Педагогический проект «Я иду в детский сад». для детей раннего возраста
проект (младшая группа)

Харитонова Марина Владимировна

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их

родителей в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2025.docx46.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 142802,

Московская область,

г. Ступино, ул. Чайковского, владение 42

Педагогический проект

«Я иду в детский сад».

для детей раннего возраста

Выполнила:

Харитонова М.В.

Ступино 2025 г.

Актуальность проекта.

Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняются

режим дня, характер питания, характер общения, другими словами «ломается стереотип

жизни, позволявший ребенку чувствовать себя спокойно и уверено». Разлука с мамой

также является психотравмирующим фактором – появляется чувство тревоги и

незащищенности. Поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является одной

из ведущих.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский

сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением

и новыми отношениями.

Необходимым условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и

сохранению его здоровья является продуманная организация педагогического процесса,

в котором главное место займет организация игровой деятельности ребенка,

направленная на налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком и попытку

вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Цель игр с детьми в данный

период - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание

контакта между ребенком и взрослым. Так же нужны и индивидуальные, и фронтальные

игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их

родителей в условиях детского сада.

Задачи:

1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к

детскому саду.

2. Обеспечение эмоционального благополучия детей с помощью игры.

3. Формирование у детей доверия к воспитателю и чувства уверенности в

окружающем.

4. Развитие у детей умения участвовать в игре, организовать игру.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации

детей.

Принципы работы по адаптации детей к детскому саду:

1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы детского сада.

2. Постепенное заполнение группы.

3. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом

индивидуальных особенностей детей.

4. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка.

5. Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)

(термометрия, кожные покровы, зев, стул).

6. Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое

здоровье).

7. Протекание адаптации (медицинская сестра).

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники проекта:

• педагоги;

• дети 1-2 лет;

• родители.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный

1. Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС

дошкольного образования в группе.

2. Выстроить модель комфортной адаптации детей раннего возраста:

• прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребёнком (определяются

навыки, которые помогут ребёнку легче адаптироваться, его индивидуальные

особенности ).

• установление контакта с ребёнком через родителей, ребёнок привыкает к новому

помещению и незнакомым взрослым.

II. Основной

• Знакомство детей с детским садом, друг с другом и со взрослыми.

• Постепенное введение правил поведения в группе и приучение к режимным

моментам.

• Развитие культурно-гигиенических навыков.

• Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике

стрессовых ситуаций и тревожности.

• Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

• Игровая деятельность.

• Использование фольклора в режимных моментах.

• Работа с родителями.

• Совместная деятельность родителей и детей – вовлечение в творческие конкурсы.

III. Заключительный

Анализ полученных результатов.

Вовлечение родителей и детей в совместный досуг «Зимние забавы».

Выступление для педагогов и родителей на тему "Адаптация детей раннего возраста

через различные виды деятельности"

Сроки реализации проекта: краткосрочный (4 месяца). На сроки проекта влияют

следующие факторы: адаптационный период может затянуться с учетом

индивидуальности ребёнка; дата поступления в детский сад;

заболеваемость/посещаемость.

Ожидаемый результат проекта.

1. Безболезненная адаптация детей к детскому саду.

2. Сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к

условиям детского сада.

3. Позитивное развитие отношений в детском коллективе.

4. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации,

воспитания и развития детей.

5. Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период.

6. Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада и установление

партнерских отношений с семьями воспитанников.

7. Формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с детским

садом.

Перспективное планирование с детьми и родителями.

Неделя Совместная деятельность Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

1

неделя

Игра «Доброе утро», «Давайте

познакомимся»

Музыкальная игра «Мишка косолапый»,

«Зайка»

Художественная литература

Чтение потешек, прибауток, скороговорок.

В. Товарков «Почему так говорят»

Сюжетно ролевая игра «Кукла хочет

спать», «В гостях у Мишки», «Оденем куклу

на прогулку»

Пальчиковая игра «Кошка», «Дом»

Подвижная игра «Поиграем», «Хоровод»,

«Музыканты»

Анкета «Готов ли ваш

ребенок к поступлению в

детский сад»

Памятка для родителей

«Подготовка ребенка к

посещению детского сада»

Консультация «Поможем

ребенку адаптироваться»

2

неделя

Игра «В нашей группе», «Здороваемся»

Музыкальная игра «Ёжик», «Автобус»

Художественное слово «Садимся за стол»,

«Учимся знакомиться»

Художественная литература

Т. Волгина «В ясли Танечка идет»,

А. Чельцов «Поехали»

Сюжетно ролевая игра «Приглашение на

чай», «Построим теремок», «В гости к нам

пришел котенок»

Пальчиковая игра «Апельсин», «Замок»

Подвижная игра «Лови мячик», «Прыгай

веселей», «Солнечный зайчик»

