Статья «Изучение исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования»
статья (старшая группа)

Томилова Ольга Григорьевна

 

Цель данной статьи - заключается в определении особенностей организации эксперимента с детьми в детском саду. В работе раскрывается понятие "эксперимента", которое относится к одному из видов познавательных действий. В результате проведенного исследования были выявлены условия и уровень развития познавательной исследовательской активности детей в возрасте 5-6 лет, что свидетельствует о высоком уровне их исследовательской активности. Исследование имеет практическое значение для педагогов ДОУ, которые могут использовать результаты исследования в своей работе для проведения диагностических мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста, а также при необходимости корректировать условия экспериментирования со старшими дошкольниками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Томилова Ольга Григорьевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Снегирёк» муниципального образования г. Саяногорск

Республика Хакасия, г.Саяногорск

«Изучение исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования»

           Аннотация. Цель данной статьи - заключается в определении особенностей организации эксперимента с детьми в детском саду. В работе раскрывается понятие "эксперимента", которое относится к одному из видов познавательных действий. В результате проведенного исследования были выявлены условия и уровень развития познавательной исследовательской активности детей в возрасте 5-6 лет, что свидетельствует о высоком уровне их исследовательской активности. Исследование имеет практическое значение для педагогов ДОУ, которые могут использовать результаты исследования в своей работе для проведения диагностических мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста, а также при необходимости корректировать условия экспериментирования со старшими дошкольниками.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, детское экспериментирование, поисково-исследовательская активность.

Annotation. The purpose of this article is to determine the specifics of the organization of an experiment with children in kindergarten. The paper reveals the concept of "experiment", which refers to one of the types of cognitive actions. As a result of the conducted research, the conditions and level of development of cognitive research activity of children aged 5-6 years were revealed, which indicates a high level of their research activity. The study is of practical importance for preschool teachers, who can use the results of the study in their work to conduct diagnostic activities with children of younger preschool age, as well as, if necessary, adjust the conditions of experimentation with older preschoolers.    

Keywords: senior preschool age, child experimentation, search and research activity.

Актуальные исследования.

            Современные педагогические исследования традиционно рассматривают ребенка дошкольного возраста как субъект, который стремится к активности в своей деятельности.

          Интересы, ориентация на выбор, спонтанность, независимость, свобода выбора и ценности – это качества, которые характеризуют человека, как субъекта деятельность.

          На развитие влияют три фактора: наследственность, обстоятельства, окружающие ребенка и его собственная деятельность.

          Структура познавательной сферы формируется к 5-6 годам; дошкольники 5-6 лет способны узнавать объекты в ходе практической деятельности с ними, приобретать знания, манипулировать ими, развивать способность к самостоятельному и творческому мышлению. Познавательная активность в этом возрасте характеризуется оптимальным отношением к деятельности, прочностью усвоения разных способов активного достижения результата, опытом творческой деятельности и сосредоточенностью на практическом использовании в повседневной жизни. Она выполняет важную функцию саморазвития.

        Исследовательская деятельность – это желание исследовать, открывать, раскрывать и изучать неизвестное. Для детей это возможность думать, исследовать, экспериментировать и, самое главное, само выражаться. Она выступает в качестве мотивации для работы механизмов исследовательского поведения, основанного на психических потребностях организма в исследовательской деятельности.

        Экспериментирование (от латинского experimentum – «проба, опыт) – один из основных методов научного познания. Примерительно к детям дошкольного возраста речь идет не об экспериментировании как методе научного познания, а об одном из видов познавательной деятельности.

            Экспериментирование – это особая форма исследовательской деятельности, в которой мощно проявляется собственная активность ребенка, направленная на получение новой информации, знаний (познавательная форма экспериментирования) и продуктов детского творчества – новых конструкций, картинок, сказок 9продуктивные формы экспериментирования).

           О.В.Дыбина, опираясь на работы  А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисицина, Н.Н.Поддъякова и собственные исследования, установила, что у детей существует два типа активности. Эти типы активности редко существуют отдельно друг от друга и обычно очень тесно переплетаются. Собственная деятельность ребенка поэтапна и чередуется с совместной деятельностью со взрослыми.

         «На основе собственной исследовательской деятельности ребенок осуществляет несколько конкретных видов деятельности, которые характеризуются высокой степенью самостоятельности и оригинальности».

