Музей "ЮГРА-родина моя"
методическая разработка (старшая группа)

Скрылева Анна Викторовна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Одним из основных направления развития детей дошкольного возраста   по ФГОС                   является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_yugra_skryleva_a.v.docx409.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 29 «Елочка»

«ЮГРА – РОДИНА МОЯ»

https://assets.change.org/photos/2/pb/xq/ksPBXQcbkGyxjUc-800x450-noPad.jpg?1509385576

Руководитель музея: Скрылева воспитатель

г. Нижневартовск

Содержание программы

№ п/п

Наименование

Страница

1.

Информационная карта

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Цели и задачи

6

4.

Планируемые результаты

6

5.

Содержание программы

7

6.

Планирование экскурсий

8

7

Перспектива развития музея

10

8.

Материально - техническое обеспечение

11

9.

Список используемой литературы

12

10.

Приложение

13

  1. Информационная карта

1

Полное        название программы

Программа        по        организации        работы        музея        далее Программа)

2

Автор программы

Скрылева Анна Викторовна, воспитатель

3

Руководитель программы

Заместитель заведующего МАДОУ  ДС №29 «Елочка»

4

Территория

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск

5

Юридический адрес организации

Адрес

628611, Ханты-мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Спортивная, дом 2

6

Телефон

8 (3466) 46-56-50 Электронная почта mbdoy_29.1@mail.ru 

7

Цель программы

Воспитание патриотизма на основе ознакомления детей с историей родного края (приобщение детей к традициям своего народа) через музей и его экспонаты. Обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребёнка. Привлечение родителей к совместному участию в реализации проектов по созданию музейной экспозиции.

8

Задачи программы

Обучающие:

  • Формировать духовно-нравственные отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  • Расширять представления детей об исторических достопримечательностях, символике края, государства.
  • Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения ХМАО – Югры.
  • Расширять и углублять знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности.
  • Систематизировать и обобщать представления детей о растительном и животном мире Югорского края.
  • Учить детей составлять небольшие рассказы - описания о родном крае, городе, природе, самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к историческому наследию своего края.
  • Развивать творческое и логическое мышление, память, внимание, воображение.
  • Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
  • Развивать творческие способности и фантазию детей (возможность создавать оригинальные экспозиции).
  • Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, смекалку.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка

как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

  • Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам.
  • Воспитание        чувства        необходимости        трудового соучастия в деле охраны родной природы.
  • Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и проектированию.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

9

Специализация программы

Нравственно – эстетическое воспитание

10

Срок        реализации программы

2024 - 2026 годы

11

Кадровое

обеспечение программы

Педагогические работники МАДОУ ДС №29 «Елочка», руководитель музея

12

География участников

Дети дошкольного возраста

13

Место        реализации программы

Музей        «ЮГРА – РОДИНА МОЯ»        МАДОУ        ДС        №29 «Елочка»

14

Официальный язык

русский

15

Новизна программы

Программа музея «Моя Югра» предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний о традициях, культуре и природе родного края.

16

Ожидаемый социальный эффект от        реализации программы

  • Наличие у детей системных знаний и представлений об истории        возникновения,        особенностях, достопримечательностях родного города, своего округа, коренных жителях Югры; название типичных представителей животного и растительного мира.
  • Будут заложены основы ценностного отношения к окружающим людям, природе и рукотворному миру.
  • У детей воспитывается чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.
  • Обогащение социально-нравственного, художественно- эстетического и познавательного опыта детей.

  1. Пояснительная записка

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Одним из основных направления развития детей дошкольного возраста   по ФГОС        является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и смоциумом.

Мини-музей «ЮГРА – РОДИНА МОЯ» стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.

Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).

Знакомство детей с землей наших предков, с природой - помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

  1. Цель Программы

Воспитание патриотизма на основе ознакомления детей с историей родного края (приобщение детей к традициям своего народа) через музей и его экспонаты. Обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребёнка. Привлечение родителей к совместному участию в реализации проектов по созданию музейной экспозиции.