3

неделя

Игра «Утреннее приветствие», «Клубочек»

Музыкальная игра «Бегемот», «Ножки»

Художественная литература

Потешка «По ровненькой дорожке»

В. Донникова «Все готово для ребят»

Сюжетно ролевая игра «Доктор Айболит»,

«Мама и дочка», «Шофер»

Пальчиковая игра «Жук», «Хозяйка»

Подвижная игра «Осенние листочки»,

«Зайка», «Поезд»

4

неделя

Игра «Эстафета дружбы», «Дружба

начинается с улыбки»

Музыкальная игра «Шел козел по лесу»,

«Мы ногами топ-топ»

Художественная литература

Н. Найдёнова «Наши полотенца»

И.Демьянов «Я теперь большая»

Сюжетно ролевая игра «Готовим обед»,

«Магазин», «Идем на прогулку»

Пальчиковая игра «Ножки», «Помощники»

Подвижная игра «Лови мячик», «Хоровод»,

«Зайка»

Кукольный театр «Курочка Ряба»

ОКТЯБРЬ

1

неделя

Игра «Волшебный круг», «Солнечные

лучики»

Музыкальная игра «Жираф», «Зайка»

Художественная литература

«Наши уточки с утра…»

Н.Лоткин «Тихий час»

Сюжетно ролевая игра «Кукла проснулась»,

«Праздник у зайки», «Постираем кукле

платье»

Пальчиковая игра «Игрушки», «Осенние

листья»

Подвижная игра «Поезд», «Осенние

листочки», «Прыгай веселей»

Информация «Золотые

правила питания»

Мини-лекция «Детская

истерика»

Консультация «Как одеть

ребенка осенью»

2

неделя

Игра «В нашей группе», «Доброе утро»

Музыкальная игра «Танец для мамы»,

«Мишка косолапый»

Художественная литература

«Заяц Егорка…»

М. Бартенев «Небылица»

Сюжетно ролевая игра «Семья»,

«Магазин», «Игрушки у врача»

Пальчиковая игра «Кошка», «Замок»

Подвижная игра «Солнечный зайчик»,

«Хоровод», «Музыканты»

3

неделя

Игра «Здороваемся», «Утреннее

приветствие»

Музыкальная игра «Ёжик», «Мы ногами

топ-топ»

Художественная литература

«Наша Маша маленька…»

Г. Ладонщиков «Про себя и про ребя»

Сюжетно ролевая игра «День рождение у

лисички», «Строим дом», «Готовим обед»

Пальчиковая игра «Хозяйка», «Дом»

Подвижная игра «Лови мячик», «Игра с

собачкой», «Ладушки хлопушки»

4

неделя

Игра «Клубочек», «Мой дружочек»

Музыкальная игра «Автобус», «Бегемот»

Художественная литература

«Чики, чика, кички…»

Э. Машковская «Сто ребят – детский сад»

Сюжетно ролевая игра «Доктор», «В гостях

у девочек», «Уложим куклу спать»

Пальчиковая игра «Апельсин», «Ножки»

Подвижная игра «Поиграем», «Зайка»,

«Поезд»

Оформление фото – проекта «Я в детском

саду»

5

неделя

Игра «Ладошка к ладошке», «Эстафета

дружбы»

Музыкальная игра «Ножки», «Шел козел

по лесу»

Художественная литература

«Бежала лесочком лиса с кузовочком…»

М. Смирнова «Таня-неумелочка»

Сюжетно ролевая игра «Автомастерская»,

«Построим гараж для машины», «Нарядим

куклу»

Пальчиковая игра «Осенние листочки»,

«Игрушки»

Подвижная игра «Карусели», «В нашей

группе», «Музыканты»

Кукольный театр «Репка»

НОЯБРЬ

1

неделя

Игра «Дружба начинается с улыбки»,

«Волшебный круг»

Музыкальная игра «Веселый колокольчик»,

«Где же ручки»

Художественная литература

О. Кригер «На прогулку»

Н. Кан «Наша зарядка»

Сюжетно ролевая игра «В гости к

бабушке», «У врача», «Вежливый Мишка»

Пальчиковая игра «Осень», «Компот»

Подвижная игра «Заинька - паинька»,

«Хоровод», «Прыгай веселей»

Оформление фотовыставки

для родителей «Адаптация

без слез»

Информация «В царстве

упрямства и капризов.

