Музей "ЮГРА-родина моя"
методическая разработка (старшая группа)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Одним из основных направления развития детей дошкольного возраста по ФГОС является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 409.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 29 «Елочка»
«ЮГРА – РОДИНА МОЯ»
Руководитель музея: Скрылева воспитатель
г. Нижневартовск
Содержание программы
№ п/п | Наименование | Страница |
1. | Информационная карта | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Цели и задачи | 6 |
4. | Планируемые результаты | 6 |
5. | Содержание программы | 7 |
6. | Планирование экскурсий | 8 |
7 | Перспектива развития музея | 10 |
8. | Материально - техническое обеспечение | 11 |
9. | Список используемой литературы | 12 |
10. | Приложение | 13 |
- Информационная карта
1 | Полное название программы | Программа по организации работы музея далее Программа) |
2 | Автор программы | Скрылева Анна Викторовна, воспитатель |
3 | Руководитель программы | Заместитель заведующего МАДОУ ДС №29 «Елочка» |
4 | Территория | Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск |
5 | Юридический адрес организации | Адрес 628611, Ханты-мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Спортивная, дом 2 |
6 | Телефон | 8 (3466) 46-56-50 Электронная почта mbdoy_29.1@mail.ru |
7 | Цель программы | Воспитание патриотизма на основе ознакомления детей с историей родного края (приобщение детей к традициям своего народа) через музей и его экспонаты. Обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребёнка. Привлечение родителей к совместному участию в реализации проектов по созданию музейной экспозиции. |
8 | Задачи программы | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
| ||
9 | Специализация программы | Нравственно – эстетическое воспитание |
10 | Срок реализации программы | 2024 - 2026 годы |
11 | Кадровое обеспечение программы | Педагогические работники МАДОУ ДС №29 «Елочка», руководитель музея |
12 | География участников | Дети дошкольного возраста |
13 | Место реализации программы | Музей «ЮГРА – РОДИНА МОЯ» МАДОУ ДС №29 «Елочка» |
14 | Официальный язык | русский |
15 | Новизна программы | Программа музея «Моя Югра» предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний о традициях, культуре и природе родного края. |
16 | Ожидаемый социальный эффект от реализации программы |
|
- Пояснительная записка
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Одним из основных направления развития детей дошкольного возраста по ФГОС является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и смоциумом.
Мини-музей «ЮГРА – РОДИНА МОЯ» стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.
Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).
Знакомство детей с землей наших предков, с природой - помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
Цель Программы
Воспитание патриотизма на основе ознакомления детей с историей родного края (приобщение детей к традициям своего народа) через музей и его экспонаты. Обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребёнка. Привлечение родителей к совместному участию в реализации проектов по созданию музейной экспозиции.
Задачи
Обучающие:
- Формировать духовно-нравственные отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Расширять представления детей об исторических достопримечательностях, символике города, края, государства.
- Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения ХМАО – Югры.
- Расширять и углублять знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности.
- Систематизировать и обобщать представления детей о растительном и животном мире Югорского края.
- Учить детей составлять небольшие рассказы - описания о родном крае, городе, природе, самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому своего края.
- Развивать творческое и логическое мышление, память, внимание, воображение.
- Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
- Развивать творческие способности и фантазию детей (возможность создавать оригинальные экспозиции).
- Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, смекалку.
Воспитательные:
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам.
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
- Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и проектированию.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Планируемые результаты
- Наличие у детей системных знаний и представлений об истории возникновения, особенностях, достопримечательностях родного города, своего округа, коренных жителях Югры; название типичных представителей животного и растительного мира.
- Умение называть жилища и предметы быта коренных народов Югры, рассказывать о традиционных занятиях народов ханты и манси. Научатся играть в подвижные игры народов Югры.
- Будут заложены основы ценностного отношения к окружающим людям, природе и рукотворному миру.
- Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.
- Обогащение социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного опыта детей.
- У детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более развито образное воображение, связная речь, они активны и эмоциональны, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.
В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Созданные экспонаты музея - результат общения, сотрудничества воспитателя, детей и родительской общественности. Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Дети пробуют себя в роли экскурсоводов.
Содержание программы
«Красота Югорской земли» на 2023 - 2026 учебный год
Программа музея «Красота Югорской земли» направленна на обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребёнка через музей и его экспонаты; на привлечение родителей к совместному участию в реализации проектов по созданию музейной экспозиции.
№ | План работы | Сроки | Ответственные |
Работа с детьми | |||
4 | Беседа «Мы в музее побывали, что же там мы увидали?», «Мои впечатления от посещения музея» | Раз в квартал | Воспитатели |
5 | Детский вернисаж «Осенние мотивы города» | октябрь | Воспитатели |
6 | Детское творчество «Новый год на носу – сейчас елку наряжу» | декабрь | Воспитатели |
7 | Хантыйские «игрища» (спортивные состязания с разучиванием подвижных игр народов ханты и манси) | в теч. уч. года | Ответственный за работу музея воспитатели |
8 | Экскурсии для детей: Вот и снова мы в музее. (Обзорная экскурсия) Я родился в Югре – я родился в России Символика родного города, ХМАО – Югры, России. Памятные места родного города. Нижневартовск – жемчужина Сибири. Коренные жители Югорского края – ханты и манси. «Акань» - кукла коренных народов. Тайга - зеленые легкие планеты (растительный мир) Хозяин тайги (животный мир, Медведь – священное животное). | в теч. уч. года | Воспитатели |
9 | Викторина «Это мой край – береги его и знай» | февраль | Воспитатели |
10 | Вечера поэзии «Ты мой край, моя история», «С любовью о тебе, мой Нижневартовск!» | Декабрь, март | Воспитатели |
11 | «День Вороны» - хантыйский праздник, посвященный встрече перелетных птиц | Апрель | Воспитатели |
12 | Просмотр презентаций «Культура и быт коренных народов ханты и манси», «Достопримечательности города». | В течение года | Воспитатели |
Работа с педагогами. | |||
13 | Составление картотеки пословиц, поговорок и загадок коренных народов севера | в теч. уч. года | Воспитатели |
14 | Информационные буклеты «Люби и знай свой край» (воспитание патриотических качеств у дошкольников) | в теч. уч. года | Ответственный за работу музея |
15 | Мастер класс «Хантыйские обереги» | март | Воспитатели |
Работа с родителями. | |||
16 | Информационный проспект «Нижневартовск – город детства моего» | сентябрь | Ответственный за рабо- ту музея |
17 | Проекты «Ах, этот удивительный мир тайги» (Растительный и животный мир округа), «Тайга - зеленые легкие планеты», «Заповедники ХМАО - Югры» | в теч. уч. года | Воспитатели |
18 | Фотовыставка «Традиции, праздники г. Нижневартовска» | в теч. уч. года | Воспитатели |
Планирование экскурсий в музее ДОУ «ЮГРА – РОДИНА МОЯ» для детей старшего дошкольного возраста
на 2024 – 2026 учебный год
Цель: Воспитание патриотизма на основе ознакомления детей с историей родного края (приобщение детей к традициям своего народа) через музей и его экспонаты.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.
Образовательная деятельность, проводимая в мини-музее, закладывает основы гуманизма. Для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Дети знакомятся с коренными жителями – ханты и манси, их жилищем, промыслом и с уважением относятся к их традициям, восхищаются их отношением к природе. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, постепенно зарождается в сознании ребенка.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею. У них формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
№ | Срок проведения | Темы экскурсий | Цель экскурсия | Ответственны е |
1 | Сентябрь | Вот и снова мы в музее. Обзорная экскурсия по музею «Красота Югорской земли» | Напомнить детям что такое «музей», «экспонаты», «экскурсовод», правила поведения в музее. Рассказать о цели создания музея и о его назначении. Учить классифицировать предметы по общему признаку. Закреплять умение анализировать и обобщать представления об отдельных экспонатах, полученные в ходе музейного экспериментирования. Воспитывать патриотизм и любовь к родному городу. | руководитель музея, воспитатели. |
2 | Октябрь | Я родился в Югре – я родился в России | Расширять представление детей об особенностях нашего города, края, его истории, богатстве, географическом положении. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к тем местам, где они родились и живут. Формировать у детей чувство любви к родине, к городу и желание | руководитель музея, воспитатели |
сделать его еще красивее. | ||||
3 | Ноябрь | Символика родного города, ХМАО - Югры, России | Знакомство и расширение знаний о государственной символике города, края, страны; формирование простейших географических представлений о крае; воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважительного отношения к флагу, гербу, гимну. | руководитель музея, воспитатели |
4 | Декабрь | Памятные места родного города. | Познакомить детей с основными достопримечательностями родного города. Воспитывать интерес к истории родного города, чувства любви и гордости за свой город и желание сделать еще красивее. | руководитель музея, воспитатели |
5 | Январь | Нижневартов ск – жемчужина Сибири | Рассказать детям о богатстве нашего края – нефти и газе. Расширять и углубить знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Подчеркнуть важность, необходимость труда нефтяников. Уточнить представления детей о том, люди каких профессий называются нефтяниками. Воспитывать уважение к людям, которые добывают нефть, интерес к профессиям. | руководитель музея, воспитатели |
