ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Удивительный мир профессий"
рабочая программа (средняя группа)

Кочева Татьяна Сергеевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный мир профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kocheva_t.s._20256.docx117.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

АШИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад   комбинированного вида № 17 г. Аши Челябинской области

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

МКДОУ № 17 г. Аши

Протокол №     от 29 августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом  заведующего

МКДОУ № 17 г. Аши ________________Гулина И.Н.

№      От  29 августа 2025г.

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Удивительный мир профессий»

 

Направленность: социально - гуманитарная

Возраст обучающихся: от 4 до  5 лет

                                                  Срок реализации: 1 год  (64 часа)

Уровень: стартовый

Автор-составитель:

  Педагог дополнительного образования

Кочева Татьяна Сергеевна                                                

Аша

2025 г.

Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цель и задачи программы        11

1.3. Содержание программы        12

1.3.1. Учебный план  1 год обучения        12

1.4. Планируемые результаты        19

1.4.1 Первый год обучения        19

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»        20

2.1. Календарный учебный график        20

2.2. Условия реализации программы        21

2.3. Формы аттестации        23

2.4. Оценочные материалы        24

2.5. Методические материалы        26

2.6. Воспитательный компонент………………………………………… ……………………… 28

2.7. Список литературы        30


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  социально – гуманитарной направленности «Удивительный мир профессий» осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конвенцией о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральным закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

Паспортом национального проекта  «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Разработкой и реализацией раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;

Уставом учреждения.

Данная программа дополнительного образования относится к программам  социально-гуманитарного направления.

Уровень освоения содержания программы - «Стартовый», который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Актуальность

         Актуальность данной Программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определенный момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создает серьезные проблемы для большинства промышленных предприятий.

        Для того чтобы решить проблему, необходим постоянный и компетентный диалогзаинтересованных сторон – работодателей и образовательных учреждений. Одной из важнейших задач становится повышение престижа тех профессий, которых сейчас так не хватает на региональном рынке труда. Процессы профессионального и личностного самоопределения являются предметом научного интереса многих исследователей, так как это один из центральных моментов становления личности.

       Дошкольные образовательные организации являются первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны, своего города. Данное положение обусловлено следующими факторами:

 дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования

любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий;

 родители (законные представители) воспитанников являются «живым»

профориентационным примером. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

       Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей

дошкольного образования, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр.

       Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации, можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:

 способности и склонности самого ребенка;

 привычка к разным видам труда;

 позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;

 интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.

        Организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий, выстраивая, таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.

       Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка. Так, знакомство с профессиями дает возможность, используя межпредметные связи, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т.д. Чем шире опыт ребенка в различных видах

труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

        Реализация Программы будет способствовать формированию первоначальных представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей. Миром профессий, включению в доступную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретению допрофессиональных способностей (планировать деятельность, выполнять простейшие трудовые операции по плану, по алгоритму, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда).

        Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является:

 ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности, способен выбирать род занятий;

 обладает установкой положительного отношения к различным видам труда;

 обладает начальными знаниями о себе, социальном мире;

 ребенок способен к принятию собственных решений.

        Система представлений о профессиях, интерес и опыт деятельности способствует осознанному выбору профессии в будущем. Поэтому стратегическими характеристиками профессионального самоопределения при реализации Программы являются:

 деятельностный характер: включение в разные виды деятельности (в т.ч.

исследовательскую, проектную, игровую, доступную трудовую, творческую);

- расширение первоначального опыта, важного для осуществления любой трудовой деятельности;

 обеспечение развивающей предметно – пространственной среды;

 информационная составляющая: ценность труда, значимость рабочих профессий;

 ограничения: отсутствие навязывания профессии и жестких рамок в выборе

профессии, развитие общих способностей и расширение кругозора детей;

 активное участие родителей (законных представителей) и приоритет

профориентации в семье;

 участие социальных партнеров: ориентация на раннюю профориентацию в

интересах развития города и региона;

 профессиональное развитие педагогов, методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога;

 использование современных образовательных технологий.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Отличительные особенности программы 

Отличием данной программы является то, что  она настроена на развитие интересов детей и расширение их способностей и опыта через включение в различные виды деятельности например:

- погружение в различные группы профессий, выстраивается модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.

- знакомство с различными модулями профессий. Например, с образованием, медицинской, железной дорогой, производством, сельским хозяйством, сферой обслуживания и др.

- стимулирование интересов и способностей ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и так далее.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 4 до 5 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности обучающихся  4 - 5 лет.

В возрасте 4-5 лет дети характеризуются активным развитием двигательных навыков, воображения и познавательной активности. Они становятся более самостоятельными, проявляют интерес к сверстникам и начинают активно взаимодействовать в играх. Эмоциональное развитие характеризуется большей чувствительностью к похвале и критике, а также развитием эмпатии. 