Кризис трех лет»

Консультация «Развиваем

пальчики»

2

неделя

Игра «Доброе утро», «Солнечные лучики»

Музыкальная игра «Ладошки», «Вместе с

нами»

Художественная литература

Н.Найденова «Ольга Павловна»

А Крашенинникова «Вот мы какие»

Сюжетно ролевая игра «Накрываем на

стол», «Умоем куклу», «Автобус»

Пальчиковая игра «Апельсин», «Осенние

листья»

Подвижная игра «Игра с собачкой», «Лови

мячик», «Ладушки-хлопушки»

3

неделя

Игра «Утреннее приветствие», «В нашей

группе»

Музыкальная игра «Мишка косолапый»,

«Танец для мамы»

Художественная литература

Аудиосказка С. Маршак «О глупом

мышонке»

Сказка «Маша и медведь»

Сюжетно ролевая игра «Магазин», «Мама

и дочка», «Салон красоты»

Пальчиковая игра «Кошка», «Дом»

Подвижная игра «Поиграем», «Карусели»,

«Музыканты»

4

неделя

Игра «Дружба начинается с улыбки»,

«Давайте познакомимся»

Музыкальная игра «Где же ручки», «Зайка»

Художественная литература

А. Барто «Мишка»

Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь…»

Сюжетно ролевая игра «Мы печем

пирожки», «В овощном магазине», «Строим

дом для Матрешек»

Пальчиковая игра «Замок», «Хозяйка»

Подвижная игра «Поезд», «В нашей

группе», «Музыканты»

5

неделя

Игра «Клубочек», «Эстафета дружбы»

Музыкальная игра «Ёжик», «Автобус»

Художественная литература

А. Барто «Грузовик»

В. Бианки «Лис и мышонок»

Сюжетно ролевая игра «Семья», «Шофер»,

«Салон красоты»

Пальчиковая игра «Осень», «Игрушки»

Подвижная игра «Воздушный шар»,

«Заинька-паинька», «Хоровод»

Кукольный театр «Теремок»

ДЕКАБРЬ

1

неделя

Игра «Солнечные лучики», «Здороваемся»

Музыкальная игра «Ладошки», «Мороз»

Художественная литература

А. Барто «Лошадка»

Н. Пикулева «Надувала кошка шар…»

Сюжетно ролевая игра «Идем в гости»,

«Доктор Айболит», «Оденем куклу на

прогулку»

Пальчиковая игра «Снежок», «Мы во двор

пошли гулять»

Подвижная игра «Лови мячик», «Прыгай

веселей», «Ладушки-хлопушки»

Информация «Для чего

нужны пальчиковые игры»

Совместный досуг «Зимние

забавы»

2

неделя

Игра «Дружба начинается с улыбки»,

«Волшебный круг»

Музыкальная игра «Вместе с нами»,

«Жираф»

Художественная литература

А. Барто «Слон»

Н. Саксонская «Где мой пальчик»

Сюжетно ролевая игра «Кукла хочет

спать», «Обед для папы», «Постираем кукле

платье»

Пальчиковая игра «Кошка», «Снежок»

Подвижная игра «Игра с собачкой»,

«Музыканты», «Карусель»

3

неделя

Игра «Доброе утро», «Ладошка к ладошке»

Музыкальная игра «Бегемот», «Ножки»

Художественная литература

А. Барто «Зайка»

С. Капутикян «Маша обедает»

Сюжетно ролевая игра «Катя идет в

детский сад», «В магазине»,

«Автомастерская»

Пальчиковая игра «Замок», «Дом»

Подвижная игра «Ладушки-хлопушки», «В

нашей группе», «Зайка»

4

неделя

Игра «Утреннее приветствие», «Доброе

утро»

Музыкальная игра «Мороз», «Мы ногами

топ-топ»

Художественная литература

А. Барто «Кто как кричит»

Г. Балл «Желтячок»

Сюжетно ролевая игра «Сварим суп для

Кати», «В гостях у Маши», «Порядок в доме»

Пальчиковая игра «Снежок», «Мы во двор

пошли гулять»

Подвижная игра «Воздушный шар»,

«Заинька-паинька», «Хоровод»

Кукольный театр «Три медведя»

Итоги проекта.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка

детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым

окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации -

согласованность действий родителей и воспитателей. На предварительном этапе мы

устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы,

организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены

психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое

количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями

отношений сотрудничества.

В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная

разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах,

доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем

поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта,

доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру

ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со

сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение

происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой

интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять

чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с

взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на

руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши

охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их

внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может

осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили

детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений

складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности

вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с

подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней.

Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности

детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых,

активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения самым

действенным и организующим являлась музыка.

В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы

добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к

общественному.

Литература:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-

сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2016.

2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.

Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2011.

3. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.

Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 24 «Сказка»

Городского округа Ступино

142800, Московская область, 8(49664)2-78-04

г. Ступино, ул. Андропова, вл.63А 8(49664)2-72-17

Доклад дя педагогов

"Адаптация детей раннего возраста

через различные виды деятельности"

Выполнила:

воспитатель Крутина А.В

2020 г.

