Консультация для родителей на тему: « Особенности развития детей 3-4 лет»
материал (младшая группа)

Хмелева Таисия Валерьевна

обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 лет; о сенсорном развитии  детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

« Особенности развития детей 3-4 лет»

Цель: обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 лет; о сенсорном развитии  детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами. Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3–4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека. Важно, чтобы родители знали о некоторых особенностях, которые проявляются в поведении детей в этом возрасте, чтобы помочь ребенку развиваться в правильном направлении. Особенности детей в возрасте 3–4 года.

Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3–4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции. Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей. Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности. Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира. Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов. Память детей в этот период образная, запоминаются в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша. При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время. Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми.

Музыка для детей.

 Многие родители начинают водить своих детей на занятия по музыке и танцам в дошкольном возрасте, желая с ранних лет развивать у ребенка творческие способности. Важно учитывать, что в таком возрасте дети непосредственны и очень эмоциональны. Как правило, малышам нравится двигаться под музыку, но движения несколько несуразны, неточны. Любые занятия, связанные с танцами, обязательно должны проводиться в игровой форме, так как в возрасте трех лет это наиболее приемлемый вариант. На занятиях танцами дети учатся передавать музыкальное настроение, двигаться под музыку, соблюдая ритм, при этом они достаточно внимательно относятся к ритму. В этот период у детей развивается ориентация в пространстве, а также появляется необходимость в самовыражении. Малыши часто реализуют эту необходимость в виде движений под музыку. У детей развивается воображение, которое позволяет создавать свои движения и даже небольшие композиции. Музыка для детей 3-4 лет очень актуальна, так как именно это время считается наиболее благоприятным для закладывания этих способностей. Если упустить этот период, то в дальнейшем привить ребенку такие наклонности будет довольно сложно. Желательно, чтобы музыка для детей 3-4 лет была классической. От популярной ребенка лучше оградить, так как она оказывает негативное воздействие на нервную систему и эмоциональное состояние детей.

Как происходит развитие ребенка в этом возрасте? 3-4 года – это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители. В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей является игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что как-то связано с их собственными действиями и эмоциями. Поэтому большинство занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются детям в виде игр.

 Какие занятия можно проводить детям в возрасте 3–4 лет? Детей в возрасте 3–4 лет обязательно нужно развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия, учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал, который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор знаний доступен ребенку даже в это время. В трехлетнем возрасте у ребенка можно развивать математические способности. В это время можно научить его считать до трех, а также показывать на пальцах называемые цифры. Можно объяснить малышу основные противоположные по смыслу понятия: много – мало, широкий – узкий, длинный – короткий. Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание основных цветов, форм и фигур. Кроме того, можно научить малыша сочетать предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по основным признакам. Занятия для детей 3-4 лет должны развивать логическое мышление. Этого можно достичь, составляя вместе с малышом картинки из трех-четырех частей. Пазлы в столь раннем возрасте малышу давать еще рано. Можно просто выбирать картинки, разрезать их и вместе с ребенком складывать части в единое целое. Также можно помогать ребенку находить на картинках отличия или лишние предметы. В этом возрасте в памяти у малыша могут сохраняться слова и движения, которые повторяют взрослые, а также он может запоминать признаки, характерные для определенных предметов. Помимо всего прочего, необходимы ребенку и специальные занятия по развитию речи. Важно, чтобы в возрасте 3–4 лет дети могли самостоятельно формулировать простые предложения и описывать предметы или события. При этом малыш должен различать группы предметов по разным признакам. Рекомендуется рассказывать ребенку о признаках, свойственных предметам и животным. Достаточно, чтобы малыш мог называть хотя бы по одной характеристике. Занятия для детей 3-4 лет могут быть направлены на изучение отличий домашних и диких животных. Также можно показать им основные виды насекомых, птиц и рыб. Также в это время у малыша закладываются понятия о фруктах, овощах, ягодах и грибах. Кроме того, ребенок должен различать природные явления, такие как снег, дождь, ветер.

 Возрастные психологические особенности.