Физическое развитие:

  • Координация: Дети бегают, прыгают, сохраняют равновесие при изменении темпа и направления движения. 
  • Мелкая моторика: Улучшается координация движений, дети могут застегивать пуговицы, нанизывать бусины, рисовать, раскрашивать, обводить. 
  • Физическая выносливость: Дети становятся более выносливыми. 

Интеллектуальное развитие:

  • Познавательная активность:

Активно задают вопросы, интересуются окружающим миром, пытаются понять его. 

  • Внимание:

Улучшается концентрация внимания, дети могут выполнять задания, требующие сосредоточенности. 

  • Память:

Развивается память, дети могут запоминать стихи, сказки, песенки. 

  • Речь:

Речь становится более разборчивой и связной, дети активно используют в речи разные части речи, составляют сложные предложения. 

  • Воображение:

Активно развивается воображение, дети придумывают сюжеты для игр, фантазируют, строят конструкции из конструктора по собственному замыслу. 

Социально-эмоциональное развитие:

  • Взаимодействие со сверстниками:

Появляется потребность в общении со сверстниками, дети начинают играть в совместные игры, проявляют интерес к дружбе и соперничеству. 

  • Эмоциональная чувствительность:

Дети становятся более чувствительными к похвале и критике, могут обижаться на замечания, но также проявляют эмпатию и сочувствие. 

  • Самостоятельность:

Дети стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу в играх и бытовых ситуациях. 

  • Фантазия и страхи:

Фантазия активно развивается, но иногда это может приводить к страхам, например, боязни сказочных персонажей. 

  • Интерес к противоположному полу:

У девочек может проявляться эмоциональная привязанность к отцу, у мальчиков – к матери. 

Особенности в играх:

  • Сюжетно-ролевые игры:

Дети активно играют в ролевые игры, моделируя различные ситуации из жизни. 

  • Творческие игры:

Дети строят конструкции по своему замыслу, рисуют, сочиняют истории. 

  • Поощрение и наказание:

Родителям важно поощрять ребенка за достижения и стараться избегать резкой критики, а при необходимости наказывать, не ущемляя его достоинства. 

Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью   от 10 до 15 человек.

Объем программы:  составляет 64 часа.

Форма обучения: очная

Методы обучения:

  1. Наглядные методы работы:
  • дидактические пособия;
  • просмотр видео;
  • экскурсии, виртуальные экскурсии;
  • наблюдение за работой взрослых из близкого окружения (младший воспитатель, медсестра, дворник и т.д.)
  • рассматривание  плакатов, картин, иллюстраций, фотографий, рисунков;

2.       Словесные, которые включают:

  • художественное слово;
  • рассказ воспитателя;
  • беседы;
  • проблемные ситуации.

3.       Практические – это:

  • трудовые поручения (дежурство по группе, помощь в накрытии стола и т.д.);
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций;
  • игровые обучающие ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры.

4.       Игровые, к которым относятся:

  • дидактические игры;
  • игровые упражнения;
  • сюжетно-ролевые игры
  • игры с правилами
  • словесные игры

Тип занятий: ознакомительное, обучающее, творческое, комплексное, комбинированное, итоговое.

Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, экскурсия, спектакль, практическое занятие, игровое занятие, творческая работа.

Срок освоения программы: 8 месяцев (октября – май).

Режим занятий. По программе планируется  два занятия в неделю по 20 минут во второй половине дня  (2 академических часа).

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – формирование представлений о разных профессиях, о важности и роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.

Задачи программы

Образовательные (предметные):

 - расширение представлений о профессиях, существующих в обществе;

- знакомство с орудиями труда и результатами работы представителей различных профессий;

- воспитание уважения к труду и людям разных профессий;

- развитие речи, мышления, внимания и памяти при обсуждении профессий;

- усвоение новых слов и понятий, связанных с трудовой деятельностью. 

           Личностные:

         - расширение кругозора и осведомленности о профессиях;

         - формирование эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;

- развитие волевых черт характера.

Метапредметные:

-  развитие умения планировать свою деятельность, связанную с играми о профессиях (выбор роли, распределение обязанностей, определение последовательности действий).

- формирование умения контролировать свои действия и оценивать результаты своей работы.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный  план

 1  год обучения

№ п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

(в часах)

Практика

(в часах)

Формы аттестации / контроля

Мониторинг детей

2

2

Беседа, наблюдение

1

Раздел 1

«Знакомство с профессиями»

2

2

 

Беседа, наблюдение

1.1

«Труд основа жизни»

1

1

 

Беседа и выявление интересов детей

1.2

«Кем ты хочешь быть, когда станешь взрослым»

1

1

Беседа и выявление интересов детей

2.

Раздел 2

Профессии детского сада и школы»

5

3

2

2.1

«Кто работает в детском саду?

