Рабочая программа по духовно – нравственному воспитанию «ТЕПЛО ДУШИ» составлена по методическому пособию «ДОБРЫЙ МИР»
методическая разработка (подготовительная группа)
Рабочая программа
по духовно – нравственному воспитанию
«ТЕПЛО ДУШИ»
составлена по методическому пособию
«ДОБРЫЙ МИР»
Православная культура для малышей. Шевченко Л.Л.
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет

Авторы – составители:
воспитатель: Соколова А.В.
Воронеж 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел |
|
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «добрый мир. Православная культура» | 6 |
2. Содержательный раздел | 9 |
2.1. Содержание воспитательно-образовательной работы по ОО | 9 |
2.2.Игровая деятельность детей | 12 |
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 13 |
3. Организационный раздел | 14 |
3.1. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности | 14 |
3.2. Деятельность по реализации программы в совместной деятельности педагога с детьми | 16 |
3.7. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 20 |
Список литературы | 21 |
Приложения | 22 |
Приложение 1. Анкета для родителей | 23 |
Приложение 2. Цикл консультаций для родителей | 24 |
Приложение 3. Рекомендации родителям | 29 |
Приложение 4. Познавательно-творческий педагогический проект по духовно - нравственному воспитанию дошкольников: «Расти добрым - малыш!» | 30 |
Приложение 5. Конспект беседа с детьми «Православный храм» | 31 |
Приложение 6. Актуальный опыт на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»» | 33 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».
В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие, и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено, как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Актуальность программы заключается в приобщении дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировании ценностного отношения к жизни, обеспечение устойчивого, гармоничного развития дошкольников, включающего в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и культуры.
Целью данной программы является дополнение основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в стандарте нового поколения. Так как базовые источники понятия «духовно-нравственная культура» имеют теологическое содержание (применительно к культурно-историческому наследию России -это православная культура), была разработана программа содержательного модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» для дошкольного образования.
Она опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей «Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» материалами духовно нравственного характера. Это обеспечивает преемственность в решении задач духовно – нравственного воспитания детей на уровне дошкольного и начального образования. В разработке программы учтены федеральные государственные образовательные стандарты.
Чтобы достичь поставленной нами цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят следующие задачи:
1. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
2. Повысить профессиональный уровень педагогов.
3. Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.
4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.)
Задачи воспитательной системы:
5. Развитие нравственного сознания, чувств, поведения ребенка.
6. Формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма;
7. Развитие социальных умений и навыков поведения.
8. Воспитывать позитивное отношение к миру.
Основная идея
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Концептуальное обоснование. Содержательный модуль «Духовно- нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребёнка на основе ценностей отечественной культуры. В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.
Задачи духовно-нравственного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомления с основными нормами светской и религиозной морали и понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирования первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становления внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .
Инновационная направленность программы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением, которое позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применять их на практике. Разработанная система оказывает положительное влияние на развитие у детей духовно-нравственных качеств, устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в дошкольном образовательном учреждении программе, как показателя готовности к обучению в школе.
В нашем детском саду одним из направлений работы является духовно нравственное, патриотическое воспитание.
Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
- любознательный, активный.
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
-эмоционально отзывчивый;
- откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
- эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том» что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
При разработке Программы учитывались:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Образовательная программа ДОУ
5. Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2010 год (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.2009 г.);
6. Шевченко Л.Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию
7. Парциальная программа социально-коммуникативного развития дошкольников «Мир Белогорья, я и мои друзья» Л.В. Серых, Г.А. Махова, Е.А.Мережко
8. Парциальная программа «Белгородоведение» Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
Образовательная область «Социально-коммуникативного развитие»
Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы. Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и эле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность). Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; прививать навыки доброделания, благотворительности. Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение. Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики. Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия, побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.
Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.
Отношения в мире людей.
Семья. Знать о родословии своей семьи. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, о послушании старшим как Божественном установлении. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг к другу как проявление любви. Воспитывать уважение к традициям жизни предков.
Родина. Расширять представления о родной стране как стране православной культурной традиции, православных праздниках. Рассказывать о ее культуре, традициях, святых, героях. Воспитывать уважение к людям иных религиозных традиций как определённого человеку правила жизни - любить, заботиться о человеке. Труд в жизни человека. Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда- прежде всего, бережное отношение к хлебу.