          Если уровень исследовательской активности в экспериментах низкий, дети не могут проявить самостоятельность и испытать радость открытия новых знаний. Поэтому очень важно диагностировать уровень развития исследовательской активности детей в эксперименте, выявить индивидуальные проявления и подобрать образовательные методики для успешного развития этих качеств личности.

Основные задачи при проведении исследования.

  1.         проанализировать условия организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;
  2. выявить уровень развития исследовательской деятельности детей 5-6 лет в экспериментировании.

Реализация педагогического процесса возможна при условии

обеспечения дошкольного учреждения соответствующими ресурсами и наличия необходимых условий, гарантирующих качество педагогического процесса в дошкольном учреждении.

         Во-первых, необходимо провести адекватный анализ предметно-развивающей среды (центра или экспериментальной зоны) по следующим показателям: наличие в учреждении места для самостоятельного экспериментирования детей; свободный доступ детей к учебным материалам и оборудованию; количество и качество различных учебных материалов; дети (девочки и мальчики); соответствие учебных материалов возрастным особенностям и интересам детей (девочек и мальчиков).

         Оборудование экспериментального центра для детей старшего возраста подробно представлено Мартыновой Е.А. и Сучковой И.М. С другой стороны, оснащение экспериментального центра для детей 5-6 лет значительно отличается от такового для детей 2-4 лет, а для детей 6-7 лет остается прежним.

         Экспериментальные зоны включают в себя следующие центры: «Песок и вода», «Воздух», «Наука и природа», «Литература», «Исскуство», «Кулинария» и «Ремесло».

         Знания взрослых (родителей и педагогов) – важнейшее условие успешной экспериментально исследовательской деятельности с детьми старшего возраста.  Вопросы к родителям детей позволяют выявить их отношение к исследовательской деятельности детей.  Вопросы к педагогам помогают изучить условия и формы организации детского экспериментирования, возможные проблемы и их решения, особенности индивидуального и коллективного подходов к детскому экспериментированию.

         Взрослые выбирают формы и методы воспитания. На взрослых лежит большая ответственность. Выбор формы и метода определяет результат всего педагогического процесса. Эффективные методы распознавания закономерностей и явлений окружающего мира, то есть экспериментальные методы, давно используются в старших классах средней и старшей школы, но в системе дошкольного образования только формируется.

         Дети не обязаны экспериментировать. Взрослые не могут заставить детей и дошкольников экспериментировать, как это могут сделать студенты и сотрудники  лабораторий.  Взрослые могут лишь заинтересовать детей, чтобы они сохраняли внутреннее чувство свободы.

        Экспериментальная база исследования: 24 ребенка (10 девочек и 14 мальчиков) из старшей группы. Два педагога, работающие с детьми и 18 родителей (6 родителей не вернули анкеты).

         Анализ целевой развивающей среды показал, что в старшей группе и в детском саду были созданы условия для исследовательской деятельности детей, способствующие самостоятельному приобретению познавательного опыта. Соблюдаются принципы комплексного и гибкого зонирования. Все дидактические материалы расположены в доступных для детей зонах. Имеются дидактические игры, адаптированные к возрасту и полу детей, которые позволяют детям в процессе игры уточнить и систематизировать свои знания.

        Диагностика по выявлению интересов и увлечений дошкольников 5-6 лет требует систематического наблюдения за свободной деятельностью ребенка и направленностью этой деятельности на самостоятельное исследование.

        В процессе наблюдения можно выделить две группы субъективных проявлений детей в экспериментировании эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

         Для выявления уровня развития исследовательской деятельности в экспериментировании используем практические ситуации детского экспериментирования и придерживаемся следующего алгоритма:

1.Познакомить ребенка с проблемой и поставить задачу самостоятельного исследовательского поиска решения проблемы в условиях эксперимента;

2.Дать ребенку возможность самостоятельно продолжить аналогичный исследовательский поиск с использованием других материалов, если  он об этом попросит;

3.Провести итоговую беседу с ребенком, чтобы выяснить его интерес к эксперименту и восприятие результатов исследовательской деятельности.

Таблица

Изучение исследовательской активности детей 5-6 лет

в процессе детского экспериментирования

Критерии

Показатели

Диагностические задачи

1.Место эксперимента в предпочтениях детей и предпочитаемый ими вид деятельности

- кто из детей будет участвовать в экспериментах и как часто?