Экскурсия по детскому саду

2

1    

       1

Наблюдение за работой

2.2

«Наш любимый воспитатель!»

Выставка рисунков «Моя мама воспитатель» (по плану воспитательной работы»

2

1

       1

Оценка выполненных заданий

2.3

Профессия- учитель!

1

1

Наблюдение

3.

Раздел 3

Профессия продавец

4

2

2

3.1

«Магазин игрушек»

Просмотр мультфильма «Волшебный магазин»

2

1

        1

Наблюдение за работой

3.2

«Какие бывают магазины?»

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

2

1

        1

Оценка выполненных заданий

4.

Раздлел 4

Профессия почтальон

4

2

2

4.1

«Кто стучиться в дверь ко мне?»

Поздравительная открытка для Дяди Федора

2

1

        1

Анализ работ

4.2

«Какая бывает корреспонденция?

2

1

Наблюдение

Изготовления праздничных открыток в виде коллажа на «День матери» (по плану воспитательной работы)

1

Оценка выполненных заданий

5.

Раздел 5

Профессия строитель

4

2

2

5.1

«Я б в строители пошел!»

«Буду строить новый дом»

2

1

1

Наблюдение

5.2

«Каким должен быть строитель?»

Д/игра «Что , кому пригодиться?»

2

1

        1

Анализ работы

6.

Раздел 6

Профессия повар

4

2

2

6.1

«Повар в гостях у ребят!»

Экскурсия на кухню в детском саду

2

1

1

Наблюдение

6.2

«Будни повара» (встреча с поваром из детского сада)

«Изготовления праздничного салата к новогоднему празднику!»

2

1

        1

Оценка выполненного задания

7.

Раздел 7

Профессия швея и парикмахер

6

3

3

7.1

«Кто  шьет наряд для кукол?»

«Украсим фартук для куклы Маши»

2

1

       1

Наблюдение за работой

7.2

«Чудо лоскуток» (презентация)

«Будем куклу мастерить, будем кукле платье шить»

2

1

       1

Оценка выполненной работы

7.3

«Кто такой парикмахер?

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

2

1

       1

Анализ работы

8.

Раздел 8

Профессии пап

8

4

4

8.1

«Важная профессия –пожарный!» (просмотр презентации)

Сюжетно-ролевая игра «Я б в пожарные пошел. Пусть меня научат!»

2

1

       1

Наблюдение

8.2

«Важная профессия –полицейский!»

«Следствие ведут колобки»

2

1

1

Наблюдение  

8.3

«Важная профессия спасатель»

Дидактическая игра «Четвертый лишний!»

2

1

        1

Оценка выполненного задания

8.4

Важная профессия – военный!

«Папа поздравляю!» (изготовление поздравительной открытки по плану воспитательной работы)

2

1

1

Анализ работы

9.

Раздел 9

Профессии мам

10

5

5

9.1

«Моя мама –врач!»

Экскурсия в медицинский кабинет

2

1

       1

Наблюдение

9.2

«Интересная и нужная профессия!»

Музыкальное поздравление для мам (по плану воспитательной работы)

2

1

       1

Оценка выполненного задания

9.3

Врач для животных- ветеринар

«Оторвали мишки лапу…»

2

1

       1

Наблюдение

9.4

«Увлекательная профессия –библиотекарь!»

«Лечим книжки-малышки»

2

1

       1

Анализ работы

9.5

«Где «живут» книги?»

«Мастерим книжку-малышку»

2

1

       1

Анализ работы

10.

Раздел 10

Профессии театра

3

1

2

10.1

«Знакомство с волшебным миром театра»

«Волшебный грим»

2

1

       1

Наблюдение

10.2

Показ спектакля-сказки «Репка» в ясельной группе

1

1

Оценка выполненного задания

11.

Раздел 11

Профессия космонавт

2

1

1

11.1

«Кто такие космонавты?

Выставка рисунков «Первые космонавты Белка и стрелка» (план по воспитательной работе)

2

1

       1

Анализ работ

12.

Раздел 12 Профессия водитель, тракторист

4

2

2

12.1

«Разнообразие транспорта» (презентация)

Сюжетно-ролевая игра «Вежливый пассажир

2

1

1

Наблюдение

12.2

Для чего нужен трактор?»

Дидактическая игра «Выбери наземный транспорт»

2

1

        1

наблюдение

13.

Итоговые мероприятия «Парад профессий

Творческая мастерская.

Выставка стенгазеты «Все профессии нужны. Все профессии важны!». Подведение итогов.

4

1

3

Оценка выполненного задания, анализ работ

Мониторинг

2

2

Беседа, наблюдение

Итого:

64

34

30

Мониторинг.

Раздел 1 «Знакомство с профессиями»

Тема 1.1 «Труд основа жизни»

Теория: Расширять у детей знания и представления о профессиях (профессиях женских, и мужских) Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде взрослых.

