КАРТОТЕКА СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал
ИГРА«ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ»
ЦЕЛЬ:Развиватьмелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, тактильную память, умение выражать свои ощущения от прикосновений;развитию
воображения, фантазии
МАТЕРИАЛ:Дощечки одинаковой величины с различными поверхностями, большая доска.
ХОД: Дети знакомятся с дощечками и обучаются приемамобследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.Используются такие приемы:обследование окружающих предметов с называнием качества предметов:мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый. Воспитатель предлагает сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: пушистый, колючий, гладкий. Нахождение дощечки по описанию.
ИГРА«СКРЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Учить правильно пользоваться канцелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение.
МАТЕРИАЛ:Картонный круг или другие формы, обклеенный цветной бумагой,
канцелярские скрепки разного цвета и размера.
ХОД: Воспитатель с ребёнком приносит на стол корзинку с материалом. Взрослый тремя пальцами левой руки берёт круг, тремя пальцами правой руки – скрепку. Надевает скрепку на круг так, чтобы она оказалась на лицевой и тыльной сторонах одновременно(как скрепляют листы бумаги). Далее ребёнок продолжает работу самостоятельно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 276.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА «ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, тактильную память, умение выражать свои ощущения от прикосновений; развитию
воображения, фантазии
МАТЕРИАЛ: Дощечки одинаковой величины с различными поверхностями, большая доска.
ХОД: Дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию. Используются такие приемы: обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый. Воспитатель предлагает сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: пушистый, колючий, гладкий. Нахождение дощечки по описанию.
ИГРА «СКРЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Учить правильно пользоваться канцелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение.
МАТЕРИАЛ: Картонный круг или другие формы, обклеенный цветной бумагой,
канцелярские скрепки разного цвета и размера.
ХОД: Воспитатель с ребёнком приносит на стол корзинку с материалом. Взрослый тремя пальцами левой руки берёт круг, тремя пальцами правой руки – скрепку. Надевает скрепку на круг так, чтобы она оказалась на лицевой и тыльной сторонах одновременно (как скрепляют листы бумаги). Далее ребёнок продолжает работу самостоятельно.
ИГРА «НАЙДИ НАОЩУПЬ »
ЦЕЛЬ: Развивать координацию мелких движений кисти руки, концентрация внимания, закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, развитие классификации по различным признакам.
МАТЕРИАЛ: Ёмкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
ХОД: Воспитатель ставит перед детьми ёмкость с крупой (горох, гречка или фасоль). Ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.
ИГРА «НЕВИДИМЫЕ ДОРОЖКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать умение выполнять задание до конца, активизация движений большого и указательного пальцев.
МАТЕРИАЛ: Горох, фасоль, бусинки, ткань (два отрезка ткани прострочены так, чтобы имелись ходы, по которым можно проталкивать предметы).
ХОД: Воспитатель дает ребенку набор мелких предметов (горох, фасоль или бусины) и «невидимые дорожки» (кусочек ткани, простроченную так, чтобы имелись ходы, по которым (внутри) можно проталкивать предметы. Ребенок должен протолкнуть пальчиками по «невидимым дорожам» данные предметы.
ИГРА «POP IT»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие тактильного восприятия; развивать умение сосредотачиваться, ориентироваться на полотне игрушки. Развивать мышление, мелкую моторику рук.
МАТЕРИАЛ: Игрушка POP IT
ХОД: Воспитатель демонстрирует игрушку и предлага-ет выполнить задание: лопни пузырьки одним пальцем, двумя, тремя, большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем… и так же по аналогии с другими пальцами.
ИГРА «СОРТИРОВКА»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, коорди-нации движений, подготовка руки к письму.
МАТЕРИАЛ: Игрушка POP IT, мелкие предметы (бусины, помпоны, горох или фасоль), пинцет
ХОД: Воспитатель предлагает рассмотреть игрушку POP IT и выполнить задание: если перевернуть игрушку можно увидеть вогнутые ячейки, в которые отлично поместятся маленькие предметы. Попросить ребенка разложить по одному предмету в каждую ячейку пинцетом (вариант усложнения: выкладывать пинцетом в ячейки в определенной последовательности (например, бусина-горох-помпон и т.д.)