С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений:

строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования,

постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все

эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую

ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим

реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды.

Я руководствуюсь следующими принципами работы по адаптации детей в нашем

детском саду:

1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

2. Постепенное заполнение группы.

3. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом

индивидуальных особенностей детей.

4. Сохранение первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

5. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на

основе адаптационных карт.

В процессе адаптации ребенка в нашем детском саду я также использую такие формы и

способы адаптации детей как :

Элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях).

В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить

чувствительность и узнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают более

эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и

пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии

оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного

языка для ребенка. Песни помогают ребенку запоминать слова, их значения, порядок

слов в предложении. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение,

действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия,

ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у

ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и

запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет

разговаривать.

Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша. В своей

работе я использую разнообразные колыбельные песни записанные на диск,

релаксационные игры и дыхательной гимнастики.

Релаксационные игры - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За

основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике,

мышечному и эмоциональному расслаблению.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и

оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение,

не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить

причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

Для того, чтобы сформировать эмоциональные контакты между ребенком и

воспитателем, ребенком и другими детьми я использую игровые приемы, направленные

на сближение детей друг с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды

ребенком, что приносит очень неплохие результаты. Например, такие

игры: «Пузырь», «Зайка», «Найди игрушку» и т. д.

В работе с детьми я использую сказкотерапию, то есть чтение сказок, настольный театр,

показ сказок на фланелеграфе, кукольный театр так же использую маски героев при

инсценировки сказок. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Как коза

избушку построила» и т. д.

Сказкотерапия - это процесс воспитания, развития души, повышение уровня

осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального

проявления созидательной творческой силы.

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений,

двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои

переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывают такой же

эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на

эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает

погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. С

помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый

говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную

активность. Известно, что элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни.

Маленькие песенки – потешки помогают в проведении режимных моментов.

Процессы умывания, одевания, раздевания, принятия пищи, уборки игрушек воспитатель

сопровождает стишками. Такими как: «По Коленочкам ударим»; «Баба сеяла

горох»; «Кисонька-Мурысенька»; «Водичка, водичка»; «Я и ложка»; «Веселый обед» и т.

д.

Так же не надо забывать и о пальчиковых играх которые тоже помогают мне в работе.

Например, «Кошки –

мышки»; «Ворона»; «Зайка»; «Машинка», «Хомячок», «Паучок», «Наши

пальчики», «Салат» и др.

Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она не только развлекает малышей, но и

способствует формированию их представлений об окружающем мире, развивает речь,

тренирует память, умение соотносить свои движения с текстом, развивает мелкую

моторику пальцев.

Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать

внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут

источник звучания, ждут звуки музыки при виде музыкальных инструментов.

Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У

некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими

музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит

- корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку

постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских

музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко.

Игровые методы взаимодействия с ребенком.

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и

независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только

источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих

предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым

уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо

соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества

ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях

ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только

даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с

предметами. Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто

неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с

овладением культурными способами действий с предметами.

Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех

остальных сторон жизни ребё нка: внимания, памяти, речи, наглядно-действенного

и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в

данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных

действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность,

независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и

техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

• становление орудийных действий;

• развитие наглядно-действенного мышления;

• развитие познавательной активности;

• формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые

характеристики игрушек.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности направлена на

формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок —

ребенок» и обязательно включает в себя игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта,

доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда

готового прийти на помощь человека, и интересного партнера в игре. Эмоциональное

общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой

интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть

фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом

возможностей детей, места проведения.

Еще в работе я руководствуюсь пятью правилами:

Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре.

Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной

игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом

случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие,

увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими

действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в

игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы

центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой

игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом,

второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и

организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием

развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и

усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают

понимать ее содержание, лучше выполнять условия.

Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.

д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он

дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не

так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку

возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие,

рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить

все это!

В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное

стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

В нашем детском саду ведется активная работа с родителями. В нее входят встречи за

круглым столом, консультации, беседы, наглядная пропаганда, памятки для родителей,

картинки с педагогическими ситуациями - все это направлено на оказание помощи

родителям в организации образовательного и воспитательного процесса для

облегчения адаптации ребенка в детском саду.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро

засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.

Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и

внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не

упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капр__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...

педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Проект «Первый раз в детский сад!» (для детей раннего возраста).

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.Эта резкая смена условий може...

Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"

В проекте раскрывается значимость сенсорного развития  детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

quot;Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое"Обоснование проекта Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений восп...

Проект «Первый раз в детский сад!» (для детей раннего возраста).

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни....