Кроссенс
презентация

КУЛИНИЧ (БАЕВА) ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Кроссенс - отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления, так как связи в цепочке описания картинок могут быть как поверхностными, так и глубинными. А педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от простого уровня к более сложному, а занятия с детьми проводить интересно и с пользой, развития умственные и речевые способностей дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссенс - технология

Слайд 2

Авторы, разработчики Сергей Федин Владимир Бусленко

Слайд 3

Кроссенс - ассоциативная цепочка картинок, замкнутых в стандартное поле. Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу.

Слайд 4

Что развивает кроссенс ? Умение классифицировать и обобщать предметы, явления Связанную речь, умение составлять рассказы Умение выделять и называть предметы , их признаки, состояния действия Зрительное восприятие Умение ориентироваться на листе бумаги Логику образное мышление, внимание

Слайд 5

Возрастные особенности « Кроссенс – технологии» От 4 до 7 лет

Слайд 6

Как читать кроссенс ? Рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном девятом квадрате. Таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Хотя можно начинать с любой узнаваемой картинки.

Слайд 7

Разгадать КРОССЕНС - составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

Слайд 8

Этапы работы с кроссенсом Две картинки Четыре картинки

Слайд 9

Этапы работы с кроссенсом Вариант чтения «Улитка» Необходимо найти связь в восьми картинках и определить, что их объединяет. Составить предложения. И разгадать главное загаданное слово. Например: Воду можно пить В кастрюле можно кипятить воду и она будет горячей Если сахар добавить в горячую воду он растает Вишня кислая, если добавить сахар она будет сладкой Из вишни можно сделать варенье Из кураги, яблок, изюма можно сварить компот Компот можно налить в стакан Все предметы можно отнести к компоту . Восемь картинок Пример:

Слайд 10

Как сделать кроссенс в детском саду? Определить тему Определить идеи картинок по выбранной теме Определить связь между картинками по теме. Отобрать 9 картинок по выбранной теме из идеи. Определить последовательность картинок. Определить центральную картинку. 1 2 3 8 ? 4 7 6 5

Слайд 11

Психологическая эмоциональная игра « Если нравится тебе, то делай так …»

Слайд 12

Кроссенс для детей 4-5 лет Что общего?

Слайд 13

Кроссенс для детей 4 – 5 лет Что общего?

Слайд 14

Кроссенс для детей 5 – 6 лет Что общего?

Слайд 15

Кроссенс для детей 5 – 6 лет Что общего?

Слайд 16

Кроссенс для детей 6-7 лет Что общего? ?

Слайд 17

Проверь себя! « Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начинам день. Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»). Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки. собака – друг человека. у человека тоже есть друг. Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой. Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки. Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик. Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик ». Ответ:Дружба

Слайд 18

*Работа группами Создай кроссенс для детей 6 – 7 лет: Осень Семья Цифра 5

Слайд 19

Спасибо за внимание! Конец презентации! Спасибо что не спали !



Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС» В РЕЧЕВОМ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                               

 Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам разгадать педагогические загадки,

которые, в свою очередь, помогут нам узнать название тему нашего мастер класса:

1.Социально значимая группа людей, объединенных общей целью,

согласованно действуют в достижении указанной цели и имеют органы

самоуправления (коллектив).

2. Средство общения (речь).

3. Результат неправильного действия (ошибка).

4.Социально-психологическое объединение близких родственников (родителей, детей, бабушек, дедушек), живущих совместно (семья).

5.Оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков,

возможностей, качеств, своего места среди других людей  (самооценка).

6.Автор сказки «Конек-Горбунок» (Ершов П.П).

7. Действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного

повторения (навык)

8. Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой

личностью; приобретение знаний в какой – либо области. В его основе

интерес человека в сочетании с самостоятельным изучением материала

(самообразование).

к

о

л

л

е

к

т

и

в

р

е

ч

Ь

о

ш

и

б

к

а

с

е

м

ь

я

с

а

м

о

о

ц

е

н

к

а

е

р

ш

о

в

н

а

в

ы

к

с

а

м

о

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

Первый кроссенс был напечатан в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Идея его принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". «Кроссворд в переводе с английского означает "пересечение слов", а кроссенс - означает "пересечение смыслов".

   

    Новизна данной технологии заключается в том, что ее можно применить в любых видах образовательной деятельности для разных степеней обучения и для детей с разным уровнем знаний, а также в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста. Возраст 4 -7 лет особо важен в плане развития способности к логическому мышлению к осмыслению причинно-следственных связей, в этом возрасте у ребёнка практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития, развивается речь детей. Для нас, педагогов, важно научить детей думать, вникать в суть информации и уметь ее использовать на практике, а не просто запоминать. Поэтому применение работе нетрадиционной технологии «Кроссенс» в ДОУ способствует развитию критического мышления, интеллектуальной способности, познавательной активности, любознательности, заинтересованности, повышению внимания у детей дошкольного возраста, формированию креативности дошкольников, вербальных коммуникативных навыков детей, а также навыков работы с информацией.

Использование в работе этой технологии позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами и поэтому его можно адаптировать и использовать в разных областях образовательной деятельности: формирование математических представлений, развитие речи, ознакомление с окружающим, познавательно-исследовательской деятельности, а работе с логопедом, а также в качестве творческого задания для детей совместно с родителями. Применять ее можно в групповой, индивидуальной, подгрупповой работе. Мы технологию «Кроссенс» применяем в работе по всем областям образовательной деятельности: при формулировке темы и цели; для мотивации детей; при изучении нового материала; для закрепления и обобщения, изученного материал; во время рефлексии.

Главная задача данной технологии- объяснить карточку- кроссенса, то есть составить рассказ посредством видения взаимосвязи изображений из серии картинок, двигаясь по ассоциативной цепочке, связывая каждое изображение с предыдущим и последующим так, чтобы объединить по смыслу сразу несколько изображений и закончить рассказ в центральной карточке.