У ребенка, как уже упоминалось выше, проявляется так называемый кризис 3 лет. Именно в это время появляются изменения в поведении ребенка. Он неожиданно для родителей начинает пытаться выполнять многие действия без помощи взрослых и очень резко реагирует, если родители пытаются его опекать и помогать в чем-либо. Можно часто слышать от ребенка выражение: «Я сам». В это время он начинает осознавать себя как самостоятельного человека, отделять себя от родителей и понимать, что он в состоянии самостоятельно выполнять действия. На родителей в столь сложный, но в то же время интересный период возлагается важная задача – помогать ребенку во всем. Здесь важно ни в коем случае не критиковать неумелые действия ребенка, а наоборот, поощрять его и помогать правильно делать что-то. Это поможет малышу научиться верить в собственные силы. Также родителям или воспитателям в детском саду нужно подчеркивать важность даже малейших достижений ребенка, чтобы он с ранних лет ощущал свою уверенность и успешность. В такой период очень важно, чтобы ребенок ощущал заботу и поддержку не только родителей, но и воспитателя. Для успешного развития малыш должен доверять находящимся рядом с ним взрослым и быть привязанным к ним. Данное условие является обязательным для сотрудничества ребенка и взрослого, чтобы малыш под руководством своего родителя мог выполнять действия, учиться и развиваться.

 Развитие речи ребенка в 3–4 года

Речевое развитие очень важно для детей 3–4 лет. Этот процесс напрямую влияет на адаптацию ребенка в обществе и его дальнейшие успехи. Речь ребенка 3-4 лет должна формироваться по определенному сценарию. Желательно, чтобы родители следили за становлением малыша и контролировали процесс речевого развития. Сделать это можно, зная некоторые возрастные особенности речи детей 3-4 лет: в три года ребенок должен знать порядка полутора тысяч слов, в четыре – уже около двух тысяч; малыш должен пытаться говорить так же, как взрослые, повторять выражения, мимику; изменения в речи должны быть заметными, то есть постоянно появляются новые слова, а произношение становится более четким; малыш должен прислушиваться к новым для него звукам и пытаться повторять их; в данном возрасте ребенок должен начинать формировать свои собственные слова и словоформы; малыш пытается рифмовать слова, иногда даже сочинять небольшие стишки; допустимы ошибки в речи, ребенок в этом возрасте пытается составлять предложения и рассказывать о том, что видел и слышал; в таком возрасте у ребенка не может быть идеального произношения, поэтому не нужно думать, что у малыша присутствует отставание в развитии, если он не выговаривает все слова и звуки; нормальным для малыша является путать местами звуки и слоги в словах. Недочеты и погрешности в речи ребенка являются характерной особенностью в данном возрасте. Не стоит беспокоиться, если он не может произносить какие-то звуки или что-то путает. Главное, чтобы малыш стремился к развитию и пытался произносить новые слова и новые для него звуки.

 Несколько советов.

Родители детей 3–4 лет должны учитывать много важных моментов, чтобы не подавлять развитие ребенка. Как известно, основы личности закладываются в человеке до 5 лет, поэтому дошкольный возраст является очень важным периодом, именно в это время нужно всесторонне развивать ребенка и помогать ему делать маленькие шаги, познавать мир и добиваться первых успехов. Чтобы направить ребенка в правильное русло, нужно учесть все возрастные особенности детей 3-4 лет.

Советы родителям: 

- При наличии детей такого возраста родители не должны постоянно настаивать на своём. В этом случае дети, как правило, растут безынициативными.

- Не нужно пытаться перебороть упрямство ребенка, это может занизить его самооценку и в будущем отразиться на его уверенности в собственных силах. - Не нужно пытаться сделать всё за ребенка, наоборот, следует прививать ему самостоятельность, например, давать возможность самому убирать игрушки.

 - Нужно научиться пользоваться негативизмом ребенка. Действовать следует от обратного, например, если желаете погулять с малышом, предложите ему, наоборот, никуда не ходить. Он начнет возражать в силу особенностей этого возраста.

- Не стоит обращать особого внимания на истерики ребенка, удовлетворять его требования или ругать его. В дальнейшем это приведет к тому, что он будет использовать крик и слезы по любому поводу.

