«Животные водоёмов, морей и океанов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в морях и океанах.
Задачи:
Образовательные.
-Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в водоёмах, морях и океанах.
-Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.
-Учить изображать животных, обитающих в воде, в лепке, рисовании или в технике оригами.
Развивающие.
-Развивать интерес к миру природы.
Воспитательные.
- Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы, воспитывать желание больше узнать о водных обитателях.
Оборудование и материалы: глобус, картинки-пазлы, картинки морских обитателей, альбомный лист , цветные карандаши.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №28
«Животные водоёмов, морей и океанов».
Цель: Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в морях и океанах.
Задачи:
Образовательные.
-Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в водоёмах, морях и океанах.
-Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.
-Учить изображать животных, обитающих в воде, в лепке, рисовании или в технике оригами.
Развивающие.
-Развивать интерес к миру природы.
Воспитательные.
- Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы, воспитывать желание больше узнать о водных обитателях.
Оборудование и материалы: глобус, картинки-пазлы, картинки морских обитателей, альбомный лист , цветные карандаши.
Метод. приёмы.
#1054;рг.момент
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
#1054;сновная часть.
-Ребята, какие водоемы вы знаете? (ответы детей)
Предлагаю вам совершить путешествие по местным водоемам.
-Как вы думаете, на чём мы туда отправимся? (на лодке)
Дети занимают места в «лодке» и плывут.
-А кто водится в водоёмах? (ответы детей)
-Каких рыб вы знаете?
Артикуляционная гимнастика.
-Покажите, как рыбка хвостиком виляет. (язык перемещается от одного уголка рта к другому)
-А давайте покормим наших рыб? ( дети делают вид, что кормят рыбок)
-Рыбкам было вкусно! Покажите, как им вкусно.(Дети облизывают верхнюю и нижнюю губу)
- Ребята, мы с вами долго плыли по реке и доплыли до моря! Кто из вас был на море?
-На лодке мы плыть больше не сможем. Как вы думаете на чём дальше мы отправимся в путешествия? (ответы детей.)
Отгадайте загадку:
По волнам дворец плывёт,
На себе людей везёт? (ответы детей).
-Правильно это корабль.
-Но прежде чем мы отправимся в путь , давайте посмотрим все на глобус. Почему голубого цвета на глобусе больше, как вы думаете?
Дети: Голубым цветом на глобусе обозначены моря и океаны.
-Моря и океаны занимают в 2 раза больше места чем суша.
Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь! (дети садятся за столы)
-Давайте закроем глаза и изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочерёдно локти, совершая волнообразные движения.
Пока мы с вами изображали волны, показался первый морской обитатель.
Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!(показ картинки)
- Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина- будто кусок земли, остров.
-А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
- Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Кит- самое крупное животное на нашей планете. Тело стройное сильно вытянутое, закруглённое, гладкое, окраска тела тёмно-серая с голубоватым оттенком. Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).
- Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Такие животные называются млекопитающие. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. Киты питаются в основном планктоном- мелкими рачками. Но могут попадать и другие обитатели: рыба, мелкие морские животные, кальмары, каракатицы. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.
-Закроем глаза и изобразим море и волны. На нашем пути появился следующий обитатель моря.
Я вижу, отгадайте кого:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть...?
Дети: Дельфин!
-Правильно, ребята. (Показываю картинку).
-Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).
- Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой, а своих детенышей тоже выкармливают молоком, т.е. они тоже являются млекопитающие. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами. А еще дельфины не спят.
А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой, кальмарами)
-Закроем глаза и изобразим море и волны. Посмотрите, а вот и следующий морской обитатель.
(Показ картинки с касаткой) Как вы думаете ребята кто это?(Ответы детей).
- Это Касатка. Касатки — крупнейшие плотоядные дельфины. Их длина достигает 9—10 м. Зубы массивные. Окрашены касатки довольно элегантно: черные, с белым брюхом, горлом и пятнами под глазами. Обитают во всех океанах. Заходят даже в некоторые моря. Они так же являются млекопитающими и обитают недалеко от поверхности, для того чтобы дышать. Живут касатки стаями. Отношения между касатками внутри стаи дружелюбные. Здоровые касатки заботятся о старых, больных или покалеченных сородичах. Питаются касатки кальмарами, рыбами (включая акул), дельфинами, тюленями, пингвинами. Могут охотиться и на белуг, моржей, нарвалов и даже — на громадных усатых китов. На них касатки набрасываются всей стаей.
3. -А теперь для вас небольшое задание.
У каждой из команд будут картинки- пазлы. Вам необходимо как можно скорее собрать узнать. Кто же на этих картинках. Какая команда быстрее справится, поднимает руку.
#1060;изкультминутка.
Дети встают врассыпную. Педагог читает стихотворение С. Мазина «Что такое море», дети выполняют соответствующие движения.
Что такое море? (Дети пожимают плечами.)
Чайки на просторе, (Машут руками.)
Скалы-великаны, (Поднимают руки.)
Холодные туманы, (Потирают руками плечи.)
Волны трехэтажные, (Соединяют ладони на уровне груди и делают круг руками.)
Моряки отважные, (Шагают на месте.)
Акулы зубастые, (Показывают пальцами.)
Киты головастые, (Указывают на голову.)
Камней подводных глыбы, (Волна одной рукой.)
Диковинные рыбы, (Волна другой рукой.)
