Кроссенс
презентация
Кроссенс - отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления, так как связи в цепочке описания картинок могут быть как поверхностными, так и глубинными. А педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от простого уровня к более сложному, а занятия с детьми проводить интересно и с пользой, развития умственные и речевые способностей дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторы, разработчики Сергей Федин Владимир Бусленко
Кроссенс - ассоциативная цепочка картинок, замкнутых в стандартное поле. Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу.
Что развивает кроссенс ? Умение классифицировать и обобщать предметы, явления Связанную речь, умение составлять рассказы Умение выделять и называть предметы , их признаки, состояния действия Зрительное восприятие Умение ориентироваться на листе бумаги Логику образное мышление, внимание
Возрастные особенности « Кроссенс – технологии» От 4 до 7 лет
Как читать кроссенс ? Рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном девятом квадрате. Таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Хотя можно начинать с любой узнаваемой картинки.
Разгадать КРОССЕНС - составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Этапы работы с кроссенсом Две картинки Четыре картинки
Этапы работы с кроссенсом Вариант чтения «Улитка» Необходимо найти связь в восьми картинках и определить, что их объединяет. Составить предложения. И разгадать главное загаданное слово. Например: Воду можно пить В кастрюле можно кипятить воду и она будет горячей Если сахар добавить в горячую воду он растает Вишня кислая, если добавить сахар она будет сладкой Из вишни можно сделать варенье Из кураги, яблок, изюма можно сварить компот Компот можно налить в стакан Все предметы можно отнести к компоту . Восемь картинок Пример:
Как сделать кроссенс в детском саду? Определить тему Определить идеи картинок по выбранной теме Определить связь между картинками по теме. Отобрать 9 картинок по выбранной теме из идеи. Определить последовательность картинок. Определить центральную картинку. 1 2 3 8 ? 4 7 6 5
Психологическая эмоциональная игра « Если нравится тебе, то делай так …»
Кроссенс для детей 4-5 лет Что общего?
Кроссенс для детей 4 – 5 лет Что общего?
Кроссенс для детей 5 – 6 лет Что общего?
Кроссенс для детей 5 – 6 лет Что общего?
Кроссенс для детей 6-7 лет Что общего? ?
Проверь себя! « Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начинам день. Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»). Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки. собака – друг человека. у человека тоже есть друг. Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой. Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки. Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик. Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик ». Ответ:Дружба
*Работа группами Создай кроссенс для детей 6 – 7 лет: Осень Семья Цифра 5
Спасибо за внимание! Конец презентации! Спасибо что не спали !
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС» В РЕЧЕВОМ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам разгадать педагогические загадки,
которые, в свою очередь, помогут нам узнать название тему нашего мастер класса:
1.Социально значимая группа людей, объединенных общей целью,
согласованно действуют в достижении указанной цели и имеют органы
самоуправления (коллектив).
2. Средство общения (речь).
3. Результат неправильного действия (ошибка).
4.Социально-психологическое объединение близких родственников (родителей, детей, бабушек, дедушек), живущих совместно (семья).
5.Оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков,
возможностей, качеств, своего места среди других людей (самооценка).
6.Автор сказки «Конек-Горбунок» (Ершов П.П).
7. Действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного
повторения (навык)
8. Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой
личностью; приобретение знаний в какой – либо области. В его основе
интерес человека в сочетании с самостоятельным изучением материала
(самообразование).
к | о | л | л | е | к | т | и | в | ||||||
р | е | ч | Ь | |||||||||||
о | ш | и | б | к | а | |||||||||
с | е | м | ь | я | ||||||||||
с | а | м | о | о | ц | е | н | к | а | |||||
е | р | ш | о | в | ||||||||||
н | а | в | ы | к | ||||||||||
с | а | м | о | о | б | р | а | з | о | в | а | н | и | е |
Первый кроссенс был напечатан в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Идея его принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". «Кроссворд в переводе с английского означает "пересечение слов", а кроссенс - означает "пересечение смыслов".
Новизна данной технологии заключается в том, что ее можно применить в любых видах образовательной деятельности для разных степеней обучения и для детей с разным уровнем знаний, а также в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста. Возраст 4 -7 лет особо важен в плане развития способности к логическому мышлению к осмыслению причинно-следственных связей, в этом возрасте у ребёнка практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития, развивается речь детей. Для нас, педагогов, важно научить детей думать, вникать в суть информации и уметь ее использовать на практике, а не просто запоминать. Поэтому применение работе нетрадиционной технологии «Кроссенс» в ДОУ способствует развитию критического мышления, интеллектуальной способности, познавательной активности, любознательности, заинтересованности, повышению внимания у детей дошкольного возраста, формированию креативности дошкольников, вербальных коммуникативных навыков детей, а также навыков работы с информацией.
Использование в работе этой технологии позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами и поэтому его можно адаптировать и использовать в разных областях образовательной деятельности: формирование математических представлений, развитие речи, ознакомление с окружающим, познавательно-исследовательской деятельности, а работе с логопедом, а также в качестве творческого задания для детей совместно с родителями. Применять ее можно в групповой, индивидуальной, подгрупповой работе. Мы технологию «Кроссенс» применяем в работе по всем областям образовательной деятельности: при формулировке темы и цели; для мотивации детей; при изучении нового материала; для закрепления и обобщения, изученного материал; во время рефлексии.
Главная задача данной технологии- объяснить карточку- кроссенса, то есть составить рассказ посредством видения взаимосвязи изображений из серии картинок, двигаясь по ассоциативной цепочке, связывая каждое изображение с предыдущим и последующим так, чтобы объединить по смыслу сразу несколько изображений и закончить рассказ в центральной карточке.
Кроссенс - отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления, так как связи в цепочке описания картинок могут быть как поверхностными, так и глубинными. А педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от простого уровня к более сложному, а занятия с детьми проводить интересно и с пользой, развития умственные и речевые способностей дошкольников. Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества всех участников педагогического процесса (педагога, воспитанника и родителей) и ведет к плодотворному общению. В режимных моментах, дети самостоятельно разгадывают «кроссенсы» и составляют ассоциативную цепочку из картинок и символов. Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста ребенка.
