Мастер -класса для воспитателей «Путешествие в экологию»
учебно-методический материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Починковский детский сад №3
Мастер -класса для воспитателей
«Путешествие в экологию»
Выполнил воспитатель высшей
квалификационной категории
Косоногова Марина Александровна
С. Починки,
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
Развивающие:
Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений. Расширить знания детей о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу Нижегородской области.
Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
Развивать продуктивную деятельность.
Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.
Воспитывающие:
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам. Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, фонограммы к песням.
Подготовка к Мастер-классу:
1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе.
3. Записать фонограммы песен о природе.
4 Подготовить конверты с заданиями.
5. Игра: Ромашка.
6. Кроссворд «Лекарственные растения»
7. Презентация «Красная Книга Нижегородской области.»
Ход мастер-класса:
Воспитатель 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведём для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Экологию», он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада. «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой». «Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Воспитатель 2. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Воспитатель 1.
1. Разминка - Блиц-вопросы.
Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых?
(Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби.
(Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла).
– Какое животное называют «кораблём пустыни» (Верблюд ).
Воспитатель 2.
2. Дидактическая игра: «Собери правильно»
Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою –
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты! –
Воспитатель 2. Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы).
На досках картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить. Для этого задания мы приглашаем всех.
Воспитатель 2. А пока команда работает мы с вами вспомним правила поведения на природе.
(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)
Воспитатель2. Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим.
Воспитатель 1.Следующее задание
3. Решение педагогических ситуаций.
(конверт с заданием у вас на столе)
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации?
Воспитатель 2 . Поиграем.
4.Шуточная игра «Концовки обманки».
Воспитатель 2. Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).
Воспитатель1.
5.Музыкальная пауза.
Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню.
(«Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка»,
«Вместе весело шагать», «Падают, падают листья»)
Воспитатель2. Следующее задание.
6. Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое для команды с правой стороны. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы с левой стороны стола команды смогли ее “прочитать”.
С одной стороны стола отгадывают конкурс.
1.Весна красна цветами, а осень пирогами.
2.Готовь сани летом, а телегу зимой.
Воспитатель 2. Пока команда готовиться, мы с вами поиграем.
А для вас конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке отгадайте?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода). (бутылка с водой)
В сундучке, то без чего не сможем жить.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня. (Воздух) (воздушный шарик)
Воспитатель 2. Команда готова показать нам свой ответ
Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать.
Воспитатель1. Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем
начиная со слов А знаете ли вы?
Ромашка:
«А знаете ли вы?»
1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало( консервные банки, шляпы, кастрюли)
6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.
10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.
Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
Воспитатель 2. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения»
Воспитатель 2. Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение.
1.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка отгадай- чабрец
2. Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей ввиду,
Может уколоть в саду. - шиповник
3.В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?- рябина
4.Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? Подорожник
5.Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. – полынь.
6. Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем- ромашка
7.Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... Одуванчик
8.Весной растет, Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.- липа
9. Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная ... калина
10. Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник
Воспитатель 1.
А сейчас мы пройдёмся По страницам Красной книги Нижегородской области.
Я считаю, что ученые не зря решили издать Красную Книгу, в нашем округе она была создана на основании. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?
Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Давайте вспомним какие животные птицы и растения, занесены в красную книгу нашего округа и находятся на территории Починковского района.
Починковский район
Спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.
В конце мастер-класса дарим сердечки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Путешествие по временам года"
Обобщить и закрепить экологические знания детей, полученные на занятиях по экологии....
Мастер класс для воспитателей "Путешествие в апельсиновую страну"
Познакомившись с данным мастер-классом Вы узнаете про экспериментирование с основными цветами, познакомить с необычными приемами выполнения экспериментирования....

Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в страну Фребеля»
Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить педагогов с теоретическими ...

Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в страну экологии»
Мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада....

Мастер класс для воспитателей «Путешествие в экологию «
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии: повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность....

Мастер класс для воспитателей «Путешествие в экологию».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесн...

Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в страну экологии»
Мастер-класс для воспитателей«Путешествие в страну экологии»...
