консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа)

Гончаренко Татьяна Анатольевна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Творческое музицирование как основа музыкального воспитания

           Очень важно в детском возрасте помочь ребёнку осознать своё достоинство, проявить  свою  индивидуальность. Максимальное проявление  индивидуальности происходит в процессе развития творчества, которое ребёнок проявляет в разных видах деятельности. Известно, что творческому самовыражению способствует творческое музицирование.  

             На практике давно отмечено, что для развития творчества нужно обладать навыками и умениями, а  любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. С этой точки зрения очень полезны логоритмические упражнения, которые желательно включать в различные виды музыкальной деятельности, так как эти упражнения в свою очередь благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, а также внимание, память, мышление, воображение  и фантазию, то есть решается целый комплекс задач.

              Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Исключение из музыкально – образовательного процесса данного этапа закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Игры звуками подобны играм детей с камешками, палочками, орешками – они также естественны, как и ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством. Есть дистанция огромного размера между ребёнком, слушающим со стороны, как исполняет музыку педагог, и ребёнком, играющим и, тем более, творящим эту музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» её в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней»- петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять музыку.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонёк светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться – и в лёгком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте – целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.

           Как же развивать творчество, творческое музицирование в группе в свободной деятельности? Можно предложить поиграть со звуками, которые живут повсюду. Предложите детям найти предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы услышать их голоса. Обратите внимание детей на разные голоса деревянных, пластмассовых и металлических предметов.

       Послушайте с детьми бытовые звуки на аудиокассете. Пусть они попробуют отгадать, что за звуки они слышат, что эти звуки означают, какова реальная ситуация, в которой они могут появиться. Это очень интересная и непростая для детей деятельность, связанная с работой слуховой памяти и слухового воображения. Предложите детям самостоятельно изучить звуковые возможности дерева, вместе с ними определите качество деревянных звуков: тёплый, сухой, щёлкающий, трескучий. Дети должны сами постараться выяснить, от чего зависит это качество: от размера предмета, способа звукоизвлечения, силы удара.

Игры с музыкальными инструментами.

Расскажите детям, что со временем обыкновенные деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты: ложки, рубель, коробочки, клавесы, которые вначале были обыкновенными деревянными вещами: ложками ели, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки – шкатулками. Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами изящного и красивого ксилофона. Прослушайте с детьми аудиокассету со звучанием деревянных инструментов. Обратите их внимание на то, как красиво и негромко звучит ксилофон. Далее дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя по-разному на них играть, стараясь «найти» звуки, которые в них живут. Направляйте их фантазию на поиск и извлечение звуков самыми неожиданными способами. Так, можно потереть два карандаша между ладонями, постучать по столу ногтем, подушечкой пальца, ладошкой, ребром ладони, деревянной или металлической палочкой.

Задавая вопрос: «Как ещё можно поиграть на этом инструменте?» – педагог будет стимулировать изобретательность детей. Также исследуются разные приёмы игры на бубне, маракасе, ложках, металлофоне.

         Далее с детьми можно поиграть импровизированные аккомпанементы к танцевальной музыке, например, к «Камаринской»  П. Чайковского. Особенно забавный, весёлый характер такое музицирование приобретёт, если для аккомпанемента использовать бытовые вещи: карандаши, кубики, стулья, различные деревянные и металлические предметы. В заключение можно предложить детям превратиться в кукол – марионеток и потанцевать свой импровизированный танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...