Тема 1.2 «Кем ты хочешь стать когда вырастишь?»

Теория: Беседа с детьми о профессиях их мечты. Кем хотят стать, когда вырастут и почему? Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

Раздел 2 «Профессии детского сада и школы»

Тема 2.1 «Кто работает в детском саду?»

Теория: Беседа: «Кто работает в детском саду» - расширять знания детей о профессиях работников детского, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности сада.

Практика: Экскурсия по детскому саду.

Тема 2.2 «Наш любимый воспитатель»

Теория: Беседа с детьми о профессии воспитатель, о качествах, которыми должен обладать этот человек. Почитать стихи о воспитателях и послушать детскую песенку «Воспитатель наш» слова и музыка Гульнары Азаматова – Бас.

Практика: Продуктивная деятельность. Нарисовать рисунки на тему «Моя мама воспитатель». Оформить выставку .( по плану воспитательной работы)

Тема: 2. 3 «Профессия –учитель»

Теория: беседа о профессии учителя - развивать интерес к школьному обучению. Пробуждать интерес к профессиональной деятельности педагога, подвести к понятию, что профессия учителя очень важная и нужная.

Раздел 3 Профессия продавец

Тема 3.1 Магазин игрушек.

Теория: Беседа и показ презентации какие бывают магазины детских игрушек. Почему магазин игрушек самый яркий и любимый для всех детей? Воспитать в детях любовь к своим игрушкам, а также бережное отношение к ним.

Практика: Показ мультипликационного фильма «Волшебный магазин»

Тема 3.2 «Какие бывают магазины?»

Теория: беседа о разнообразии магазинов, а также о профессии продавца, о том каким должен быть продавец? Почему нам бесплатно ничего нельзя взять в магазине, а только за деньги? Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Практика: Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Раздел 4 «Профессия почтальон»

Тема 4.1 «Кто стучится в дверь ко мне?»

Теория: беседа с детьми о почте – работе почтальона; дать знания о том, что на почте можно приобрести конверты, марки, отослать и получить письма, посылки, бандероль; познакомить с профессией приемщицы посылок. Познакомить с новыми словами бандероль, квитанция, извещение, сургуч, приемщица.

Практика: изготовить открытку для дяди Федора из деревни Простоквашино.

Тема 4.2 «Какая бывает корреспонденция?»

Теория: показ презентации виды корреспонденции и посылок. Показать детям разнообразия старых детских журналов и коллекцию открыток. Познакомить с понятиями адрес, адресат, почтовый ящик.

Практика: Изготовление совместно с родителями праздничных открыток в виде коллажа на День матери (по плану воспитательной работы)

Раздел 5. «Профессия строитель»

Тема 5.1 «Я б в строители пошел!»

Теория: беседа  предполагает ознакомление детей с этой важной профессией через рассказ о том, чем занимаются строители, какие инструменты используют и как их труд важен для города и людей. Обсуждение может включать рассказ о различных строительных объектах, таких как дома, дороги и мосты, а также о том, какие материалы они используют.

Практика: Используя различные виды конструкторов построить сооружения мост, дом, гараж для машины.

Тема 5.2. «Каким должен быть строитель»

Теория: беседа предполагает обсудить качества человека, который выбрал работу строителя: трудолюбие, ответственность, аккуратность, терпение, внимание к деталям, физическую выносливость и технический склад ума.

Практика: Дидактическая игра «В мире профессий» «Кому что пригодится?»

Раздел 6 Профессия повар

Тема 6.1 «Повар в гостях у ребят!»

Теория: Беседа о профессии повар, о вкусной и полезной пищи, а также закрепить знания о здоровом питании.

Практика: экскурсия на кухню в детском саду (продолжение рассказа повара о своей работе и о месте где происходит приготовление пищи)

Тема 6.2 «Будни повара».

Теория: Встреча повара детского сада с детьми. Рассказ от первого лица о своей профессии. Знакомство с посудой, которая необходима для приготовления вкусного обеда в детском саду.

Практика: изготовление праздничного салата к новогоднему столу.

Раздел 7 Профессия швея и парикмахер

Тема 7.1 «Кто шьет наряд для кукол?»

Теория: познакомить с профессией портной или швея, рассказать о значимости этой профессии; инструменты, которые необходимы при работе.

Практика: продуктивная деятельность украсим фартук для куклы.

Тема 7.2 «Чудо лоскуток».

Теория: показать презентацию о разнообразии ткани, рассказать о свойствах ткани, потребности различной ткани в быту.

Практика: «Будем куклу мастерить, будем кукле платье шить» изготовление куклы-мотанки.

Тема 7.3 Кто такой парикмахер?»

Теория: познакомить с профессией парикмахера, поговорить о инструментах необходимых в работе, какие качествами должен обладать парикмахер?

Практика: Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Раздел 8 Профессии пап.

Тема 8.1 «Важная профессия пожарный!»

Теория: Просмотр презентации, чтение рассказа Л. Толстого « Пожарные собаки». Знакомимся с орудиями труда огнетушитель, пожарный гидрант, пожарные крюки и т.д

Практика: сюжетно-ролевая игра «Я в пожарные пошел. Пусть меня научат»

Тема 8.2 «Важная профессия полицейский!»

Теория: беседа о труде полицейского- расширить и конкретизировать знания о профессии полицейского.

Практика: «Следствие ведут Колобки» квест-игра.

Тема 8.3 «Важная профессия спасатель».

Теория: беседа  об особенностях профессии «Спасателя».Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Научить детей правилам вызова служб специального назначения.

Практика: дидактическая игра «Четвертый лишний»

Тема 8.4 «Важная профессия военный!».

Теория: знакомить детей с ролью защитников Отечества, их задачами, разными видами войск (сухопутные, морские, воздушные), современной военной техникой, а также различными военными профессиями (врач, моряк, пилот, танкист и др.).

Практика: изготовление поздравительной открытки «Папа, поздравляю!» (по плану воспитательной работы)

Раздел 9 Профессии мам.

Тема 9.1 «Моя мама врач».

Теория: беседа о труде врача - познакомить с обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Практика: экскурсия в медицинский кабинет.

Тема 9.2 «Интересная и нужная профессия - фармацевт».

Теория: беседа о работе фармацевта - формировать представление детей в значимости профессии фармацевт и специфике работы; о специальном фармацевтическом оборудовании.

Практика: музыкальное поздравление для мам (по плану воспитательной работы)

Тема 9.3. Врач для животных- ветеринар.

Теория: Беседа "Ветеринар – важная и нужная профессия"  направлена на формирование у детей знаний о работе ветеринарного врача, развитие интереса к миру животных и воспитание бережного к ним отношения. 

Практика: «Оторвали Мишки лапу» ремонтируем и зашиваем порванные игрушки.

Тема 9.4 «Увлекательная профессия библиотекарь!»

Теория: беседа "Библиотекарь как важная профессия в ДОУ" фокусируется на роли библиотекаря в детском саду, подчеркивая его функции по хранению, выдаче книг, общению с детьми и воспитанию любви к чтению.

Практика: «Лечим книжки малышки».

Тема 9.5 «Где живут книги?»

Теория: беседа о библиотеке, показ ролика, где библиотекарь-родитель рассказывает о  своей работе, показывает разнообразие книг и различных стеллажей и хранилищ.

Практика: Мастерим книжку-малышку, продуктивная деятельность.

Раздел 10 «Профессии театра».

Тема 10.1 «Знакомство с волшебным миром театра».

Теория: беседа об Ашинском доме культуре, о профессиях, которые там есть, о значимости их профессий.

Практика: «Волшебный грим. Накладываем грим «кошка»

Тема 10.2 «Спектакль «Репка».

Практика: показ спектакля «Репка» для ясельной группы.

Раздел 11. Профессия космонавт.

Тема 11.1 «Кто такие космонавты?

Теория: беседа о космосе, о первых космонавтах, о качествах, которые должен обладать такой человек, о Дне космонавтике.

Практика: Выставка рисунков «Первые космонавты Белка и Стрелка2 (согласно плана воспитательной работы)

Раздел 12. Профессия водитель и тракторист.

Тема 12.1 «Разнообразие транспорта».

Теория: показ презентации о разнообразии транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный и т.д)

Практика: сюжетно-ролевая игра «Вежливый пассажир»

Тема 12.2 «Для чего нужен трактор?»

Теория: беседа о профессии тракторист, о тяжелом труде людей этой профессии, об уважении к труду с/х.

Практика: дидактическая игра «Выбери наземный транспорт»

 

Раздел 13. Итоговые мероприятия.

«Парад профессий». Творческая мастерская. Подведение итогов.

Практика: подготовка и оформление выставки стенгазет «Все профессии нужны. Все профессии важны!».

Мониторинг.

                                    1.4. Планируемые результаты.

●  У детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

 Активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к  профессиям взрослых.

    Разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

    Имеет представление о различных видах профессий.

    Проявляет интерес к разным профессиям.

    Выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа.

 Имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе, имеет представление о разных профессиях.

    Об истории возникновения и развития данных профессии.

    Знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда.

  Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии.

    Имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

    Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.

     


Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 2.1. Календарный учебный график

на 2025-2026 год обучения

Начало учебных занятий для обучающихся (в текущем учебном периоде) 1 октября 2025 г.

Окончание (в текущем учебном периоде) 29 мая 2026 года.

Продолжительность учебного года 32 недели.

Количество часов в год 64 часа.

Продолжительность и периодичность занятий: два раза в неделю по 20 минут

Выходные дни: выходные дни суббота, воскресенье и праздничные согласно календарю.

Объем программы: 64 академических часа.

Срок освоения программы: один год.

2.2. Условия реализации программы

Принципы работы:

В рамках ранней профориентации в средней группе детского сада, к принципам работы относят: личностно-ориентированное взаимодействие, доступность, открытость, диалогичность, активное включение в практическую деятельность и рефлексивность. Эти принципы обеспечивают уважительное отношение к ребенку, доступное и понятное обучение, свободу выбора участия в деятельности, возможность обсуждения результатов и рефлексию, а также активное вовлечение в практическую деятельность. 

Личностно-ориентированное взаимодействие.

Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и потребности, создается атмосфера уважения и принятия. Воспитатель строит свою работу, опираясь на личность ребенка, а не на усредненные показатели.

Доступность.

Информация о профессиях и трудовых процессах предоставляется в форме, понятной детям дошкольного возраста. Материалы и задания должны быть адаптированы к возрасту и уровню развития детей.

Открытость.

Ребенку предоставляется свобода выбора участия в профориентационных мероприятиях. Он может сам решать, в каких занятиях участвовать, какие результаты своей деятельности представлять. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его мнение учитывается.

Диалогичность.

Организуются беседы и обсуждения, в которых дети могут делиться своими впечатлениями, задавать вопросы, высказывать свое мнение о трудовой деятельности взрослых. Диалог помогает детям лучше понять и осмыслить полученную информацию.

Активное включение в практическую деятельность.

Дети активно участвуют в играх, имитирующих трудовые процессы, выполняют небольшие трудовые поручения, участвуют в экскурсиях на производства, наблюдают за работой взрослых. Практический опыт помогает детям лучше понять суть профессий.

Полная рефлексивность.

Дети учатся осознавать свои чувства, мысли, действия и результаты своей деятельности. Рефлексия помогает им лучше понять свои интересы и склонности, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии. 

Дополнительно.

Важным является также взаимодействие с родителями и привлечение внешних организаций (поликлиники, магазины, пожарные части и т.д.) для расширения кругозора детей и знакомства с разными профессиями. Родители могут делиться опытом, проводить мастер-классы, а экскурсии на предприятия позволяют детям увидеть трудовые процессы вживую.

В целом, ранняя профориентация в детском саду направлена не на конкретный выбор профессии, а на формирование у детей интереса к труду, уважения к труду взрослых, развитие самостоятельности и активности, а также на формирование позитивного отношения к различным видам деятельности. 

Материально-техническое обеспечение

           Организация занятий осуществляется в групповой комнате. Помещение для занятий, соответствует нормам СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20; используется следующее оборудование: мебель (столы детские, стулья детские), доска, ноутбук, телевизор.

           Образовательный процесс организуется также в соответствии с:

- правилами пожарной безопасности;

- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);

- требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой;

- требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

          Для реализации программы в ДОУ имеются, центры, позволяющие познакомить и попробовать себя в роли профессий взрослых:

- Центр строительных игр.

- Центр ролевых игр.

- Музыкальный центр.

- Центр театрализации.

- Центр детского творчества.

- Физкультурно-оздоровительный центр.

- Игротека.

- Центр безопасности.

№ п/п

Наименование основного оборудования

Количество

        Учебные материалы:

Различные книги, пособия, наглядные материалы, презентации, видеоролики, дидактические игры, карточки с профессиями и т.п.

По количеству детей

Оборудование для  творческих мастерских :

Инструменты, материалы для творчества (бумага, краски, пластилин, ткани, дерево, металл и т.п.), оборудование для моделирования и конструирования.

По количеству детей

      Предметы для сюжетно-ролевых игр:

Элементы костюмов, атрибуты профессий (медицинские инструменты, инструменты строителя, парикмахера и т.п.), предметы быта.

По количеству детей

       Игровое оборудование:

Оборудование для спортивных занятий, музыкальные инструменты, оборудование для организации театральных постановок и т.п.

По количеству детей

     Предметы для рукоделия:

Материалы и инструменты для вязания, шитья, вышивки, лепки и других видов рукоделия.

По количеству детей

В педагогическом процессе для реализации Программы широко используются современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, принтер, музыкальный центр.

2.3. Формы аттестации

Формы аттестации в дополнительном образовании по профориентации в средней группе:

 Текущая аттестация

  • Наблюдение за работой детей на занятиях. 
  • Оценка выполнения заданий и упражнений. 
  • Беседы с детьми, выявление их интересов и склонностей. 
  • Анализ детских работ (рисунков, поделок,) 

                         Итоговая аттестация (в конце года)

  • Выставка творческих работ (рисунков, поделок, макетов). 
  • Проведение итогового мероприятия, например, ярмарки профессий. 

          Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:

1. Показатель сформирован (достаточный уровень «+») – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;

2. Показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному («0») – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры;

3. Показатель не сформирован (недостаточный уровень («-») – не проявляется ни в одной из ситуации, на все предложения взрослого.

      2.4. Оценочные материалы 

          Проверка знаний, умений и навыков, обучаемых происходит 2 раза в год (сентябрь/май).

Полученные данные заносятся в «Журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию». На основе данных, полученных в начале года решаются следующие образовательные задачи:

- индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении);

- оптимизация работы с группой детей.

Оценочные материалы для профориентации в средней группе детского сада включают в себя различные методики и инструменты, позволяющие оценить начальные представления детей о мире труда, их интерес к разным профессиям и готовность к дальнейшему изучению этой темы. Ключевая задача ранней профориентации в дошкольном возрасте - не выбор конкретной профессии, а знакомство с разнообразием трудовой деятельности, развитие уважения к труду и формирование интереса к разным профессиям. 

Вот конкретные примеры оценочных материалов:

  • Наблюдение:

Воспитатель отмечает, как ребенок включается в игровую деятельность, связанную с разными профессиями, как проявляет интерес к трудовым процессам, как взаимодействует с другими детьми при имитации трудовой деятельности. 

  • Беседы:

В ходе беседы с ребенком можно выявить его представления о труде, его отношение к профессиям, узнать, какие профессии ему интересны и почему. 

  • Анкетирование:

Используются адаптированные анкеты для детей младшего возраста, где вопросы задаются в игровой форме, например, "Что ты хочешь делать, когда вырастешь?". 

  • Сюжетно-ролевые игры:

Наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, где они имитируют трудовую деятельность, позволяет оценить их понимание ролей, знание инструментов и материалов, необходимых для разных профессий. 

  • Использование наглядных материалов:

Рассматривание картинок, фотографий, видеороликов о профессиях, обсуждение их, позволяет оценить уровень знаний ребенка о профессиях и его интерес к ним. 

  • Методы диагностики:

Использование специальных методик, разработанных для дошкольников, например, методики "Профессии", "Что нужно для работы", позволяют выявить уровень знаний и представлений о труде. 

Важно помнить:

  • Оценочные материалы должны быть адаптированы для детей дошкольного возраста и проводиться в игровой форме.
  • Не следует оценивать детей по жестким критериям, так как целью ранней профориентации является формирование интереса, а не выбор профессии.
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его самовыражения. 

                      Индивидуальная карта ранней профориентации

  • Ф.И. ребенка__________________________________________________
  • Возраст______________________________________________________
  • Дата заполнения_______________________________________________

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной

деятельности.

                 Год

   Начало года

     Конец года

1.

Игровая деятельность

2.

 Уровень сформированности знаний детей о профессиях

3.

Профориентационный опросник

2.5. Методические материалы

 Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы технической направленности «Удивительный мир профессий» используюся следующие методические материалы: 

методическая литература для проведения занятий по программе «Удивительный мир профессий»;

 учебный план;  

наглядные пособия (иллюстрации, фотографии, карточки);

игры, стихи, загадки по темам занятий;

          ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и

подбору схем;

методические рекомендации для педагогов и родителей по знакомству

 детей дошкольного возраста 4-5 лет с разными профессиями.

Методы и приемы реализации программы в работе с детьми:

−  Наглядный: наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, фотографий, просмотр презентаций.

- Словесный: беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, рассказ;

 −  Практический: экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда, организация продуктивной деятельности, игровые упражнения, проблемные ситуации, элементы театрализации;

пальчиковая гимнастика.

−  Игровой: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации.

-   Проектный: проектная деятельность.

-   Проблемный: проблемные задания.

Педагогические технологии:

 технология группового обучения;

 информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии;

 личностно-ориентированные технологии;

 игровые технологии.

Примерная структура занятий по программе:

организационный момент;

вступительная беседа (мотивирующее начало);

показ педагогом приёмов работы;

самостоятельная (или совместно с педагогом) работа детей;

итоговая беседа.

      2.6. Воспитательный компонент

       Воспитательная деятельность дополнительной общеобразовательной    общеразвивающей программы «Удивительный мир профессий» организована в рамках рабочей программы МКДОУ № 17.

       Воспитательный компонент – раздел, который включает:  

       Цель - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

  1. формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
  2. формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
  3. становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

     Задачи воспитания:

1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

       Основными формами воспитания являются: беседа, практическое

занятие, мастер – класс, деловые игры.

            В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,

педагогического требования и стимулирования, поощрения(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

        Условия воспитания:

        Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в МБДОУ № 17 г.Аши в соответствии с нормами и правилами работы организации.

         Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.

        Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (таблица).

Таблица

Календарный план воспитательной работы

п/п

Наименование мероприятия по программе воспитания

Дата проведения

Форма проведения мероприятия

Практический результат

и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное

достижение цели события

1.

«Моя мама воспитатель»

5.10.2025г.