Православный храм в жизни христиан. Знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказывать о храме как доме Божьем.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное воспитание:
Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).
Побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.
Предметное окружение
Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.
Формировать познавательную активность в установлении причинно- следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения.
Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы «почему, для чего, как? откуда?» на основе христианской картины мира.
Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.
Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых какнаших друзьях меньших.
Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.
Знакомить детей с многообразием родного края: с растениями, животными, птицами, обитателями рек и морей.
Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи.
Рассказывать о значении природы в жизни человека.
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, как премудрого Божественного действия в жизни мира, природы, человека.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивающая речевая среда
Развивать речь как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии, целесообразности и взаимосвязанности творений окружающего мира.
Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов.
Формировать речевой этикет в соответствии с нормами христианского благочестия.
Формирование словаря
Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, благочестивый, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, честь, святость, христиане, храм).
Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель.
Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро. Душа. Заповеди. Зло. Крест. Крещение. Колокол. Любовь. Милосердие. Молитва. Обязанность. Ответственность. Родина. Рождество Христово. Святой. Покаяние. Православный храм. Прощение. Творец. Творения. Трудолюбие. Совесть. Сотворение мира. Стыд. Христиане.
Помогать детям, соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни детей.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Эстетическая культура в целом и творчество является источником развития эмоциональной сферы детей. Ребёнок не ищет знания, прежде всего, на которое его ориентируют современные программы раннего развития, но старается выразить свою внутреннюю жизнь. Творческая деятельность для этого является наиболее присущей дошкольникам формой. Рисование, сочинение сказок, лепка, музицирование и т.п. — являются наиболее привычными детям формами творчества.
Эстетически развивающая среда
Развитие умений познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни (на прогулке в парке, лужайке, на озере-речке-море, на улице города).
Ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан.
Изобразительная деятельность
Знакомство с искусством (в том числе, религиозным) как свидетельством о красоте Божественного мироздания.
Развитие эстетического восприятия, наблюдательности, внимания.
Развитие способности всматриваться, вслушиваться в явления и объекты окружающего мира, замечать их изменения (например, цвета облаков, солнца, цветов).
Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности. Развивать задатки, таланты детей как Божественный дар, требующий совершенствования в меру каждому определенную.
Формировать умения работы с материалами творчества, как средствами отображения предметного мира творений, чувств и отношений
В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.
Развивать умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности и произведениях искусства на ту же тему.
Музыкальное воспитание
Развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.
Развивать способность слышать и воспроизводить в элементарных музыкальных формах красоту звуковой картины мира.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, церковной, народной музыки.
2.2 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
(Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Театрализованные игры). Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения. Учить детей совместной творческой деятельности.
Культурно – досуговая деятельность
Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях как установлениях православного календаря. Приучать участвовать в их подготовке. Посещение православного храма в праздничные дни при согласовании с родителями. Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками, поделиться радостью праздника в соответствии с православными традициями жизни (милосердия, подготовки праздничного выступления для родителей, детей детского дома).
Перечень основных праздников: Рождество Христово. Воскресение Христово. Новый год. День Ангела.
2.3 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:
-общие и групповые родительские собрания;
-консультации;
-посещения педагогом семей своих воспитанников;
-дни открытых дверей;
-проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
-анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
-индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);
-использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
-помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках организованной образовательной деятельности занятия проводятся один раз в неделю.