- Основное правило для родителей – следите за собой. В таком возрасте ребенок повторяет почти все, что говорят и делают родители, так что в первую очередь нужно заниматься собственным воспитанием.

 3-4 года – очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности. Важно всесторонне развивать ребенка и также приучать его к самостоятельности. 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №11г. Калининска Саратовской области»

Консультация «Развитие детей в игровой деятельности»

Цель: раскрыть роль игры в воспитании детей

В дошкольном детстве закладывается основа здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Важное место в системе общественного дошкольного воспитания принадлежит игре. Игра имеет огромное воспитательное значение. Творчески воспроизводя в игре жизнь и деятельность взрослых людей, ребенок активно овладевает нравственными нормами нашего общества. Игра обладает наибольшими возможностями по сравнению с другими видами детской деятельности.

Во всех видах игр создавать активное речевое общение детей, расширять словарный запас, развивать связную, выразительную речь; поощрять проявление воображения, инициативы в выборе игры и развитие ее замысла, в подборе материалов. В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми - дружелюбие, взаимопомощь; умение выполнять правила.

В младшем дошкольном возрасте в качестве основных приёмов руководства использовать совместные игры воспитателя со всей группой, с небольшими подгруппами и с отдельными детьми.

Важно при этом, чтобы отношения в процессе игры между взрослыми и ребенком были равными, создавалась особая, доверительная форма общения. «Обучение» способам игровой деятельности должно носить ярко выраженный эмоциональный характер. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать косвенные приемы педагогического воздействия: организацию предметно-игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры.

В процессе игровой деятельности во всех возрастных группах следует осуществлять индивидуальный подход к детям.

Необходимо совершенствовать планирование игровой деятельности, отражая в плане воспитательной работы приёмы руководства, направленные на формирование игры как деятельности и использование её как средства всестороннего развития и воспитания; систематически, целенаправленно оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей. Работу с ними строить дифференцировано, учитывая образовательный уровень и условия жизни семьи.

Обозначены два возможных пути усвоения ребенком игры. Один из них – стихийное усвоение игровой культуры в ходе непосредственного общения с взрослыми, со старшими детьми, со сверстниками. Это путь естественный. Второй путь - целенаправленное педагогическое формирование способов игровой деятельности. В условиях общественного дошкольного воспитания он становится основным.

Существенное значение в формировании игровой деятельности приобретает правильная организация предметно-игровой среды. Правильное сочетание игрушек, предметов - заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов,

Поскольку дети принимают на себя различные роли, игровые уголки уместно дополнить элементами одежды людей, с трудом которых дети знакомы.

Для выразительности передачи роли мамы можно предложить красивые сумки, фартуки, а также сделать простые украшения, например крупные бусы. Мальчикам в любой роли взрослого человека (папы, шофера, летчика) - галстуки, фуражки. Игрушки во всех группах вносятся постепенно по мере ознакомления с окружающим. Наряду с игрушками дети широко используют предметы-заместители, включают в игру воображаемые предметы, проявляя выдумку,

Надо найти удобное место для хранения предметов-заместителей (бруски, природный материал, обрезки поролона, кусочки ткани, кегли, тесьма, обруч и др.). Мебель, игровой материал, разные предметы, находящиеся в группе, дети успешно используют в качестве заместителей.

Обруч - озеро, загородка, большая кастрюля. Солдаты после учения отдыхают под столом, танкисты сидят в танке. Главное, воспитателю нужно понять замысел и фантазию детей.

Малыши с удовольствием вступают в общие игры со старшими, включаются в предложенную воображаемую ситуацию, у них формируется внимание к игре сверстников, потребность в совместных игровых действиях. Не следует забывать о том, что некоторые дети тяготеют к индивидуальным играм. Против желания их не надо вовлекать в игры со сверстниками. Однако, заметив, что ребенок хочет включиться в совместную игру, но самостоятельно это сделать не может, воспитатель приходит ему на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Консультация для родителей на тему: "Особенности развития детей 3-4 лет"

Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будующий личности, формируются предпосылки нравственно--физического и умственного развития малыша....

Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей раннего возраста»

В консультации размещён материал по развитию речи детей раннего возраста....

Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности...

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи у детей 3-4 лет

Для ознакомления с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста...