Консультация для родителей "Почему важно развивать мелкую моторику рук "
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.«Почему важно развивать мелкую моторику рук?»
Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для наших воспитанников живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Для таких детей важно то, что двигательная деятельность не только лишь знакомит с окружающим. Каждое движение сопровождается ощущениями, которые исходят и от внешних предметов, и от собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами. Двигательный компонент и восприятие взаимосвязаны, так как если нет восприятий, нет ощущений и представлений без движений и, следовательно, без связанных с ними двигательных ощущений.
Это говорит о том, что психическое развитие ускоряется под влиянием движений и ощущений, идущих с кожи, мышц.
В последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.
Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).
Остановимся подробнее на мелкой моторике.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
- скованностью движений и замедленным их темпом;
- неловкостью, угловатостью;
- отсутствием гибкости и плавности;
- недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
- отсутствием направленности на результат;
- нарушением координации движений;
- гиперкинезией, синкинезией, тремором.
Планируя работу по развитию моторики рук, учитываю то, что развитие руки происходит в определенной последовательности:
- движение от плеча;
- движение от локтя;
- движение кисти;
- движения пальцев;
- захват ладонью;
- захват пястью.
В такой же последовательности предлагаются задания детям.
При планировании работы над развитием движений рук учитываю 4 основных направления:
Развитие хватания.
Цели и задачи:
- учить захватывать предмет, действуя целенаправленно - правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние);
- учитывать в своих действиях форму и величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, а большие - двумя руками);
- учить хватать предметы по-разному: кулаком, щепотью (тремя пальцами); двумя пальцами (указательным и большим).
Развитие соотносящих действий.
Цели и задачи:
- учить использовать действия совмещения двух предметов или двух частей одного предмета (это пирамидки, вкладыши, башенки).
3. Развитие подражания движениям рук.
Цели и задачи:
- учить выполнять действия по подражанию движениям рук взрослого;
- формировать и развивать навыки ручных действий.
4. Развитие движений кистей и пальцев рук.
Цели и задачи:
- учить выполнять кистями и пальцами рук разнообразные движения;
- развивать дифференцированность, точность движений, зрительно-двигательную координацию.
По мере тренировки в ходе проведения специальных игр и упражнений у наших воспитанников стали появляться положительные динамические показатели:
- развивается умелость рук;
- укрепляется сила рук;
- движения обеих рук становятся более согласованными;
- движения пальцев рук - более дифференцированными.
При подборе игр и упражнений для развития тонкой моторики, позволяющих осуществлять коррекцию двигательных нарушений, я отметила, что здесь также нужно соблюдать определенную последовательность. Это следующие 4 блока:
Разминка (зарядка) для рук.
Игры и занятия с предметами и материалами.
Игры.
Игры с пальчиками.
Разминка или зарядка для рук - это несложный, но эффективный метод развития моторики рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Его стараюсь проводить ежедневно. Данные упражнения оказывают тонизирующее действие на нервную систему, улучшают функцию рецепторов, проводящих путей. Упражнения выполняю легко, стараясь не доставлять неприятных ощущений. Силу воздействия на руки ребенка регулирую, чтобы упражнения были укрепляющими.
Цель и задачи:
- Развитие силы рук.
- Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
Развитие точности и дифференцированности движений кистей и пальцев рук.
Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний.
Развитие осязания.
Развитие мышления и воображения.
Материалы подбираются в соответствии с целью задания. Методы обучения:
Показ действий;
Действия руками ребенка;
Поэтапная словесная инструкция.
Работу строю по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий и учитываю индивидуальные особенности и возможности ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему важно развивать мелкую моторику рук? Консультация для родителей.
Почему важно развивать мелкую моторику рук? Консультация для родителей. Папка - передвижка....

Памятка для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью «От пальчиков к голове. Как важно развивать мелкую моторику»
В памятке для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью раскрывается необходимость развития мелкой моторики рук детей и представлены практические упражнения, направленные на развитие двигате...

Консультация для родителей "Почему так важно развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?"
Консультация для родителей...

«От пальчиков к голове. Как важно развивать мелкую моторику»
В последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение. Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая...

Консультация для родителей «От пальчиков к голове. Как важно развивать мелкую моторику»
Пальчиковые игры в домашних условиях....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Почему важно развивать мелкую моторику ребенка»
Тренировку пальцев рук рассматривают как мощный физиологический стимул развития речи детей. Ребенок с рождения инстинктивно стремится использовать этот фактор, он тянется ко всем предметам, пытается м...

Консультация для родителей : " Почему важно развивать мелкую моторику рук?!"
Данная консультация будет полезна и интересна родителям детей дошкольного возраста....