ИГРА «ПАЗЛЫ»
ЦЕЛЬ: Развивавать мелкую моторику рук, учить соединять части предметов одно целое; формировать первичные представления о многообразии предметного окружения. Развитие познавательных интересов детей.
МАТЕРИАЛ: Пазлы
ХОД: Перед детьми на столе воспитатель кладёт пазлы. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей (для начала можно использовать пазлы из 6-8 частех, постепенно увеличивая количество деталей).
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координа-ции движений, подготовка руки к письму.
МАТЕРИАЛ: Пары предметов (например: лист бумаги и книга; стакан и грелка; деревянный брусок и резиновая игрушка; сухой носовой платок и влажное полотенце; сырой картофель и вареная морковь и т.д.
ХОД: Воспитатель предлагает определить на ощупь противоположные качества и свойства двух предметов тяжелый - легкий; теплый - холодный; твердый - мягкий;
сухой - мокрый; сырой - вареный; колючий – гладкий.
ИГРА «РЕЗИНОЧКИ»
ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики, закрепление знания цветов, умение выполнять
задание по образцу, развитие координации движений, развитие счета, запоминание
названий пальцев, пространственная ориентация.
МАТЕРИАЛ: Разноцветные резиночки для волос, карточки
ХОД: Ребенку дается одна карточка и нужно, чтобы ребенок надел на пальцы резинки согласно изображению. Как только ребенок выполняет условия, он подни-мает руки вверх. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Если задание выполнено все правильно, так, как показано на карточке, то эту карточку ребенок забирает себе. Вариант игры: соревновательный (в игру играют два и более ребенка. Каждый берет себе карточку и выполняют задание на скорость.
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта, научить детей смешивать краски для получения нового цвета; закреплять знание цетов, учить называть оттенки; воспитывать аккуратность.
МАТЕРИАЛ: Листы бумаги, краски, баночки с водой, палитра, кисточки
ХОД: Воспитатель сообщает, что сегодня детям предстоит рисовать, не простыми, а волшебными красками. «Какого цвета апельсин!» Правильно, оранжевого. Предлагает детям смешать красную и жёлтую краски, чтобы получить оранжевый цвет. И раскрашивают апельсин. Для киви смешивают красную и синюю – коричневый, для яблока зелёный и жёлтый - салатовый цвет. Работы вывешиваются и анализируются, дети вспоминают, какие фрукты они знают и какого они цвета. Темы рисования могут быть разнообразны.
ИГРА «ВЫЛОЖИ УЗОР»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного и тактильного восприятия; развивать зрительное воображение, ориентировку в малом пространстве.
МАТЕРИАЛ: Игрушка POP IT, декоративные камешки (или крупные бусны)
ХОД: Ребенку предлагается выкладывать декоративные камешки в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор. Усложнение игры:
могут выложить букву или цифру, тем самым, закрепив ее зрительный образ.
ИГРА «МАСТЕРСКАЯ ФОРМ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного восприятия; закрепить полученные знания и умения о геометрич. формах, воспроизводить разновидности геометрических фигур.
МАТЕРИАЛ: В зависимости от задач можно использовать шнуры, шерстяные нити, проволоку, горох, фасоль, счѐтные палочки.
ХОД: Воспитатель показывает детям материал (шнуры, шерстяные нити, горох, проволоку и т.д.) Дети выкладывают контур фигур по схеме, по названному слову, по желанию.
ИГРА «БУСЫ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие тактильного восприятия; развивать умение работать с мелкими предметами, бусинами; развивать мелкую моторику.
МАТЕРИАЛ: Макароны (покрашенные) разных форм, бусины, тонкий шнурок
ХОД: Воспитатель показывает детям собрать бусы из макарон и бусин (собирать бусы можно по представлению и желанию, а можно с чередованием, например макароны-бусина и т.д.) Вариант игры: предложить детям окрашенные макароны и пусть дети самостоятельно покрасят их (заранее выбрав, из каких макарон и бусин будут состоять бусы).