Задачи

Обучающие:

  • Формировать духовно-нравственные отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  • Расширять представления детей об исторических достопримечательностях, символике города, края, государства.
  • Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения ХМАО – Югры.
  • Расширять и углублять знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности.
  • Систематизировать и обобщать представления детей о растительном и животном мире Югорского края.
  • Учить детей составлять небольшие рассказы - описания о родном крае, городе, природе, самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому своего края.
  • Развивать творческое и логическое мышление, память, внимание, воображение.
  • Развивать        художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
  • Развивать        творческие        способности        и        фантазию        детей        (возможность        создавать оригинальные экспозиции).
  • Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, смекалку.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
  • Воспитание        уважения        к        людям        труда        и        предметам        народного        творчества, художественным промыслам.
  • Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
  • Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и проектированию.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  1. Планируемые  результаты

  • Наличие у детей системных знаний и представлений об истории возникновения, особенностях, достопримечательностях родного города, своего округа, коренных жителях Югры; название типичных представителей животного и растительного мира.
  • Умение называть жилища и предметы быта коренных народов Югры, рассказывать о традиционных занятиях народов ханты и манси. Научатся играть в подвижные игры народов Югры.
  • Будут заложены основы ценностного отношения к окружающим людям, природе и рукотворному миру.
  • Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.
  • Обогащение социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного опыта детей.
  • У детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более развито образное воображение, связная речь, они активны и эмоциональны, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.

В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Созданные экспонаты музея - результат общения, сотрудничества воспитателя, детей и родительской общественности. Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Дети пробуют себя в роли экскурсоводов.

  1. Содержание программы

«Красота Югорской земли» на 2023 - 2026 учебный год

Программа музея «Красота Югорской земли» направленна на обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребёнка через музей и его экспонаты; на привлечение родителей к совместному участию в реализации проектов по созданию музейной экспозиции.

План работы

Сроки

Ответственные

Работа с детьми

4

Беседа «Мы в музее побывали, что же там мы

увидали?», «Мои впечатления от посещения музея»

Раз в

квартал

Воспитатели

5

Детский вернисаж «Осенние мотивы города»

октябрь

Воспитатели

6

Детское творчество «Новый год на носу – сейчас елку

наряжу»

декабрь

Воспитатели

7

Хантыйские        «игрища» (спортивные состязания с разучиванием подвижных игр народов ханты и манси)

в теч. уч. года

Ответственный за

работу музея

воспитатели

8

Экскурсии для детей:

Вот и снова мы в музее. (Обзорная экскурсия) Я родился в Югре – я родился в России

Символика родного города, ХМАО – Югры, России. Памятные места родного города.

Нижневартовск – жемчужина Сибири.

Коренные жители Югорского края – ханты и манси.

«Акань» - кукла коренных народов.

Тайга - зеленые легкие планеты (растительный мир) Хозяин тайги (животный мир, Медведь – священное

животное).

в теч. уч. года

Воспитатели

9

Викторина «Это мой край – береги его и знай»

февраль

Воспитатели

10

Вечера  поэзии  «Ты  мой  край,  моя  история»,  «С

любовью о тебе, мой Нижневартовск!»

Декабрь,

март

Воспитатели

11

«День Вороны» - хантыйский праздник, посвященный

встрече перелетных птиц

Апрель

Воспитатели

12

Просмотр презентаций «Культура и быт коренных народов        ханты и манси», «Достопримечательности

города».

В

течение года

Воспитатели

Работа с педагогами.

13

Составление картотеки пословиц, поговорок и загадок

коренных народов севера

в теч. уч.

года

Воспитатели

14

Информационные буклеты «Люби и знай свой край» (воспитание патриотических качеств у дошкольников)

в теч. уч. года

Ответственный за

работу музея

15

Мастер класс «Хантыйские обереги»

март

Воспитатели

Работа с родителями.