Применение технологии «Кроссенс» позволяет узнать, насколько развит словарный запас у ребенка, как он умеет строить фразы и может фантазировать, делать описательный рассказ по картинке. Вот поэтому, заинтересовавшись данной технологией, мы изучили ее и внедрили в свою работу с детьми 5-7 лет, создавая собственные кроссенсы.
Технология «Кроссенс» позволяет:
• упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
• развивать зрительное восприятие;
• учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
• развивать логику;
• развивать образное мышление;
• учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
• учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
• учить определять в речи предложно-падежные конструкции;
• учить детей связно мыслить, составлять рассказы;
• развивать смекалку, тренировать внимание.
Чем отличается кроссенс от кроссворда? В кроссворде все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.
Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Существует три способа решения кроссенса
1. Способ «Улитка» - это чтение кроссенса слева направо, двигаясь только вперёд по часовой стрелке и заканчивая на центральном квадрате.
Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
2. Способ «Солнышко» -центральное изображение со всеми картинками.
3. Способ «Крест» - изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Рассмотрим алгоритм создания кроссенса:
• необходимо определить тематику, общую идею;
• подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее;
• найти связи между элементами, определить последовательность;
• сконцентрировать смысл в одном элементе (центр);
• подобрать картинки, иллюстрирующие элементы;
При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:
• Конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов;
• Всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;
• Полнота решения - все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;
• Краткость - нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;
Дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, основываясь на идее метода, можно предложить детям для разгадывания кроссенса с полем из двух квадратов. Следующими можно предложить ребенку карты из 4 и 6 квадратов, используют три формы при составлении и для прочтения таких карт: «Улитка» «Крест» «Солнышко». Сути метода и его педагогическое значение это не меняет.
Таким образом, «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей.
Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста.
Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества педагога, воспитанника и родителя, приводит участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию и сотрудничеству. Мы становимся творцами, авторами.
Психологическая эмоциональная игра «Если нравится тебе, то делай так …»
Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением, для этого я сначала предлагаю вам немного размяться и подвигаться. Вспомним и повторяем слова песенки
«Если нравится тебе, то делай так – поворот головы и приветственный кивок
соседу слева и справа,
Если нравится тебе, то делай так - протянули руку для рукопожатий вправо и влево
И если нравится тебе, то и другим ты покажи - немного пританцовываем
И если нравится тебе, то делай так- отправляем всем воздушный поцелуй»
Вот видите, настроение немного поднялось. И пусть сопровождает вас весь день!
Используя этот прием, у детей формируются положительные чувства и эмоции, а также развивается сплочённость группы. А ещё мы вспоминаем ориентирование в пространстве и такие понятия как «справа» и «слева».
А теперь мы будем испытывать технологию «Кроссенс» и начнем с самого простого с способа.
- Уважаемые коллеги! Нам остается составить простой кроссенс, но не из картинок, а из слов. Давайте приступим. Вам нужно назвать слова прилагательные, определяющие технологию «Кроссенс» (Педагог составляют карту-кроссенса, называют прилагательны, а докладчик располагает их в схеме карты-кроссенса.).
Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать Небольшой опыт нашей с вами практической деятельности показал, что знание и умелое использование методов и технологий, направленных на познавательно- речевое развитие детей дошкольного возраста придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка Какую бы программу или технологию мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас Используя данный вид работы у детей, появляется интерес, стимул. Работа трудна, но достаточно увлекательна.
Рефлексия
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в
плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От
провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от
берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая –
в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля
на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема
"Кроссенс".
- Тот, кто заинтересовался данным приёмом, возьмите розовую
ленточку.
- Тот, кто будет применять данный приём на практике, возьмите зеленую
ленточку.
- Тот, кто считает, что прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите коричневую ленточку.
Заключение.
Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. В заключение я хочу вам сказать: «Учите – играя, а воспитывайте детей любя!» Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.
Литература.
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г
- Борохович Л.Ю. Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
- Бусленко В., Федин С. «Семейный кроссворд, и новая интеллектуальная игра «Кроссенс»»// Наука и жизнь, №12, 2002, с.12
- Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.
- Данилина Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Забордина Н.А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014. № 11 – 63-67 с.
- Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук: 13.01.01 / И. Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2011
- Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003
- Москвина Т.В. Психолого – педагогические основы проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2015. № 1-85-89 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссенс-ассоциативная головоломка нового поколения.
Один из методов, который я использую в своей работе – это метод КРОССЕНС. «Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом ми...

Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"
Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...
Игра «Птицы» по технологии Кроссенс
Цель: закрепить знания детей о птицах, их появлении на свет. Развивать связную речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе....

Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников
Алгоритм составления и способы использования...

Буклет "Использование метода КРОССЕНС (технология критического мышления) в развитии детей дошкольников"
Использование метода КРОССЕНС для развития познавательно - речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...


