Консультации для воспитателей
консультация

Ланчева Наталья Александровна

Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности».

Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей в процессе образовательной деятельности».

Консультация для воспитателей на тему: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД №6 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

141300 г. Сергиев Посад, ул. Воробьёвская, д. 36, тел. 8(496)-540-50-88, факс. 8(496)-540-50-88.

Консультация для воспитателей

на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности».

                                   Подготовила:

             воспитатель 1 кв.категории

                Ланчева Н.А.

                                  «Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего

        Мир природы с безграничным богатством  явлений,

        С неисчерпаемой красотой. Здесь в природе,

        Вечный источник детского разума».

                                                                                 В Сухомлинский.

Слайд 2 актуальность темы.

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

Слайд 3.

Игра как средство экологического воспитания дошкольников. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение.

Игра для них – учёба; игра для них – труд; игра для них – серьёзная форма воспитания;  игра для дошкольников – способ познания окружающего; игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность .Дети дошкольного возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения (не бросать камень в кошку, не оставлять после себя мусор, не разорять муравейник.., не сорвут без надобности цветок и листок).

Слайд 4.

Общая цель игр по экологическому воспитанию – формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

- Учить детей замечать изменения происходящие в природе и устанавливать причинно – следственные связи.

- Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.

- Воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать и сопереживать.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа, растения, животные, человек, неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь; об экологическом пространстве. Для более глубокого достижения целей по экологическому воспитанию, для обогащения чувственного опыта ребёнка, развития его умственных способностей (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира), в группе большой выбор игр по экологическому воспитанию.

Слайд 5 Игра «Кто, чем питается?»

Цель игры: внимательно всматриваться в картинки; упражнять в нахождении пары, объяснять свой выбор. Активизировать в речи детей названия птиц, животных: диких и домашних. Воспитывать интерес и заботу к животным и птицам.

Слайд 6  игра «Сложи картинку» (сезонные изменения в природе).

Цель игры: Закрепить знания детей о природе, о временах года. Учить быстро составлять картинку с сезонным изменением и описывать её.

Слайд 7 игра «Четвёртый лишний – найди и замени»

Цель игры: систематизирование знаний находить существенные признаки насекомых, животных, обитателей водоёмов, отличающие признаки обитателей разных классов. Развивать умение анализировать и обобщать, делать выводы и находить решение.

Слайд 8 игра «Кто где живёт?»

Цель игры: Уточнить знание детей о названиях и местах обитания животных, птиц; развивать внимание, сообразительность, память.

Слайд 9 игра «Береги природу»

Цель игры: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (лесу) закреплять знания об охране объектов природы, о правилах поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 10 Словесная экологическая игра «Береги природу»

Цель игры: Закреплять знания об охране объектов природы, развивать речь, мышление, воспитывать любовь к природе ко всему живому.

Слайд 11 Творческие экологические игры

Цель: Эти игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, основаны на различных событиях жизни посещение зоопарка, поездка в деревню, на юг и т. Д.

Слайд 12 игры с природным материалом, творим и играем

Слайд 13 Главные принципы жизни каждого ребёнка в гармонии с природой

  1. «Не навреди», 2. «Познавая, не разрушай», 3. «НЕ бери у природы больше, чем тебе необходимо», 4. «Подумай о последствиях!».

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала

И росли, как цветы малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

                                                     Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №6 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

141300 Г. Сергиев Посад, ул. Воробьёвская, д.36, тел. 8(496)-540-50-88

Консультация для воспитателей

на тему:

«Экологическое воспитание детей в процессе образовательной деятельности»

                                                                                                                                 Подготовила:

        воспитатель 1кв. категории

        Ланчева Н. А.

               

                           

   Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Развитие положительных нравственных качеств. Побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе. Воспитание этических чувств. Развитие эмоций средствами природы. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста. Специально – организованная деятельность в процессе формирования экологической культуры это: игровая деятельность, развитие всех психических процессов, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, музыкальное развитие, физическое развитие, познавательно – речевое развитие). Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе образовательной области физического развития: проведение физкультуры в ДОУ, сочетающие двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием экологической культуры. Наряду с выполнением физических упражнений дети, под руководством воспитателя, проводят наблюдения за природными явлениями сезонными изменениями. В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности. Упражнения дыхательной гимнастики: «Одуванчик», «Морозко», «Радуга обними меня».  Общеразвивающие  упражнения: «Лисичка», «Поймай снежинку», «Колокольчик» и т. д.Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Льдинка, ветер и мороз», «Скворечники», «Цветы и ветерки». Осуществление экологического воспитания детей в социально-коммуникативном  развитии. В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные формы и правила поведении в природе. Педагогически правильно организована игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактической игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких знаний, который попадаются в иллюстрациях, картинках. В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр. Например «Теремок» формируется у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации проявления заботы. Сострадания, сочувствия, отзывчивости, а также зачатки экологического идеала русских народных сказок о животных, где добро побеждает зло. Правильное общение воспитателя с детьми в трудовой деятельности имеет особо глубокий смысл: дети учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего кму не хватает в данный момент. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один раз на протяжении всего мероприятия. Формировать у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах повеления в них. Приобщения к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Дать детям представления о том, что в природе всё взаимосвязано (одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.) В группе подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматриваем иллюстрации в книгах о природе. Проводим беседы, обсуждаем  прочитанное. При знакомстве с поэзией детям легче и проще даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение её в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках.   Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки. Через литературу ребёнок учится правильно выражать своё мнение. Художественно-эстетическое развитие. Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления - цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором зарождается интерес к гармонии цветов, звуков. Экологическое воспитание реализуется в слушание музыки, пение, в музыкально – ритмических  движениях, музыкальном творчестве. Знания по экологии, полученных в образовательных областях – это важная интеллектуальная информация. Но когда эти знания проходят через театрализованную деятельность, которая, по сути, является для ребёнка поведенческим опытом, когда ребёнок проживает конкретный образ какого – то  зверя, насекомого, растения, он начинает осознавать и чувствовать что его персонаж боится. Чему – то радуется, как выживает, как развивается, как взаимодействует с человеком и окружающим миром. В театрализованной деятельности роли меняются, развивая способность быть другими понимать  другого. В качестве примера хочу привести сказку Сутеева «Под грибом». Суть этой сказки в опасной ситуации показаны поведения и мудрые взаимоотношении зверей и насекомых друг и другом и с окружающим миром. Через персонажей дети конкретно переживают эту опасную для животных ситуацию в природе. И как образец поведения для человека – в этой опасной ситуации животные не вредят друг другу. Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания. Как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.



Предварительный просмотр:

     

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 13».

Сергиево Посадского муниципального района Московской области.

Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии д. 240 корп.1,

тел. 54-2-72-54

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

                                                                                                          Подготовила:

                                                                                                                              Воспитатель 1кв. категории

                           Ланчева Н. А.

Пока ребёнок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремлённым, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее, предоставлять воле случая. Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами потребует от ребёнка правильно их понимать и соответственно на них реагировать. Эмоции регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы, а также его деятельности. И важно научить ребёнка управлять своими эмоциями пользоваться языком эмоций, как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Такие умения позволяют малышу произвольно контролировать своё поведение, и будут способствовать положительной коммуникации с окружающими. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь собственное мнение,  позволяет доверять себе и своим чувствам. Эмоциональное благополучие человека, уверенность в себе, чувство защищённости, положительное самоощущение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, дети учатся жить рядом с другими людьми, учитывать их интересы. Усваивают правила и нормы поведения в обществе. То есть становятся социально компетентными. Именно в общении и совместной деятельности ребёнка овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Одной из таких совместных видов деятельности является театрализованная деятельность. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Большое и разностороннее влияние на личность ребёнка театрализованных игр позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш  испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром  во всём его многообразии  через образы, краски, звуки. Дети учатся проявлять любознательность, наблюдательность, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, чётко формулировать свои мысли и излагать их публично. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованные занятия позволяют расширить и активизировать словарь ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Каждая новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. В работе над этим у него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Кроме того, именно театрализованные игры, досуги, праздники, подготовка к спектаклю и сам спектакль дают возможность ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Известно, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные /интонация, лексика и синтаксис/ и невербальные /мимика, жесты, поза/ средства. Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки, при передаче образов  персонажей постановок. Можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребёнка умение владеть своим телом, его пластики. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка. Благодаря детскому воображению ребёнок воспринимает происходящие в сказке, в постановке как реальность, он сопереживает разыгрываемые события, сочувствует, переживает и радуется за героев, даёт моральные оценки их действиям и поступкам. А это значит, что театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей эмпатии. Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения, коммуникативные способности. Во – первых, тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая всегда заключена в каждой сказке, литературном произведении и конечно находит место в театрализованных постановках. Это дружба, честность, доброта, отзывчивость, смелость, справедливость, щедрость. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, к поступкам героев, к различным событиям и ситуациям. Герои театрализованных игр становятся образцами для подражания, ребёнок отождествляет себя с полюбившимся образом позволяет оказывать позитивное влияние на детей. ВО – вторых, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие собственные проблемные ситуации опосредованно от лица, какого – либо персонажа. Это помогает детям преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. В – третьих, театрализованные игры позволяют развивать у детей умение взаимодействовать для достижения общих целей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников и детей из других групп. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях. А расширение кругозора общения создаёт полноценную среду развития, помогает каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным  членом сообщества. Это придаёт ему уверенности в себе. Кроме того театрализованная деятельность способствует формированию положительных черт характера (щедрость, смелость, верность, сочувствие, трудолюбие….) и отрицательного отношения к проявлению негативных черт характера. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.  

                               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...