16

Информационный проспект «Нижневартовск – город

детства моего»

сентябрь

Ответственный за рабо-

ту музея

17

Проекты «Ах, этот удивительный мир тайги» (Растительный и животный мир округа), «Тайга - зеленые легкие планеты»,  «Заповедники  ХМАО  -

Югры»

в теч. уч. года

Воспитатели

18

Фотовыставка        «Традиции,        праздники        г.

Нижневартовска»

в теч. уч.

года

Воспитатели

  1. Планирование экскурсий в музее ДОУ «ЮГРА – РОДИНА МОЯ» для детей старшего дошкольного возраста

на 2024 – 2026 учебный год

Цель: Воспитание патриотизма на основе ознакомления детей с историей родного края (приобщение детей к традициям своего народа) через музей и его экспонаты.

Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

Образовательная деятельность, проводимая в мини-музее, закладывает основы гуманизма. Для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Дети знакомятся с коренными жителями – ханты и манси, их жилищем, промыслом и с уважением относятся к их традициям, восхищаются их отношением к природе. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, постепенно зарождается в сознании ребенка.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею. У них формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Срок

проведения

Темы

экскурсий

Цель экскурсия

Ответственны е

1

Сентябрь

Вот и снова мы в музее.

Обзорная

экскурсия по музею

«Красота Югорской земли»

Напомнить   детям  что  такое  «музей»,

«экспонаты», «экскурсовод», правила поведения в музее. Рассказать о цели создания музея и о его назначении. Учить классифицировать предметы по общему признаку.

Закреплять умение анализировать и обобщать представления об отдельных экспонатах, полученные в ходе музейного экспериментирования.        Воспитывать патриотизм и любовь к родному городу.

руководитель музея,

воспитатели.

2

Октябрь

Я родился в Югре – я родился в России

Расширять представление детей об особенностях нашего города, края, его истории, богатстве, географическом положении. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к тем местам, где они родились и живут. Формировать у детей

чувство любви к родине, к городу и желание

руководитель музея,

воспитатели

сделать его еще красивее.

3

Ноябрь

Символика родного города, ХМАО -

Югры, России

Знакомство и расширение знаний о государственной символике города, края, страны; формирование простейших географических представлений о крае; воспитание  патриотических чувств – любви

к Родине, уважительного отношения к флагу, гербу, гимну.

руководитель музея,

воспитатели

4

Декабрь

Памятные места родного города.

Познакомить детей с основными достопримечательностями родного города. Воспитывать интерес к истории родного города, чувства любви и гордости за свой город и желание сделать еще красивее.

руководитель музея,

воспитатели

5

Январь

Нижневартов ск –

жемчужина Сибири

Рассказать детям о богатстве нашего края – нефти и газе.

Расширять и углубить знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Подчеркнуть важность, необходимость труда нефтяников. Уточнить представления детей о том, люди каких профессий называются нефтяниками.

Воспитывать уважение к людям, которые добывают нефть, интерес к профессиям.

руководитель музея,

воспитатели

6

Февраль

Коренные жители Югорского края – ханты и манси.

Познакомить с укладом жизни коренного населения. Дать детям понятие о древнем переносном жилище – чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге – как центре вселенной. Развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты и манси от культуры других национальностей. Расширить знания: на какой территории живут ханты и манси, каким ремеслом, промыслом занимаются (охота, рыбалка), какое ведут хозяйство (оленеводство). Знакомить с орнаментами, украшающими национальную одежду северных народов обувь, украшения, предметы быта («заячьи ушки», «щучьи зубы», «глухарка» и др.).

Воспитывать положительное отношение к культуре коренных народов города, края.

руководитель музея,

воспитатели

7

Март

«Акань» - кукла

коренных народов.

Познакомить детей с самыми любимыми игрушками  хантыйских  детей  –  куклами

«акань» и их изготовлением. Воспитывать интерес, дружеские чувства к детям ханты и манси, желание больше узнать о них.