6 | Февраль | Коренные жители Югорского края – ханты и манси. | Познакомить с укладом жизни коренного населения. Дать детям понятие о древнем переносном жилище – чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге – как центре вселенной. Развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты и манси от культуры других национальностей. Расширить знания: на какой территории живут ханты и манси, каким ремеслом, промыслом занимаются (охота, рыбалка), какое ведут хозяйство (оленеводство). Знакомить с орнаментами, украшающими национальную одежду северных народов обувь, украшения, предметы быта («заячьи ушки», «щучьи зубы», «глухарка» и др.). Воспитывать положительное отношение к культуре коренных народов города, края. | руководитель музея, воспитатели |
7 | Март | «Акань» - кукла коренных народов. | Познакомить детей с самыми любимыми игрушками хантыйских детей – куклами «акань» и их изготовлением. Воспитывать интерес, дружеские чувства к детям ханты и манси, желание больше узнать о них. | руководитель музея, воспитатели |
8 | Апрель | Тайга - зеленые легкие планеты | Обобщить представления детей о растительном мире Севера. Формировать представление об условиях среды, к которой приспосабливались растения. Воспитывать | руководитель музея, воспитатели |
(растительны й мир) | бережное отношение к природе. Познакомить с заповедниками ХМАО, Красной книгой Югры. Закрепить знание запрещающих знаков в природе, воспитывать у детей культуру поведения в природе. | |||
9 | Май | Хозяин тайги (животный мир, Медведь – священное животное). | Обобщить представления детей о животном мире Севера. Формировать представление об условиях среды, к которой приспосабливались животные. Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к родному краю. Приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси: показать детям отношение аборигенов севера к медведю, как священному животному, их веру в могущество животного. Знакомить с национальными праздниками (Вороний праздник, Медвежий праздник), обрядами, легендами, народными играми. Дать понятие о взаимосвязи и взаимозависимости в природе. | руководитель музея, воспитатели |
Перспектива развития музея
«ЮГРА – РОДИНА МОЯ»
- Увеличение коллекции экспонатов в мини - музее для ознакомления с бытом, традициями коренных народов и природой края (в том числе изготовленными детьми и родителями).
- Составление «маршрута выходного дня» по городу родителями со своими детьми.
- Проведение вечеров поэзии по произведениям авторов Югры.
- Мастер-классы для воспитателей, родителей и старших дошкольников по изготовлению хантыйской куклы «Акань» и «Хантыйского орнамента».
- Изготовление детьми книжек-малышек о своей малой Родине.
- Проведение фотовыставок, вернисажей «Традиции, праздники г. Нижневартовска»
- Проведение экскурсий на базе музея и использование его коллекций в образовательной деятельности дошкольников.
Принципы, лежащие в основе программы
- Принцип наглядности.
- Принцип доступности.
- Принцип последовательности.
- Принцип содержательности (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
- Принцип многообразия и вариативности форм подачи информации (дидактические игры, продуктивная деятельность, сюжетно – ролевые и подвижные игры).
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- Принцип действенности и результативности.
Формы и методы.
Формы деятельности
- Проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, тематических образовательных, обзорных и семейных экскурсий, конкурсов и викторин;
- Образовательная деятельность с элементами игры, творческими заданиями, проблемными ситуациями, исследовательская, продуктивная деятельность, игра-драматизация, дидактические игры.
Методы и приемы
Методы, в основе которых лежит способ организации ОД.
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, разъяснения);
- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, картин, рисунков, фотографий, наблюдение);
- Практический (выполнение работ по образцу, схемам, народные игры, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Материально - техническое обеспечение
Образовательная деятельность проводятся с использованием методических, дидактических и технических средств:
методические: мультимедийные презентации, разработки проведения игровых конкурсов, викторин, праздников, соревнований, подвижных игр, театрализованных представлений.
дидактические: схемы, рисунки, картины, музейные экспонаты.
технические: мультимедийный проектор, магнитофон, диски.
Список используемой литературы
- «Музей и дети» Л. В Пантелеева, 2000 г.
- Экология для малышей: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Е.В. Гончарова, 2000 г.
- «Мини – музей в детском саду» Н. Рыжова, 2008 г.
- «Родной край» Р. И. Жуковская, 1985 г.
- «Воспитывая маленького гражданина…» Г. А. Ковалева, 2005 г.
- «С чего начинается Родина?» Л. А Кондрыкинская, 2005 г.
Приложение 1