Кроссенс - отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления, так как связи в цепочке описания картинок могут быть как поверхностными, так и глубинными. А педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от простого уровня к более сложному, а занятия с детьми проводить интересно и с пользой, развития умственные и речевые способностей дошкольников. Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества всех участников педагогического процесса (педагога, воспитанника и родителей) и ведет к плодотворному общению. В режимных моментах, дети самостоятельно разгадывают «кроссенсы» и составляют ассоциативную цепочку из картинок и символов. Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста ребенка.

Применение технологии «Кроссенс» позволяет узнать, насколько развит словарный запас у ребенка, как он умеет строить фразы и может фантазировать, делать описательный рассказ по картинке. Вот поэтому, заинтересовавшись данной технологией, мы изучили ее и внедрили в свою работу с детьми 5-7 лет, создавая собственные кроссенсы.

Технология «Кроссенс» позволяет:

• упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

• развивать зрительное восприятие;

• учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

• развивать логику;

• развивать образное мышление;

• учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

• учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

• учить определять в речи предложно-падежные конструкции;

• учить детей связно мыслить, составлять рассказы;

• развивать смекалку, тренировать внимание.

Чем отличается кроссенс от кроссворда? В кроссворде все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.

Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.

Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

Существует три способа решения кроссенса

1. Способ «Улитка» - это чтение кроссенса слева направо, двигаясь только вперёд по часовой стрелке и заканчивая на центральном квадрате.

Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

2. Способ «Солнышко» -центральное изображение со всеми картинками.

3. Способ «Крест» - изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Рассмотрим алгоритм создания кроссенса:

• необходимо определить тематику, общую идею;

• подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее;

• найти связи между элементами, определить последовательность;

• сконцентрировать смысл в одном элементе (центр);

• подобрать картинки, иллюстрирующие элементы;

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:

• Конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов;

• Всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;

• Полнота решения - все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;

• Краткость - нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;

Дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, основываясь на идее метода, можно предложить детям для разгадывания кроссенса с полем из двух квадратов. Следующими можно предложить ребенку карты из 4 и 6 квадратов, используют три формы при составлении и для прочтения таких карт: «Улитка» «Крест» «Солнышко». Сути метода и его педагогическое значение это не меняет.

Таким образом, «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей.

Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста.

Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества педагога, воспитанника и родителя, приводит участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию и сотрудничеству. Мы становимся творцами, авторами.

       

  Психологическая эмоциональная игра «Если нравится тебе, то делай так …»  

Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением, для этого я сначала предлагаю вам немного размяться и подвигаться. Вспомним и повторяем слова песенки

«Если нравится тебе, то делай так – поворот головы и приветственный кивок                      

                                                                соседу слева и справа,

Если нравится тебе, то делай так - протянули руку для рукопожатий вправо и влево

И если нравится тебе, то и другим ты покажи - немного пританцовываем

И если нравится тебе, то делай так- отправляем всем воздушный поцелуй»

       Вот видите, настроение немного поднялось. И пусть   сопровождает вас весь день!

 Используя этот прием, у детей формируются положительные чувства и эмоции, а также развивается сплочённость группы. А ещё мы вспоминаем ориентирование в пространстве и такие понятия как «справа» и «слева».                                                                                                                                                                                                                        

А теперь мы будем испытывать технологию «Кроссенс» и начнем с самого простого с   способа.

- Уважаемые коллеги! Нам остается составить простой кроссенс, но не из картинок, а из слов. Давайте приступим. Вам нужно назвать слова прилагательные, определяющие технологию «Кроссенс»  (Педагог составляют карту-кроссенса, называют прилагательны, а докладчик располагает их в схеме карты-кроссенса.).

                                   

Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать Небольшой опыт нашей с вами практической деятельности показал, что знание и умелое использование методов и технологий, направленных на познавательно- речевое развитие детей дошкольного возраста придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка  Какую бы программу или технологию мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас Используя данный вид работы у детей, появляется интерес, стимул. Работа трудна, но достаточно увлекательна.

Рефлексия

В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в

плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От

провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от

берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая –

в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля

на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема

"Кроссенс".

  1. Тот, кто заинтересовался данным приёмом, возьмите розовую

ленточку.

  1. Тот, кто будет применять данный приём на практике, возьмите зеленую

ленточку.

  1. Тот, кто считает, что прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите коричневую ленточку.

Заключение.

Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества.    Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом.   В заключение я хочу вам сказать: «Учите – играя, а воспитывайте детей любя!» Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.

                                                              Литература.

  1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г
  2. Борохович Л.Ю.  Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  3. Бусленко В., Федин С. «Семейный кроссворд, и новая интеллектуальная игра «Кроссенс»»// Наука и жизнь, №12, 2002, с.12
  4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.
  5. Данилина Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Забордина Н.А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014. № 11 – 63-67 с.
  7. Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук: 13.01.01 / И. Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2011
  8. Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003  
  9. Москвина Т.В. Психолого – педагогические основы проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2015. № 1-85-89 с.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссенс-ассоциативная головоломка нового поколения.

     Один из методов, который я использую в своей работе – это метод КРОССЕНС.   «Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом ми...

Кроссенс

Кроссенс...

Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"

Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...

Игра «Птицы» по технологии Кроссенс

Цель: закрепить знания детей о птицах, их появлении на свет. Развивать связную речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе....

Буклет "Использование метода КРОССЕНС (технология критического мышления) в развитии детей дошкольников"

Использование метода КРОССЕНС для развития познавательно - речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...

Буклет "Кроссенс-технология - это интересно"

quot;Кроссенс-технология - это интересно"...