Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников грамоте"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для воспитателей

«Обучение грамоте в детском саду»

Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и дисграфии и помогает ребёнку избежать возможных ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

·        не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

·        умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

·        под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Основные компоненты, которые необходимы для обучения грамоте

 

·        Сформированность звуковой стороны речи

·        Полная сформированность фонематических процессов

·        Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи

Этапы работы по обучению грамоте

1 этап

·      Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе вводим понятие «звук»

·        затем звуки близкие по звучанию (большой барабан - маленький барабан);

·        узнавание и дифференциация различных звуков (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

На 2   этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

 

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

·        паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

·        гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

·        домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что

воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

·        Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);

·        Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

·        В середине слова.

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

·        Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

·        Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

 

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_obuchenie_gramote_v_dou.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение грамоте в детском саду»

Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и дисграфии и помогает ребёнку избежать возможных ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

        не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

        умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

        под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Основные компоненты, которые необходимы для обучения грамоте

        Сформированность звуковой стороны речи

        Полная сформированность фонематических процессов

        Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи

Этапы работы по обучению грамоте

1 этап

      Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе вводим понятие «звук»

        затем звуки близкие по звучанию (большой барабан - маленький барабан);

        узнавание и дифференциация различных звуков (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

На 2   этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание: 

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

        паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

        гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

        домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что

воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

        Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);

        Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

        В середине слова.

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

        Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

        Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

 

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Памятка для родителей, готовящихся обучать дошкольника грамоте

Представленные в памятке сведения для родителей помогут грамотно обучить ребенка-дошкольника основам звукового  анализа, грамоты, чтения и избежать часто допускаемых ошибок....

Консультация "Что нужно помнить при обучении дошкольников грамоте"

Что нужно помнить при обучении дошкольников грамоте...

Консультация "Информационно – коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте"

КонсультацияИнформационно – коммуникативные  технологии при обучении старших дошкольников грамоте...

Консультация для родителей "Обучение дошкольников грамоте"

Родителям предлагается практический материал по обучению детей элементам грамоты.       Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, ...

Консультация для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»...

Консультация для родителей «Использование дидактических игр, игровых методов и приемов в обучении дошкольников грамоте»

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Что же, к вашим услугам большое количество методов, которые позволят успешно справиться с этой задачей. Если ребенок буде...

Консультация для родителей "Обучение дошкольника грамоте"

Как правильно работать при обучении грамоте...