Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Теоретико – методический аспект.
статья (старшая группа)
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема формирования первичных экономических представлений и основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Обосновывается необходимость начала данного процесса в период дошкольного детства, характеризуемый высокой восприимчивостью к социальным нормам и способностью к усвоению базовых моделей поведения. Определяются ключевые понятия, задачи и содержательные компоненты финансового просвещения старших дошкольников. Подробно анализируются ведущие средства, методы и формы педагогической работы с учетом психофизиологических особенностей детей 5-7 лет. Особое внимание уделяется принципу интеграции экономического содержания в различные виды детской деятельности и роли семьи как основного транслятора финансовых установок. Материал предназначен для исследователей в области дошкольной педагогики, практикующих воспитателей и родителей. Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическое воспитание, дошкольный возраст, денежные отношения, ресурсы, потребности, планирование, дидактическая игра.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Теоретико – методический аспект.
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема формирования первичных экономических представлений и основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Обосновывается необходимость начала данного процесса в период дошкольного детства, характеризуемый высокой восприимчивостью к социальным нормам и способностью к усвоению базовых моделей поведения. Определяются ключевые понятия, задачи и содержательные компоненты финансового просвещения старших дошкольников. Подробно анализируются ведущие средства, методы и формы педагогической работы с учетом психофизиологических особенностей детей 5-7 лет. Особое внимание уделяется принципу интеграции экономического содержания в различные виды детской деятельности и роли семьи как основного транслятора финансовых установок. Материал предназначен для исследователей в области дошкольной педагогики, практикующих воспитателей и родителей. Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическое воспитание, дошкольный возраст, денежные отношения, ресурсы, потребности, планирование, дидактическая игра.
Введение
Современная социально-экономическая реальность предъявляет человеку высокие требования, среди которых способность к адаптивному и ответственному финансовому поведению занимает одно из ключевых мест. Финансовая грамотность становится неотъемлемым компонентом функциональной грамотности личности, гарантирующим не только материальное благополучие, но и социальную стабильность в целом. В этой связи закономерным является смещение акцента в вопросах финансового просвещения на более ранние возрастные этапы. Если ранее вопросы экономики и управления личными финансами считались прерогативой исключительно взрослых, то сегодня педагогическое сообщество и родительская общественность приходят к консенсусу о необходимости закладывания основ грамотного финансового поведения уже в дошкольном детстве. Дошкольный возраст (5-7 лет) представляет собой сензитивный период для формирования первичных представлений о социокультурных нормах, в том числе и нормах экономических. Это этап интенсивной социализации, когда ребенок выходит за рамки семейного круга и начинает активно познавать сложную систему общественных отношений. Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущего отношения к материальным и духовным ценностям, формируются основы будущей жизненной позиции. Следовательно, грамотно выстроенный процесс формирования основ финансовой грамотности не является искусственной «адаптацией» школьной программы для малышей, а представляет собой органичный компонент целостного развития личности дошкольника, его подготовки к жизни в обществе. Целью данной статьи является теоретическое обоснование и определение методических путей формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
- Сущность и содержание понятия «основы финансовой грамотности» применительно к дошкольному возрасту
При проектировании педагогического процесса крайне важно избежать некорректного переноса понятийного аппарата из взрослой или школьной практики. Финансовая грамотность дошкольника – это не знания о кредитных ставках или инвестиционных портфелях. Это система первичных экономических представлений и установок, в которую входят - первичные экономические представления: понимание природы и функций денег как универсального средства обмена; умение дифференцировать денежные единицы; представление о таких базовых категориях, как «доход» (деньги, которые зарабатывают родители за труд), «расход» (траты семьи), «семейный бюджет» (план доходов и расходов), «цена» (количество денег, которое нужно отдать за товар). Навыки рационального поведения: умение соотносить свои «желания» (сиюминутные потребности) и «возможности» (ресурсы семьи); понимание необходимости выбора и его последствий; формирование основ планирования (например, накопление на желанную, но дорогую игрушку). Социально-трудовые компетенции - осознание связи между трудом и его денежным вознаграждением; уважение к труду родителей и других людей; понимание ценности не только денег, но и других ресурсов (время, силы, природные богатства). Нравственные ориентиры: формирование представлений о честности, ответственности, бережливости (не как скупости, а как противоположности расточительству), щедрости и благотворительности. Таким образом, содержательный компонент работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников структурируется вокруг нескольких ключевых блоков: «труд и заработок», «деньги и их использование», «потребности и желания», «ресурсы и их ограниченность», «бережливость и планирование».
- Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста как основа для построения педагогической работы
Эффективность любой педагогической технологии напрямую зависит от ее соответствия возрастным возможностям детей. Для старшего дошкольника характерны следующие особенности, которые необходимо учитывать. Наглядно-образный тип мышления. Ребенок познает мир через конкретные образы и действия. Абстрактные понятия, такие как «деньги», «бюджет», «экономика», должны быть максимально материализованы и представлены в виде знакомых объектов и ситуаций. Доминирование игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, в которой ребенок добровольно и с удовольствием моделирует отношения взрослого мира, присваивает социальные нормы. Это главный инструмент обучения. Эгоцентрическая позиция. Ребенку сложно принять точку зрения другого человека. Его суждения о финансовых вопросах изначально исходят из собственных желаний («хочу это»). Задача педагога – мягко подводить к пониманию интересов и возможностей других членов семьи. Неустойчивость внимания и высокая утомляемость. Подача материала должна быть дозированной, динамичной, сменяющей виды деятельности. Высокая внушаемость и авторитет взрослого. Личный пример родителей и воспитателей, их высказывания о деньгах, работе, покупках становятся для ребенка основным источником формирования финансовых установок, которые часто носят неосознанный, импульсивный характер. Учет этих особенностей означает, что обучение должно быть практико-ориентированным, встроенным в живые ситуации, проходить в игровой форме и опираться на положительный пример значимых взрослых.
- Методы и формы формирования основ финансовой грамотности в условиях ДОО Методический арсенал педагога дошкольного образования разнообразен.
Ведущим методом, безусловно, является игра. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Супермаркет», «Банк», «Ярмарка», «Семья» (с сюжетом планирования крупной покупки). В процессе игры дети не только усваивают термины («цена», «сдача», «чек», «кошелек»), но и отрабатывают поведенческие модели: совершают выбор, рассчитываются, ведут торг, принимают решения о необходимости покупки. Дидактические игры: «Что дороже?», «Размен денег», «Найди монету по описанию», «Семейный бюджет» (упрощенный вариант с карточками доходов и расходов), «Желания и возможности», лото и домино с изображением денежных знаков и товаров. Эти игры способствуют закреплению конкретных знаний и навыков. Настольно-печатные и авторские игры. Создание игровых полей, где ребенок, бросая кубик, попадает в ситуации, требующие финансового решения (получил «карманные деньги» – сделал шаг вперед; потратил все на ненужное – пропусти ход; совершил выгодный «обмен» – получи бонус). Помимо игр, эффективны следующие формы работы: Проблемные ситуации и беседы. Обсуждение литературных произведений, специально подобранных или адаптированных (например, сказок с экономическим подтекстом: «Муха-Цокотуха», «Три поросенка», «Золотой ключик»). Анализ поступков героев - был ли труд Старика из «Сказки о рыбаке и рыбке» оплачен? Почему поросята из «Трех поросят» оказались в разной ситуации? Почему Буратино быстро потерял свои пять золотых? Проектная деятельность. Долгосрочный проект «Ярмарка» включает в себя этапы: изготовление товаров (поделки, рисунки), установление на них «цены», создание «денег» для ярмарки, реклама своего товара, непосредственная торговля и подсчет «выручки». Это комплексная деятельность, интегрирующая познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Встречи с интересными людьми. Приглашение родителей разных профессий (банковский сотрудник, продавец, предприниматель) для рассказа о своей работе в доступной для детей форме. Экскурсии. Посещение отделения почты (где можно увидеть, как оплачивают услуги), банка (рассмотреть банкомат, терминал), наблюдение за работой кассира в магазине. Крайне важен принцип интеграции. Основы финансовой грамотности не должны быть выделены в отдельное «занятие по экономике». Они органично вплетаются в другие образовательные области. Познавательное развитие: формирование представлений о профессиях, счет и классификация, сравнение предметов по разным параметрам (в т.ч. по цене). Речевое развитие: обогащение словаря (деньги, бюджет, цена, покупка, экономить), составление рассказов по сюжетным картинам на экономические темы. Социально-коммуникативное развитие: формирование основ безопасного поведения (нельзя брать деньги у чужих людей, сообщать данные карты родителей), воспитание трудолюбия и ответственности. Художественно-эстетическое развитие: лепка и рисование денег для игры, создание рекламных плакатов для своего «товара» на ярмарке.
- Роль семьи в процессе финансовой социализации дошкольника
Семья является первичным и наиболее влиятельным институтом финансовой социализации ребенка. Именно в семье формируются глубинные, часто неосознаваемые установки по отношению к деньгам: деньги – это зло или благо; их всегда не хватает или они есть; их нужно тратить немедленно или копить. Педагогическая задача ДОО – не подменять семью, а выступать в роли компетентного консультанта, координирующего усилия родителей. Рекомендации для родителей могут включать. Давать карманные деньги. Это мощнейший практический инструмент. Сумма должна быть небольшой, фиксированной и выдаваться регулярно. Важно предоставить ребенку свободу распоряжаться этими деньгами (даже если он совершит ошибку и потратит их сразу на мелочь), а затем проанализировать вместе его выбор. Вовлекать в обсуждение семейного бюджета. На доступном уровне: «Мы можем сходить в кино или купить торт. Выберем что-то одно, потому что на этой неделе у нас запланированы другие траты». Это формирует понимание ограниченности ресурсов и необходимости выбора. Поощрять труд и усилия. Важно, чтобы ребенок понимал, что деньги не появляются сами по себе из «банкомата», а являются результатом труда. Можно ввести систему небольших вознаграждений за помощь по дому, выходящую за рамки обычных обязанностей. Однако необходимо соблюдать баланс, чтобы не сформировать потребительское отношение к семейным обязанностям («Заплати – тогда помогу»). Подавать личный пример. Обсуждать покупки, сравнивать цены, демонстрировать рациональное поведение в магазине, показывать ценность не только денег, но и времени, проведенного вместе. Использовать повседневные ситуации. Поход в магазин – это лучший тренажер. Ребенку можно поручить найти товар по списку, сравнить цены на аналогичные продукты, рассчитать, хватит ли денег на что-то дополнительное, получить сдачу от кассира.
Заключение
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста – это сложный, многогранный и целенаправленный процесс, интегрированный в общую систему воспитания и развития ребенка. Его успешность определяется не столько передачей суммы знаний, сколько грамотным моделированием ситуаций, в которых ребенок может усвоить адекватные модели экономического поведения.
Ключевыми условиями эффективности являются
Учет возрастных особенностей через доминирование игровых и наглядно-практических методов. Интеграция экономического содержания в различные виды детской деятельности и образовательные области. Комплексный подход, сочетающий формирование знаний, навыков, поведенческих моделей и нравственных ориентиров. Тесное и осознанное партнерство с семьей, направленное на согласование ценностных и поведенческих установок. Раннее финансовое просвещение, лишенное формализма и излишней академичности, закладывает прочный фундамент для будущей финансовой самостоятельности и ответственности личности. Оно способствует не только умению грамотно распоряжаться денежными средствами, но и воспитанию таких качеств, как целеустремленность, дальновидность, критическое мышление, уважение к труду и рациональное отношение к ресурсам. В конечном итоге, это вклад в формирование человека, способного к успешной и адаптивной жизни в условиях современного экономического общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическая разработка дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Начинать работу по формированию основ финансовой грамотности детей необходимо с дошкольного возраста, так как данный период является наиболее благоприятным для формирования первона...

«Методическая разработка дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
laquo;Методическая разработкадидактических игрпо формированию основфинансовой грамотностиу детей дошкольного возраста»....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Методическая разработка «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка будет интересна педагогическим работникам образовательных организаций, занимающихся финансовым просвещением детей, и способствуют формированию у детей необходимой мотивации для...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Цель: Содействовать развитию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Углублять знания воспитанников о семейном бюджете. Расширять представления детей о де...