Формами организации образовательной деятельности являются: музыкальная деятельность, творческая деятельность, ролевые игры, сюжетные игры, экскурсии.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы |
1 | Введение в курс «Добрый мир» |
| Устроение мира. Прогулки по дням творения. Тема 1. Путешествия в мир Божий |
2 | Прогулка первая. Свет. День. Ночь. |
3 | Прогулка первая. Свет. День. Ночь. |
4 | Прогулка вторая. Небо. |
5 | Прогулка вторая. Небо. |
6 | Прогулка третья. Земля. Вода. Растения. |
7 | Прогулка третья. Земля. Вода. Растения. |
8 | Прогулка четвёртая. Солнце. Луна. Звёзды. |
9 | Прогулка четвёртая. Солнце. Луна. Звёзды. |
10 | Прогулка пятая. Птицы. Рыбы. Насекомые. |
11 | Прогулка пятая. Птицы. Рыбы. Насекомые. |
12 | Прогулка шестая. Человек. Животные. |
13 | Прогулка шестая. Человек. Животные. |
14 | Человек. Где находится душа? Чем человек отличается от животного? |
15 | Благодарение. Как все творения благодарят своего Творца? |
| Устроение отношений в мире, в нашей жизни. Хорошо-плохо (книга 2) |
16 | Праздник Рождество Христово. Первый снег |
17 | Праздник Рождество Христово. Фигурка ангела. |
18 | Наши меньшие друзья. Заботимся о птицах. Строим птичьи домики . |
| Как устроены отношения в нашей жизни (книга3) |
19 | Наши меньшие друзья. Красная книга. Не обижай творения Божии. |
20 | Наши меньшие друзья. |
| Православный храм.(книга3) |
21 | Наши добрые дела. Дела милосердия. Делаем подарки для дома. Для мамы, бабушки. |
22 | Наши добрые дела. Дела милосердия. Делаем игрушки для своих маленьких братьев и сестёр. |
| Наши меньшие друзья.(книга3) |
23 | Наши добрые дела. Дела милосердия. Занимаемся благоустройством своего села, детской площадки. |
24 | Семья. Отношения детей и родителей |
25 | Моя Родина. |
| Православные праздники.(книга4) |
26 | Праздник Воскресение Христово. Пасха. Готовим подарки. |
27 | Праздник Воскресение Христово. Пасха .Игротека. |
28 | Путешествие в мир православного храма. Экскурсия к храму села |
29 | Путешествие в мир православного храма. Лепка из пластилина макета храма |
30 | День ангела. Небесные покровители. Рисуем поющего ангела. |
31 | День ангела. Небесные покровители. Делаем бумажного ангела. |
| Благодарение. Спасибо. .(книга4) |
32 | Добрый мир. Что означает слово «Спасибо»? |
33 | Добрый мир. Заключительное занятие. Рисуем добрый мир. |
3.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
1.Вводная- Приглашение к путешествию- 1 занятие
Главные слова. Мир. Дар(подарок). Спасибо.
1.Беседа-игра «Мы отправляемся в путешествие»
Работа с иллюстрацией.
Игровая деятельность
Музыкальная деятельность
Творческая работа
2. Прогулка первая «Свет. День. Ночь». 2 занятия
Главные слова. Бог. Свет. Ночь. День.
1.На прогулке.
Игровая деятельность.
Играем .
2.Работа с иллюстративным материалом.
Работа с иллюстрациями.
Чтение стихотворения «Ночь»
Творческая деятельность.
3. Прогулка вторая «Небо».2 занятия
Главные слова .Небо.
1.Наблюдение на прогулке.
Занятия в группе. Чтение и обсуждение по вопросам.
Работа с иллюстративным материалом
Наблюдение, чтение и рисование.
2.Наблюдение на прогулке.
Слушаем рассказ
Музыкальная деятельность
Слушаем, разучиваем песенку
Работа с иллюстративным материалом
4.Прогулка третья «Земля(суша).Вода. Растения». 2 занятия.
Главные слова. Земля. Вода. Растения.
1.Занятия в группе. Работа с иллюстрацией.
Наблюдение на прогулке.
Игровая деятельность.
Слушаем стихотворение
2.Работа с иллюстрацией.
Слушаем стихотворение. Обсуждаем
Творческая деятельность.
Музыкальная деятельность
5.Прогулка четвёртая «Солнце, луна, звёзды» 2 занятия
Главные слова: Солнце. Луна. Звёзды
1.Работа с иллюстрацией.
Слушаем стихотворение.
Игровая деятельность.
Наблюдение на прогулке.
2.Слушаем стихотворение.
Музыкальная деятельность
Работа с иллюстративным материалом
Творческая деятельность.
6. Прогулка пятая «Птицы. Рыбы. Насекомые». 2 занятия
Главные слова: Птицы. Рыбы. Насекомые.
1.Занятия в группе. Беседа.
Работа с иллюстративным материалом
Игровая деятельность.
Наблюдение на прогулке.
Слушаем стихотворение.
Творческая деятельность. Слушаем музыку.
2.Чтение стихотворений.
Работа с иллюстративным материалом
Музыкальная деятельность
Творческая деятельность.
7.Прогулка шестая «Животные. Человек» 2 занятия
Главные слова: Животные. Человек. Душа. Тело. Доброта. Послушание.
1.Рассказ.
Работа с иллюстративным материалом
Чтение стихотворений.
Наблюдение на прогулке.