- какие эксперименты они проводят (виды экспериментальной деятельности)

«Выбор деятельности Л.Н.Прохорова

2.Определить предпочтительные для ребенка материалы и степень устойчивости его интереса к экспериментальному процессу

- какие объекты выбирает для исследования

«Маленький  исследователь Л.Н.Прохорова

3.Интерес детей к экспериментированию это очень интересный вид деятельности

- какие виды деятельности использует ребенок

«Что мне интересно?» О.В.Афанасьева

4.Уникальность экспе- риментирования в условиях взаимодействия с другими детьми

- проявление индивидуальных особенностей

«Что нам интересно?» О.В.Афанасьева

5.Индивидуальные особенности детей

- Умение ребят исследовать объект или явле- ние,  акцентировать существенные признаки,

соизмерять неодинаковые факты, искусство рассуждать, действовать и аргументировать собственные заключения.

Проективная методика «Сахар» Л.Н.Прохорова

6.Отдельные специфи- ки проявления деток

- умение детворы предопределять ступень плавучести тел

«Перевертыши Т.И.Бабаева, О.В.Киреева

7.Персональные спе- цифики проявления ребят

- умение детворы определить различные методы очищения воды

«Путешествие в пустыне» Т.И.Бабаева, О.В.Киреева

8.Субъективные специфики проявления ребят

- Умение малыша обнаружить опытным

 маршрутом уровень растворимости 

всевозможных веществ в  воде.

«Кораблекрушение» Т.И.Бабаева, О.В.Киреева

         Итоги наблюдения устанавливаются и расширяются в беседе с детками и фиксируются записями, отражающими отдельные проявления исследовательской инициативности в ежедневной жизни дошкольников.

          Это позволит обнаружить присутствие внимания ребят старшего дошкольного возраста к экспериментированию с объектами и материалами; специфики проявления экспериментальной инициативности в стихийном эксперименте ребят и специально сделанных воспитателем проблематичных ситуаций; установить степени вырабатывания экспериментальной предприимчивости старших дошкольников, следя за детками в течении деятельности, разговаривая с ними нами были получены следующие данные:

У девочек по методике «Выбор деятельности» Л. Прохоровой предпочитаемые варианты деятельности создаются подобным образом: изобразительная деятельность, игровая, прочтение книг, ребяческое экспериментирование, конструирование и труд в природе.

У мальчиков: создание из многообразных материалов, игровая, экспериментирование, изобразительная деятельность, прочитывание книг, труд в природе.

          Еже ли не считать гендерную принадлежность детей, то по ранжиру ценимые варианты деятельности создаются последующим образом: игровая, изобразительная, конструирование, экспериментирование, прочтение книг, труд в природе.

          Эксперимент в предоставленной команде деток занимает четвертое место, у мальчиков оно находится чуток больше (3 место). Детки отдают преимущество другим вариантам деятельности.

       По методике Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь» были получены следующие результаты.

        Девочки предпочитают экспериментировать со следующими материалами: маленькие гири, контейнеры разной емкости, карандаши, бумага, краски, веревка, нитки, магниты, увеличительные стекла.

       Мальчики предпочитают эксперименты с : лупами, маленькими весами, магнитами, контейнерами разной емкости, веревкой, бечевкой, карандашами, бумагой и красками.

       Если пол ребенка не учитывается, то предпочитаемые материалы располагаются следующим образом: маленькие весы, контейнеры разной емкости, лупы, веревка, нитки, магниты, карандаши, бумага и краски.

        Применяя диагностическую ситуацию «что интересно мне» и «что интересно нам», можно сделать вывод, что дети проявляют интерес к эксперименту, но не могут самостоятельно поставить цель, завершить эксперимент, рассказать о том, что у них получилось, почему они сделали это именно так, можно ли сделать по другому. Ситуация улучшается, если эксперимент проводится в группах по два – три человека. Дети охотнее формируют гипотезы, охотнее слушают других детей и охотнее отвечают на вопросы.

        Качественный анализ ответов на проекцию «сахар» Л.Н. Прохоровой выявил умение детей анализировать явление, сопоставлять разные факты (представления о растворимости сахара в воде и изменении вкуса), делать умозаключения и утверждать собственные выводы. Результаты показали, что мальчики чаще давали правильный ответ, чем девочки.