Конкурс рисунков

Выставка детских рисунков

2.

«День матери»

26.11.2025 г.

 «Выставка семейных коллажей»

Оформление выставки из коллажей

3.

«День защитника Отечества»

22.02.2026 г.

Беседа на тему « Военный - это ..»

Поздравительная открытка для папы

4.

«Самая лучшая мама на свете!»

07.03.2026 г.

Музыкальное развлечение

Праздничное музыкальное поздравления для мам

5.

«День театра»

02.04.2026 г.

Театральное представление «Репка»

Инсценировка русской народной сказки «Репка»

6.

«День космонавтики»

14.04.2026 г.

Беседа «Белка и стрелка»

Выставка рисунков  «первые космонавты Белка и Стрелка»

7.

«9 мая»

07.05.2026 г.

Беседа на тему «День Победы»

Экскурсия к вечному огню

2.7. Список литературы 

Список литературы для педагогов

  1.  Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
  2. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы/ М.: Генезис 2003, с. - 125  
  3. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью/ перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006,

с - 39

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов - на-Дону: Издательство «Феникс», 2000, с - 512  
  2. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду / Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю.
  3. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 10, с.56–63.
  4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения/ учебно-методическое пособие. - М. 2002, с. -400  
  5. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии/ практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 2010, с. - 48  
  6. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2 Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях.
  7. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10, с. 64–69.
  8. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет/ Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика Синтез, 2005
  9. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я - человек» / К.П. Нефедова.- М.: Школьная пресса, 2008

Список литературы для обучающихся

 

1.     Н. Абрамцева.   «Правдивая история о садовнике».

2.     А. Барто.   «Штукатуры».

3.     С. Баруздина. «Кто построил этот дом?»

4.     В. Бундин «Такая работа»

5.     Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим», «А что у вас?».

6.     С. Георгиев «Бабушкин садик».

7.     Я. Дягутите «Земля», «Руки человека»

8.     Б. Житков «Железная дорога».

9.     Б. Заходер.   «Шофер», «Строители», «Сапожник», «Портниха», «Переплетчица».

10.   А.В. Забирова. «Такие разные профессии» (энциклопедия для маленького почемучки).

11.    М. Зощенко «Показательный ребенок».

12.     М. Ильин «Машины на нашей улице».

13.      Г. Лагздынь.   «Кем ты будешь?»

14.      В. Ланцетти.   «Летчик, летчик». 

15.       В. Лифшиц «И мы трудиться будем».

16.       Г. Люшнин.   «Строители».

17.       С. Маршак.   «Почта». «Пожар».  «Как печатали книгу». «Пограничник». «Откуда стол пришел», «Мы военные».

18.        В. Маяковский.   «Кем быть?»

19.         С. Михалков.   «А что у вас?», «Бабушкины руки»

20.        А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел»

21.         Н. Найденова «Ольга Павловна».

22.         Е. Пермяк.  « Для чего руки нужны». «Мамина работа».

23.     М. Познанская «Пойдем на работу»

24.     Д. Родари.   «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»

25.      Г. Сапгир.   «Садовник».

26.       Р. Скарри «Город добрых дел» 

27.       Л. Скребцова.   «Чудесный парикмахер».

28.       Е. Сосновский. «Такие интересные профессии».

29.       В. Сухомлинский. «Моя мама пахнет хлебом». «Пекарь и Портной». «Счастье и труд».

30.         Я. Тайц.   «Послушный дождик».

31.         В .Тюрин.   «Кто главный на корабле?»Описание: Хочу такой сайт

32.          К. Чуковский.  «Айболит».

33.           Е. Ульева. «Идем к стоматологу». «100 профессий энциклопедия для малышей в сказках».

34.            Е. Усачева. «Азбука профессий».

35.           К. Ушинский.   «Булочник». «Сапожник». «Куй железо, пока горячо».

36.            Т.А. Шорыгина. «Трудовые сказки». «Беседы о профессиях».

37.            Ю. Феофанова и др. «Интересные профессии».

38.             Г. Юхансон, серия книг «Мулле Мек – умелый человек».

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный мир экспериментов"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный мир экспериментов" направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые леж...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(средний возраст)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «МИР ПРОФЕССИЙ»(средний возраст)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(старший возраст)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(старший возраст)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный песок"

Игра в песок как один из способов развития и песочная терапия - это самые интересные и эффективные методы работы с детьми, начиная с раннего возраста. Достоинство песочной терапии в том, что она ...

Конспект СОД открытое занятие по экспериментальной деятельности Дополнительной программы «Удивительное рядом» для детей подготовительной группы Тема: «Зеркало и предметы с отражающей поверхностью»

Конспект СОД открытое занятие по экспериментальной деятельности Дополнительной программы «Удивительное рядом» для детей подготовительной группыТема: «Зеркало и предметы с отражающей ...