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ МОРДОЧКИ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие тактильного восприятия; развивать умение работать с крупами, создавать изображение, включая воображение; развивать мелкую моторику.
МАТЕРИАЛ: Тесто, крупы (горох, макароны, фасоль и т.д.).
ХОД: Воспитатель показывает детям крупы и тесто, говорит о том, что с помощью этих материалов можно сделать забавные мордочки. Дети разминают тесто, придают ему форму плоского круга и с помощью круп украшают.
ИГРА «ЛАБИРИНТ»
ЦЕЛЬ: Формировать умение двигать мяч (шарик) в разном направлении по лабиринту. Развитие усидчивости, терпения, пространственной ориентации и вни мания, развитие мелкой моторики рук.
МАТЕРИАЛ: Игровое поле с лабиринтом (лабиринт сделать из трубочек), шарик
ХОД: Воспитатель предлагает рассмотреть игровое поле с лабиринтом и шарик. Далее обращает внимание на дорожки, как они расположены на плоскости. Предла-гает поиграть в весёлый шарик и прокатить его по лабиринту. Нужно прокатывать шарик, наклоняя игровое поле.
ИГРА «СЕНСОРНАЯ ТРОПА»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие тактильного восприятия; развитие тактильной чувствительности ступней ног; развивать коор-динацию движений
МАТЕРИАЛ: «Cенсорная тропа» - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д .)
ХОД: Воспитатель предлагает детям пройти по «сенсорной тропе» босиком или в тонких носках.
ИГРА «ИЗМЕРЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного восприятия; обучить использованию различных условных мерок; расширять познавательную среду.
МАТЕРИАЛ: Предметы; условные мерки: палочка, карандаш, ленточка, чашки, ложки, мензурка и т.п.; крупы или вода, ленты.
ХОД: Воспитатель предлагает детям: 1) измерить расстояния между предметами, используя условные мерки: палочку, карандаш, ленточку, шаги и т.д. 2) измерить сыпучие и жидкие вещества, находящиеся в разных бы-товых сосудах - банке, бутылке, кувшине и др., используя условные мерки: маленькую и большую чашки, мензурку, чайную и столовую ложки и т.д.
ИГРА «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие слухового восприятия; развивать дифференциацию неречевых звуков; расширять познавательную среду.
МАТЕРИАЛ: Стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма и др. предметы.
ХОД: Воспитатель ставит перед детьми ширму и за ней располагает материал к игре. Сначала показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Дети должны определить, что они слышат (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
ИГРА «ТАКТИЛЬНЫЕ ШАРИКИ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координа-
ции движений, подготовка руки к письму.
МАТЕРИАЛ: Воздушные шарики с различными наполнителями (по 2 шт. каждого наполнителя).
ХОД: Воспитатель насыпает в надувные шарики разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, пуговки, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку.
ИГРА «АРОМАТНЫЕ БАНОЧКИ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие обонятельного восприятия; развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией. Формирование умения классифицировать объекты по запаху.
МАТЕРИАЛ: Набор пластиковых баночек с ватными шариками внутри (на которых наносятся ароматы), картинки продуктов.
ХОД: Игра проводится воспитателем, он контролирует и направляет игру. Воспитатель берет баночку из одного набора, открывает крышку и дает нюхать.
Задача детей — найти картинку продукта, запах, которого он уловил в баночке. После определения запаха ребенок ставит баночку на картинку с продуктом и продолжает с оставшимися баночками.
ИГРА «РИСОВАНИЕ НА КРУПЕ»
ЦЕЛЬ: Развивать координацию мелких движений кисти руки, концентрация внимания, закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, развивать у детей фантазию.
МАТЕРИАЛ: Поднос с ярким рисунком, манка
ХОД: Воспитатель ставит поднос с ярким рисунком, насыпает на него манку и предлагает порисовать. Манку насыпать тонким равномерным слоем. Провести пальчиком по манке – получится линия. Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не
только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики.
ИГРА «ЗОЛУШКА»
ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать умение выполнять задание до конца, воспитывать усидчивость, желание заниматься.
