Консультация для педагогов на тему: «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Данная консультация раскрывает роль каждого из наиболее эффективных и многогранных средств духовно-нравственного воспитания дошкольников. В ней отмечается, что сказка, будучи органичной частью детской психики, способствует формированию у ребенка таких качеств, как доброта, честность, смелость, трудолюбие, сострадание и вера в справедливость, не навязывая прямых наставлений, а воздействуя через образы, эмоции и жизненные ситуации, представленные в сюжете. Особое внимание уделено разнообразию сказочных жанров — от волшебных и повседневных до сказок о животных и притчах — и их воспитательному потенциалу в зависимости от возраста детей. Показаны методы и формы работы с дошкольниками и родителями, включая чтение, инсценировки, беседы, дидактические игры и совместные мероприятия, а также отмечена инновационность атмосферы доброжелательности и любви как основы нравственного развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему: «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная ребенку. Сказка не дает прямых наставлений детям - слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления - все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.
Методы и средства духовно-нравственного воспитания дошкольников
Ребёнок отражает и подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания — это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность — постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.
Воспитание детей должно стать целостной системой, способности сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании . Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям. Сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.
Для успешной работы в данном направлении используются разные методы: наглядный, словесный, и практический.
Наглядный метод используется вовремя чтения воспитателем устного народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений как педагогом так и детьми; рассматривание книжных иллюстраций; проведении дидактических игр; целевых прогулок экскурсий.
Словесные методы наиболее эффективные в процессе: рассказа воспитателя; чтение произведения воспитателем; заучивание потешек, песен, пословиц, поговорок; бесед с элементами диалога; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; разбор житейских ситуаций; проведение конкурсов, утренников.
Очень важное значение имеет практический метод который используется когда необходимо: изготовить с детьми наглядные пособия; провести различные виды игр инсценировок; изготовить поделки на выставку; организовать постановку сказки;
Хочу отметить что в методике используются разнообразные формы с детьми: это занятия, чтение произведений, беседы, игры, проведение совместных праздников, экскурсии, тематические вечера, организация выставок, постановка сказок духовно-нравственного содержания;
В работе с родителями можно выделить следующие формы: собрания на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики, открытые показы НОД, вечера вопросов и ответов, проведение совместных мероприятий, индивидуальные и групповые консультации;
Так же используем наглядные виды работ с родителями такие как: информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки передвижки, привлечение родителей к проведению открытых занятий и утренников, выставки совместного творчества детей и родителей.
Доведение до сознания родителей духовно-нравственного воспитания даёт заметные положительные результаты.
Средства духовно-нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.
2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.
3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.
4. Особое место занимает общение, которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Таким образом, для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную жизнедеятельность дошкольников; использование многообразных форм и методов приобщение дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в основании основ народной педагогики.
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. По словам Белинского В.Г.: «В детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы».
Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Детям дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу.
Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.
Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.
Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства.
Таким образом,сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.
Чтение сказок – один из важнейших педагогических воспитательных моментов. Сказки независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращается «в доброго героя» и вместе с тем, так же свободно возвращается в реальность. Он интуитивно чувствует , что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.
Наилучшим образом они отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает в своей маленькой жизни.
Кроме врожденных ожиданий и приобретенных: чудесного и волшебного, у детей еще есть одна потребность –это подражать. Каждому ребенку хочется быть ловким, сильным, умным, добрым. А в сказке это все возможно, и поэтому они любят их, мечтают и представляют себя на месте добрых волшебников.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без которого человек не человек. И цель сказочников воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Эффективное духовно-нравственное воспитание невозможно без инсцининровки сказок. Во время инсцинировки сказки ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Кроме того,инсцинировка сказок позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру.
Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил . Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Все сказки можно разделить на несколько групп:
• сказки о животных: такие сказки очень привлекают детей, особенно младших дошкольников; в них героями являются животные, птицы и т.д., причем ведут они себя как люди: говорят, живут в домах, носят одежду, создают семьи - так в аллегоричной форме ребенок получает знания, формируются его моральные ценности, ведь любой ребенок всегда примет сторону обиженного зайчика, а не злой лисы;
• сказки о взаимоотношениях людей и животных: в редких сказочных сюжетах нет такой линии - люди заботятся о животных и они отвечают тем же; они могут разговаривать друг с другом, быть друзьями - так ребенок начинает понимать, что животные - это наши меньшие братья, и о них нужно заботиться; такие сказки также привлекают детей дошкольного возраста;
• сказки- притчи: такие сказки доступны восприятию детей только в старшем дошкольном возрасте, поскольку всегда содержат некую мораль (обычно в конце сказки); героями таких сказок могут выступать и люди, и животные, и даже какие-то неодушевленные предметы, «оживающие» в произведении;
• бытовые: сказки, рассказывающие о каких-то ситуациях из бытовой жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости, хотя героями опять-таки могут выступать не только люди; описание простых бытовых сюжетов доступно и младшим дошкольникам, но только при условии, что эти сюжеты им знакомы, а более развернутые бытовые сказки (тем более других народов) привлекают детей постарше;
• сказки - страшилки, истории о нечисти: такие сказки, как правило, не бывают авторскими, они народные и чаще всего придуманы самими детьми для развлечений; очень часто такие страшные истории и заканчиваются как раз вовсе не страшно, а наоборот; интересны они для детей среднего дошкольного возраста, а старшие дошкольники могут самостоятельно их придумывать;
• волшебные сказки: самые любимые сказки дошкольников, особенно в старшем возрасте; они изобилуют чудесами, волшебными превращениями, в них, возможно, абсолютно все, поэтому они и притягивают детей и даже взрослых.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.
Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не иначе.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
– Волю — сложное и многогранное качество личности(Снегурочка);
– Веру в себя — умение противостоять неудачам (Гадкий утенок);
– Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.(Гуси-лебеди);
– Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду(Три поросенка);
– Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели(Заюшкина избушка);
– Обязательность — умение держать слово(Снеговик-почтовик);
– Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.(Каша из топора);
– Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.(Репка);
– Доброту и честность(Мешок яблок).
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Таким образом, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало. Сказка как литературный текст имеет очень много особенностей и отличий, но главное - это ее огромное значение и тот результат, который она оказывает на ребенка. Любая сказка, как предмет детского восприятия, создает богатые возможности для развития творческого воображения, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». (Народная мудрость)....

Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...
Консультация для педагогов "Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей по теме «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателейпо теме«Сказка как средство нравственного воспитания детейдошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку,...

Консультация для родителей на тему: "«Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло» (Народная мудрость)...