Кораллы, осьминоги, (Волна одной рукой.)
Медузы и миноги, (Волна другой рукой.)
А на дне темно, (Закрывают глаза руками.)
Как в кино...
-А теперь я предлагаю вам отправиться на дно морское. Ведь очень много животных обитаю на морских и океанических глубинах.
- Закроем глаза и изобразим течение. Вытягиваем руки вперед плавными волнообразными движениями. У нас на пути необычная рыба
Посреди морских глубин
Проплывает рыба-блин,
Электрический разряд
Носит в теле рыба… (скат)
Электрические скаты – вид скатов, по бокам которых расположены электрический органы, используемые в качестве оборонительного оружия. Скат – это морская рыба и она имеет различный окрас: от неброского простого цвета до яркого окраса с пестрыми рисунками и узорами на теле. Передвигаются электрические скаты очень неохотно, предпочитая лежать на дне или зарываясь в песок, оставляя на поверхности только глаза. Охотятся они на обитателей морского дна – ракообразных и донных рыб, поэтому и совершать ей длинные плавания в погоне за добычей не к чему. Электрический скат представляет собой большую природную батарейку, которой необходимо периодически подзаряжаться. После разряда рыбе необходимо некоторое время, чтобы собраться с силами для новой вспышки.
Закроем глаза и изобразим течение. Послушайте кто же появился на нашем пути.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - …(Осьминог)
-Осьминог – удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или подводных пещерах. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.
А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.
По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом.
Закроем глаза и изобразим течение. Слушайте следующую загадку:
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской...?
Дети: Конек.
Показываю картинку и спрашиваю: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).
Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Конек плавает в основном в период размножения и в поисках пищи, в остальное время он предпочитает обитать в водорослях, зацепившись за них хвостом. Здесь рыбка высматривает свою добычу и сам прячется от хищников покрупнее. Питается же морской конек планктоном и беспозвоночными. Главным его врагом является большой сухопутный краб – единственный кто может переварить эту очень костлявую рыбу. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.
-Закроем глаза и изобразим течение. На пути следующий обитатель морского дна:
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
Морские звезды – живут в море. Они очень красивые, могут быть различных цветов и разных размеров (показ слайдов). Все морские звезды живут только на дне, ползая по поверхности дна или зарываясь в песок. Морская звезда – это животное без головы. Она передвигается на своих лучах присосках. Рот у морской звезды расположен в центре тела с нижней стороны. Многие из морских звезд - хищники, поедающие других мелких животных. Глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. Морская звезда — одно из самых интересных морских существ. Она может восстанавливать оторванные лучи. Морские звезды совсем не умеют плавать, они бегают на своих ножках-лучиках по дну. Представьте, что вы морские звездочки, а ваши пальцы лучики, покажите, как передвигаются морские звезды по дну.
-Молодцы! Давайте внимательно посмотрим на животных, которых мы с вами встретили . Сейчас я буду задавать вам вопросы загадки, а вы должны понять, о каком морском животном идет речь:
1. Это животное без головы. В случае опасности отбрасывает лучики. Может отрастить потерянную конечность, (морская звезда).
2. Это головоногое животное, может менять цвет, маскируется под окружающую среду, и стреляет чернилами, (осьминог).
3. Эта рыбка защищается электрическим током. (Скат)
4. У этого животного рот трубочкой, а само оно похоже на шахматную фигуру. (Конек)
-Молодцы ребята, вы отгадали все мои загадки!
#1055;родуктивная деятельность.
-Дети, сейчас, я прошу вас нарисовать животное, которое больше всех вам понравилось.
#1055;альчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5-Начинаем рисовать.
Самостоятельная работа детей.
#1048;тог:
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
-Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
-О каких морских млекопитающих мы с вами узнали сегодня? Назовите их.
-Какое животное вам понравилось больше всего?
-Что вы запомнили об этом животном?
Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе «Животный мир морей и океанов».
Комплексное занятие в старшей группе...

Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов» для детей в подготовительной группе
Цель:Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях водоёмов, морей и океанов.Задачи:-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, мо...

Занятие Познавательное развитие "Животные водоёмов, морей и океанов"
Цель:Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях водоёмов, морей и океанов.Задачи:-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельф...

Материал к занятию "Животные водоёмов, морей и океанов"
Расширять представления о многообразии обитателей водоёмов, морей и океанов; развивать интерес к миру природы; формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания можно через дидактич...

Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов.» для детей в подготовительной группе
Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, медуза, осьминог, морской конёк): их внешним видом, особенностями передвижения, прис...

Животные водоёмов, морей и океанов
Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях водоёмов, морей и океанов....
Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов» для детей в подготовительной группе
Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов» для детей в подготовительной группе Цель: продолжать расширять представления детей о многообразии животных, живущих в водоёмах, м...