      В целом по группе 13 (%) дали правильный ответ, 9 (%) смогли показать, как проверить и 2 (%) дали неправильные ответы.

        Несколько ниже оказались результаты в диагностических ситуациях по книгам Т.И. Бабаевой и О.В. Киреевой «Кораблекрушение», «Город Переверти» и «Путешествие в пустыню». Мальчики чаще, чем девочки, отвечали правильно на вопросы о растворимости различных веществ в воде и плавучести тела в воде.

       Четыре девочки (40 %) и семь мальчиков (50 %) показали высокий уровень, шесть девочек (60 %) и пять мальчиков (36 %) – средний уровень, два мальчика (14 %) – ниже среднего уровень. Общая оценка исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью комплексного показателя интереса к экспериментированию, самостоятельности,  инициативы в исследовательском поведении, способов решения проблем, результативности, настойчивости и эмоционально-положительного отношения к экспериментированию.

        Результаты педагогической диагностики:

       Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил классифицировать развитие исследовательской деятельности детей 5-6 лет в процессе экспериментальной деятельности по четырем уровням:

высокий уровень – 11 (46%), средний – 11 (46%), ниже среднего – 2 (8%).

        Одиннадцать (46%) детей в группе проявляют значительную исследовательскую активность. Их исследовательская деятельность характеризуется практическим поведением «проб и ошибок», направленным на выявление новых свойств объекта. Дети настойчивы, эмоционально удовлетворены и стремятся продолжать экспериментировать.

        Одиннадцать детей (46%) принимают задание и начинают исследовательскую деятельность, но их поведение непосредственно, и они получают частичные результаты. Они часто расстраиваются из-за того, что не могут закончить задание. Эти дети нуждаются в более частом поощрении и похвале за успешное поведение.

       Два ребенка в группе нуждаются в усиленном внимании воспитателя. Вероника Б. и мальчик Демьян М. Результаты диагностики соответствовали ответам воспитателей при распределении детей по уровню исследовательской работы. Мальчик очень подвижный и отличается физической активностью. Он вырос в неполной семье, у него есть младший брат. Мать всегда занята, она не занимается детьми дома. Далее его попросили нарисовать картину семьи, на которой он изобразил себя и своего брата рядом, а мать отдельно. Можно предположить, что фрустрация потребности ребенка в принятии и признании стороны близкого человека, в данном случае матери, подавляет познавательную активность.

Девочка очень спокойная, обладает низкой познавательной активностью и безразлична к содержанию урока. Она растет в семье, где мама всегда на работе. В садик водят и забирают подруги мамы. Она очень часто не посещает детский сад без уважительной причины. По словам мамы, ребенок очень активен дома.

Основываясь на полученных данных, педагог учитывает индивидуальные особенности исследовательской деятельности ребенка в эксперименте и позволяет каждому ребенку разработать индивидуальную методику развития исследовательского поведения.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений, диагностировать развитие исследовательской деятельности детей, при необходимости, диагностировать правильные условия в процессе организации экспериментов со старшими дошкольниками.

Чем старше дети, тем они самостоятельнее, но роль педагога в эксперименте остается ведущей в любом возрасте. Без этого эксперимент не получает логического обоснования, часто не завершается выводами и поэтому превращается в бесцельное оперирование объектами, не имеющими познавательной ценности.

Педагогам необходимо выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети не только получали знания, но и самостоятельно овладели ими, удовлетворяли свое естественное любопытство в процессе учебы и испытывали удовлетворение от самой деятельности.

Список представлено литературы

1. Баранова, Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5–8 лет / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. – 2010. – № 4. – С. 45–55.

2. Бурнышева , М.Г. Развитие познавательной активности детей дошкольного  возраста через экспериментально–исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка » / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24– 26.

3. Комратова , Н.Г. Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3–7 лет с окружающим миром / Н.Г. Комратова , Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –144 с.

4. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет [Текст] / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333 с.

5. Семенова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т.М. Семенова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 17– 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Презентация по теме: "Исследовательская деятельность детей старшего  дошкольного возраста в  процессе экспериментирования» ...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

"Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский ...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

Диагностика исследовательской активности детей второй младшей группы в процессе экспериментирования

Мониторинг экспериментальной деятельности детей 3-4 лет  за 2021-2022 учебный год...