположить по возрастающей высоте – «курица».)

(Соединить округленные ладошки.)

(Развести руки в стороны.)

  «Утята»

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвертый – за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,
А десятый испугался.

Громко – громко запищал:

- Пи-пи-пи!

- Не пищи, а поищи!

(Дети поочередно сгибают пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибают и разгибают пальцы обеих рук.)

«Где петушок носит гребешок?»    

            (В. Орлова).

- Ну и Петя – петушок! –

Удивились хрюшки.

- Почему ты гребешок

Носишь на макушке?

Говорит петух в ответ:

- У меня карманов нет!

(Прижать ладони к щекам и покачать головой.)

(Поставить руки на пояс и пожимать плечами.)

(Вытянуть руки вперед.)

(Прикоснуться ладонями к голове.)

(Выпрямиться, приподняв голову, и отвести назад прямые руки.)

(Прижать ладони к бокам, затем поднять указательный палец.)

Времена года: Осень, Зима, Весна, Лето

ОСЕНЬ

«Осенние листья» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре, пять.                Загибают пальчики, начиная с большого. 

Будем листья собирать.                      Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём,                                         «Шагают» пальчиками.

Маме осенний букет отнесем.

«Осень» (Н. Нищева)

Ветер по лесу летал,                             Плавные, волнообразные движения                                                                      

                                                                ладонями.

Ветер листики считал:                         Загибают по одному пальчику на обеих

Вот дубовый,                                         руках.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                    Укладывают ладони на коленки.

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три,                                          Удары по коленям пальцами обеих рук.

                четыре, пять,                          Левая – начиная с мизинца, правая –  с

                                                                большого пальца.

Вышел дождик погулять.                    Беспорядочные удары.

Шел неспешно                                      «Шагают» средним и указательными

                   по привычке,                      пальцами.             

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:                   Ритмично ударяют то ладонями,

«По газону не ходить!»                        то кулачками.

Дождь вздохнул                                    Часто и ритмично бьют в ладоши. 

                  тихонько: «Ох!»

И ушел.                                                   Ритмичные хлопки по коленям. 

Газон засох.

                                                       ЗИМА

«Снеговик» (В. Егоров)

Давай, дружок, смелей, дружок,             «Лепят снежок».     

Кати по снегу свой снежок-                    «Катят».

Он превратиться в толстый ком,            Показывают шар руками.

И станет ком снеговиком.                       «Рисуют» руками снеговика.

Его улыбка так светла!                            Показывают улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                  Показывают.

Но солнце припечет слегка –                  Рука у лба, смотрят на солнце.

Увы – и нет снеговика.                            Пожимают плечами, руки в стороны. 

 «Кормушка» (Н. Нищева)

Сколько птиц к кормушке нашей           Ритмично сжимают и разжимают   

Прилетело? Мы расскажем.                    кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

«Мы во двор пошли гулять» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре, пять,                     Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили.                  Дети «лепят».

Круглый, крепкий, очень гладкий         Показывают круг, сжимают ладони,

                                                                   гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.                  Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,                                      «Подбрасывают».

Два – поймаем,                                         «Ловят».

Три – уроним                                            «Роняют».

И… сломаем.                                             Топают.

«Погреемся»

Поиграем-ка немножко                           Дети хлопают в ладоши.

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем,                         Сжимают пальцы в кулак и

Их сжимаем, разжимаем.                         разжимают. 

«Пирог» (П. Воронько)

Падал снег на порог.                               Опускают ладони медленно.

Кот слепил себе пирог.                            «Лепят» пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.                               Пальчики «бегут».

Пирожки себе пеки                                  «Пекут» пирог.

Не из снега – из муки.

                                                   ВЕСНА

«Цветок» (Н. Нищева)

Вырос высокий цветок на поляне,            Показать руками цветок.

Утром весенним раскрыл лепестки.          Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питание           Движение пальцами вместе - 

                                                                       врозь.

Дружно дают под землей корешки.          Ладони вниз, тыльной стороной

                                                                      Прижать друг к другу, пальцы

                                                                      развести.

«Солнышко» (В. Данько)

Стоит на небе домик.                            (Соединить ладони над головой –    

                                                                 «домик».)

В нем солнышко живет.                         (Положить руки крест-накрест,

                                                                  широко раздвинув пальцы, и поднять

                                                                  руки – «солнышко».)                                                                        

Чай из самовара                                      («Пить из чашки», поднимая одну

На крылечке пьет.                                  руку ко рту и опуская ее на раскрытую

                                                                 ладонь другой руки.)

А солнышко похоже                               (Прикоснуться указательными

Лицом на человечка,                                пальцами к щекам.)

И бродит у крылечка                               (Поднять руки и покачать ими.)

Облачко-овечка.

Вдруг, угрюма, тяжела,                           (Медленно поднимать руки, пальцы

Туча на небо вползла,                              слегка согнуть и напрячь.)

Туча к солнышку ползла,

Гром и молнию везла.                              (Сжать пальцы в кулаки и потрясти

                                                                    ими над головой.)

Загремело у ворот:                                   (Постучать кулаками по коленям.)

- Кто тут в домике живет?!                     (Потопать ногами.) 

Солнышко не испугалось,                       (Поставить руки «полочкой» перед   

                                                                    собой и покачивать ими.)

Вышло и заулыбалось:

- Пожалуйте в гости,

Только, чур, без злости.                           (Погрозить пальцем.)

Тут случился                                              (Пожать плечами.)

Странный случай-

Гром умолк, не стало тучи.                  (Прижать ладони к щекам и

                                                                  покачать головой.)

И на синие луга                                      (Соединить руки над головой дугой.)

Вышла радуга-дуга!

                                                 ЛЕТО

«Дождь» (А. Толбанова)

Меж еловых мягких лап                      Поглаживают подушечками пальцев

                                                                поверхность стола.

Дождик кап-кап-кап.                           Стучат пальцами по столу. 

Где сучок давно засох –                      Касаются первым и пятым пальцами 

Серый мох, мох, мох.                          руки. 

Где листок к листку прилип,              Поднимают руки над столом, пальцы

Вырос гриб, гриб, гриб.                      то вместе, то раскрывают широко. 

Кто нашел его, друзья?                       Указательным пальцем правой руки

                                                               касаются поочередно всех пальцев

                                                               левой руки.

Это я, я, я!                                            Сжимают все пальцы левой руки,

                                                               кроме мизинца, показывают его. 

«Лето» (С. Ермакова)

В небе солнышко сияет,                     (Поднять руки вверх, раскрыть

                                                               ладони и растопырить пальцы.)

Наши щечки согревает,                      (Опустить руки, погладить

                                                               ладонями щеки.)

Носик, руки и бока                              (Обеими руками поочередно

Подрумянило слегка.                           поглаживать нос, руки и бедра.)

Ноги тоже у ребят                               (Руки с бедер постепенно опускать

Понемножку загорят.                         до щиколоток.)     

Это солнце яркое,                                (Снова поднять руки с раскрытыми

Это лето жаркое!                                  ладонями.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические пальчиковые игры и физ.минутки для детей старшего дошкольного возраста

представлены тематические  пальчиковые игры и  физ мин.по темам : "осень","одежда"."грибы","лес"....

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Картотека тематических пальчиковых игр

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. Темы: "Я и моя семья","Пальчик, как тебя зовут","Поиграем с пальчиками"....

Картотека тематических пальчиковых игр.

Картотека тематических пальчиковых игр....

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "...

Картотека "Тематические пальчиковые игры"

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:способствует овладению навыками мелкой моторикипомогает развивать речьповышает работоспособность головного мозгаразвивает психические п...

Картотека сценарий пальчикового театра и пальчиковых игр.

В картотеке представлены сценарии пальчикового театра и пальчиковые игры,  предназначенные для детей от 3 до 7 лет. С его помощью развивается мелкая моторика рук в сочетании с речью; развиваются ...