руководитель музея,

воспитатели

8

Апрель

Тайга - зеленые легкие планеты

Обобщить представления детей о растительном мире Севера. Формировать представление об условиях среды, к которой приспосабливались  растения.  Воспитывать

руководитель музея,

воспитатели

(растительны й мир)

бережное отношение к природе. Познакомить с заповедниками ХМАО, Красной книгой Югры.

Закрепить знание запрещающих знаков в природе, воспитывать у детей культуру поведения в природе.

9

Май

Хозяин тайги (животный мир, Медведь – священное животное).

Обобщить представления детей о животном мире Севера. Формировать представление об условиях среды, к которой приспосабливались животные. Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к родному краю.

Приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси: показать детям отношение аборигенов севера к медведю, как священному животному, их веру в могущество животного. Знакомить с национальными праздниками (Вороний праздник, Медвежий праздник), обрядами, легендами, народными играми.

Дать понятие о взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

руководитель музея,

воспитатели

  1. Перспектива развития музея

«ЮГРА – РОДИНА МОЯ»

  • Увеличение коллекции экспонатов в мини - музее для ознакомления с бытом, традициями коренных народов и природой края (в том числе изготовленными детьми и родителями).
  • Составление «маршрута выходного дня» по городу родителями со своими детьми.
  • Проведение вечеров поэзии по произведениям авторов Югры.
  • Мастер-классы для воспитателей, родителей и старших дошкольников по изготовлению хантыйской куклы «Акань» и «Хантыйского орнамента».
  • Изготовление детьми книжек-малышек о своей малой Родине.
  • Проведение фотовыставок, вернисажей «Традиции, праздники г. Нижневартовска»
  • Проведение экскурсий на базе музея и использование его коллекций в образовательной деятельности дошкольников.

Принципы, лежащие в основе программы

  • Принцип наглядности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип последовательности.
  • Принцип содержательности (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
  • Принцип многообразия и вариативности форм подачи информации (дидактические игры, продуктивная деятельность, сюжетно – ролевые и подвижные игры).
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
  • Принцип действенности и результативности.

Формы и методы.

Формы деятельности

  1. Проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, тематических образовательных, обзорных и семейных экскурсий, конкурсов и викторин;
  2. Образовательная деятельность с элементами игры, творческими заданиями, проблемными ситуациями, исследовательская, продуктивная деятельность, игра-драматизация, дидактические игры.

Методы и приемы

Методы, в основе которых лежит способ организации ОД.

  1. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, разъяснения);
  2. Наглядный        (показ        видео        и        мультимедийных        материалов,        иллюстраций,        картин, рисунков, фотографий, наблюдение);
  3. Практический (выполнение работ по образцу, схемам, народные игры,        сюжетно- ролевые игры, дидактические игры).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

  1. Объяснительно-иллюстративный        –        дети        воспринимают        и        усваивают        готовую информацию;
  2. Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  3. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  4. Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

  1. Материально - техническое обеспечение

Образовательная деятельность проводятся с использованием методических, дидактических и технических средств:

методические: мультимедийные презентации, разработки проведения игровых конкурсов, викторин, праздников, соревнований, подвижных игр, театрализованных представлений.

дидактические: схемы, рисунки, картины, музейные экспонаты.

технические: мультимедийный проектор, магнитофон, диски.

  1. Список используемой литературы

  1. «Музей и дети»        Л. В Пантелеева, 2000 г.
  2. Экология для малышей: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений        Е.В. Гончарова, 2000 г.
  3. «Мини – музей в детском саду» Н. Рыжова, 2008 г.
  4. «Родной край»        Р. И. Жуковская, 1985 г.
  5. «Воспитывая маленького гражданина…» Г. А. Ковалева,        2005 г.
  6. «С чего начинается Родина?»        Л. А Кондрыкинская, 2005 г.

Приложение 1

C:\Users\Дмитрий\Desktop\ФотоСЕНТ - Декабрь 2020 г\ФОТО январь\20210115_140110.jpg