Творческая деятельность.
Обсуждаем-размышляем.
Творческая деятельность.
2.Работа с иллюстрацией.
Рассказ по тексту.
Чтение стихотворения.
Творческая деятельность.
Обсуждаем-размышляем.
Музыкальная деятельность
Общая тема «Устроение отношений в мире. Хорошо - плохо
8. «Что такое хорошо и что такое плохо?». Как Бог научил человека отличать добро от зла .3 занятия
Главные слова. Совесть. Грех. Послушание. Трудолюбие. Любовь.
1.Рассказ.
Работа с иллюстративным материалом
Чтение стихотворений.
Наблюдение на прогулке.
Творческая деятельность.
Обсуждаем-размышляем.
Творческая деятельность.
2.Работа с иллюстрацией.
Рассказ по тексту.
Чтение стихотворения.
Творческая деятельность.
Обсуждаем-размышляем.
Музыкальная деятельность
3.Чтение и обсуждение.
Творческая деятельность.
Работа с иллюстрацией.
Игровая деятельность.
Общая тема: Как устроены отношения в нашей жизни (книга3) 2 занятия
Главные слова. Род. Родители. Предки. Любовь. Послушание.
1.Чтение и обсуждение.
Творческая деятельность.
Музыкальная деятельность
Работа с иллюстрацией.
2. Чтение и обсуждение.
Игровая деятельность.
Творческая деятельность.
Общая тема: Православный храм.(книга3) 2 занятия
Главные слова. Христиане. Крещение. Храм. Крест. Икона. Молитва.
1.На прогулке
Музыкальная деятельность
Чтение и обсуждение.
Работа с иллюстрацией.
2.Музыкальная деятельность
Чтение и обсуждение.
Игровая деятельность.
Общая тема: Наши меньшие друзья. (книга3) 3 занятия
Главные слова. Не убивай! Друг. Святые люди.
1.Чтение и обсуждение.
Наблюдение
Чтение и обсуждение.
Творческая деятельность.
2.Чтение и обсуждение.
Работа с иллюстрацией.
Чтение и обсуждение.
Творческая деятельность.
3.Чтение и обсуждение.
Работа с иллюстрацией.
Чтение и обсуждение
Общая тема: Православные праздники. (книга4) 6 занятий
Главные слова. Рождество Христово. Пасха. День ангела.
1.Беседа
Работа с иллюстрацией.
Музыкальная деятельность
2.Разучивание стихотворений песен
Творческая деятельность.
Спектакль
Игровая деятельность.
Творческая деятельность.
3.Беседа по тексту
Чтение и обсуждение.
Работа с иллюстрацией.
Творческая деятельность.
4.Спектакль
Игровая деятельность.
Творческая деятельность.
Музыкальная деятельность
5.Чтение и обсуждение.
Работа с иллюстрацией.
Музыкальная деятельность
6.Разучивание стихотворений, песен
Творческая деятельность.
Музыкальная деятельность
Общая тема: Благодарение. Спасибо. (книга4) 2 занятия
Главные слова. Спасибо. Спаси, Боже.
1.Беседа
Чтение и обсуждение
Музыкальная деятельность
Обсуждаем-повторяем.
Творческая деятельность.
2.Концерт.
Выставка рисунков «Добрый мир Божий»
3.3 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
2) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
3) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
4) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
6) Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
7) Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск.
8) Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. Под ред. Л. Л.Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.
9) Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.
10) Мультимедийный проектор
11)Презентации
12) Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск.
13)Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
14) Вспомогательные средства учебного процесса (доска, бумага, учебные принадлежности).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
3. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
4. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
5. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
6. Парциальная программа социально-коммуникативного развития дошкольников «Мир Белогорья, я и мои друзья» / под ред. Л.В. Серых, Г.А. Махова, Е.А.Мережко
7. Парциальная программа «Белгородоведение» / под ред. Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева
8. «Рождественский праздник и Святки» – м.: «Дошкольное воспитание», 1994 г.(12).
9. Султанова Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». – м.: «Дошкольное воспитание»,2004 г. (5).
10. Храмова Р. «Добро не терпит промедленья» – ж. «Воспитание школьников», 2006 (1)
11. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011, 208 с.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей....
Презентация рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"
Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества...

Адаптированная рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию на 2019 – 2020 учебный год.
На основании рекомендаций Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы специальной (коррекционной) школе-интернат»...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...