МАТЕРИАЛ: Крупы (горох, фасоль), маленькие игрушки из киндер сюрприза, поднос, 3 тарелочки, платок (или шарф)
ХОД: Воспитатель ставит на стол поднос, на котором перемешаны горох, фасоль и маленькие игрушки. Воспитатель объясняет задание: игроку завязывают глаза и он должен с завязанными глазами рассортировать по тарелочкам отдельно – горох, фасоль, маленькие игрушки. Перед началом игры обговорить место, на каких тарелках будет лежать каждый материал.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПОМПОНЫ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного и тактильного восприятия, учить складывать помпоны по образцу, продолжат учить
различать цвета; развитие мелкой моторики рук.
МАТЕРИАЛ: Стаканчики, щипчики (игрушечные), разноцветные помпоны, карточки с образцами
ХОД: Игра может проводится индивидуально или с группой детей. Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены стаканы с помпонами (в каждом стакане определенное количество помпонов, определенного цвета). Ставит перед детьми коробку с помпонами и пустые стаканы, предлагает с помощью щипчиков разложить помпоны по стаканчикам так, как нарисовано на картинке.
ИГРА «ДОСОЧКИ СЕГЕНА»
ЦЕЛЬ: Формировать зрительное восприятие; развивать слуховое восприятие, концентрацию внимания, цветовосприятие, цветоощущение, различение цветов; логическое мышление и речь.
МАТЕРИАЛ: Разноцветные рамки и вкладыши
ХОД: Для начала воспитатель может просто продемонстрировать детям пособие, разные детали фигурки. Они наблюдают, как взрослый собирает рамки, вкладыши по соответствию. Далее предлагает детям самостоятельно справиться с заданием.
ИГРА «МОЗАИКА ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА»
ЦЕЛЬ: Формировать навыки работы с бросовым материалом. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение.
МАТЕРИАЛ: Разноцветные пуговицы или пробки от пластиковых бутылок.
ХОД: Воспитатель предлагает ребенку выложить рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т.д. После того, как ребенок научится выполнять задание без помощи, предложить придумыватьсвои варианты рисунков. В таких играх закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
ИГРА «ПАЛОЧКИ В РЯД»
ЦЕЛЬ: Развивать сенсорное восприятие окружающего мира; развивать сенсорные анализаторы, моторику; синхронное составление двух сериационных рядов, расширять познавательную среду.
МАТЕРИАЛ: Два набора, каждый из которых состоит из 10 палочек разной длины
ХОД: Воспитатель дает ребенку 2 набора палочек и предлагает выложить из 20 палочек два ряда: один - в порядке уменьшения, другой - в порядке увеличения длины.
ИГРА «КОНТУРЫ»
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного восприятия; расширять познавательную среду; учить различать предметы по контуру; развивать внимание.
МАТЕРИАЛ: Карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов
ХОД: Воспитатель демонстрирует ребенку карточку и предлагает назвать все изображения.
ИГРА «СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать сенсорное восприятие окружающего мира; развивать сенсорные анализаторы, мелкую моторику; расширять познавательную среду: ознакомление с цветом; с флорой, фауной и с другой различной тематикой
МАТЕРИАЛ: Наварианты наполняемости таких коробок (крупы, природный материал, бумага и т.д.). маленькие игрушки (животных, людей, транспорта и т.д.)
ХОД: Дети играют под присмотром воспитателя!!! Дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
ИГРА «УГАДАЙКА»
игры с кинетическим песком
ЦЕЛЬ: Способствовать накоплению сенсорного опыта через развитие тактильного и зрительного восприятия, развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствитель-
ности, координации движений.
МАТЕРИАЛ: Кинетический песок, штампики, разные предметы
ХОД: Воспитатель сначала предлагает потрогать песок, обращает внимание на то, что на песке остаются следы. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им
след на песке, а второму играющему нужно угадать этот предмет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Картотека пальчиковых игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Картотека пальчиковых игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Картотека пальчиковых игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
Экологическое воспитание дошкольников...

Картотека релаксационных упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Подбор релаксационных упражнений для работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыс...

Картотека дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
Учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов....

Картотека дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
Картотека дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности...




