Сценарий театрализованного представления "Так люди жили - не тужили"
план-конспект занятия

Кузьмина Людмила Андреевна

«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающее» (О. П. Радынова).

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tak_lyudi_zhili_-_ne_tuzhili_1647592055.docx560.05 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованное представление «Так люди жили – не тужили»

в подготовительной к школе группе

Воспитатель Кузьмина Л.А.

Программное содержание:

- Продолжать расширять представления детей о русских народных традициях и обычаях.

-Развивать инициативу детей, стремление выразить свое отношение к окружающему.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре родного народа, желание сохранять его традиции и участвовать в них.

- Обогащать представления о культуре труда и отдыха русских людей.

Ход занятия

В: Проходите, дети, рассаживайтесь! Сядем рядком, да поговорим ладком. Давайте поговорим о том, что очень важно для каждого человека. И большого и маленького. О нашей родине, ее истории и традициях.

Как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). А в древние времена ее называли Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. (Рассматривание картинок было – стало).

Вы заметили, как все изменилось? Но неизменно осталось одно: гостеприимство русского народа, любовь и уважение к гостям, характер русского человека.

Ребята, как вы думаете, что такое гостеприимство?

Ответы детей.

Вы знаете, раньше гостей встречали в своих лучших нарядах. При встрече хозяева кланялись гостю, угощали хлебом-солью, старались развлечь, сытно накормить и напоить. Хлеб на Руси символизировал благополучие, изобилие, к хлебу относились с большим уважением. А соль всегда считали особым оберегом. Соль – ценили. Берегли! Такая встреча означала, что хозяева желают гостям счастья, добра и мира.
А сейчас я предлагаю вам перенестись в прошлое и посмотреть, как одна дружная семья встречает гостей…

Историческая картинка «Гостеприимство русского народа»

Хозяйка: Настенька, все ли готово к приходу гостей?

Машенька, возьми, пожалуйста, веник да подмети пол.

Стук в дверь. А вот и гости пришли. Хозяйка встречает гостей хлебом с солью. - Здравствуйте, гости дорогие.

Настенька: Проходите, гости, присаживайтесь. Угощайтесь пирогами.

Гости: Какие вкусные пироги!

Машенька: А теперь отведайте мясных и рыбных блюд.

Хозяйка: Ну и супчика попробуйте. А пока вы супом наслаждаетесь, хочу вам загадку загадать.

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (Печь)

Гости: Так это же печка.

Настенька: Печь – это сердце дома. Печь нас кормит, обогревает наш дом.

Машенька: И младшие братья на ней спят. Печка – деревенская кормилица.

Ой, ты печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Хозяйка: Хорошо посидели, можно и песню спеть, душу порадовать. (Все вместе поют песню).

Предлагаю поблагодарить детей-артистов аплодисментами, которые показали нам эту сценку.

Артисты садятся к остальным детям

В: Ребята, а что необычного вы заметили за обедом?

Ответы детей (последовательность подачи блюд)

В: Совершенно верно. Сейчас покажется странным, но начинали трапезу на Руси с пирогов. Поэтому и существует поговорка «красна изба углами, а вот обед пирогами». После того, как гости оценили вкус пирожков, наступала очередь вторых блюд: мясных и рыбных. А что касается супов, то их следовало есть в самом конце обеда. Сразу после супа вкушали сладости и различные десерты. Вот такой странный порядок, который сегодня кажется необычным - ведь все привыкли, что обед начинается с первого блюда.

В: Хозяева не только старались угостить вкусно, но и развлечь. Вместе повеселиться. Ведь не зря в народе говорят: «Гость на гость хозяевам радость». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

В: Собравшись вместе, люди веселились: водили хороводы, играли. И сейчас я вас приглашаю поиграть.

Физминутка

С помощью считалки выбираем Ваню.

Русская народная игра «Барашеньки-крутороженьки»

Барашеньки – крутороженьки

По горам ходили, по долам бродили

На скрипочке играли

Ваню потешали.

Ваня, Ваня простота,

купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Водящий Ваня идет в противоположную сторону, держа руки за спиной.

Произносятся слова «на скрипочке играли» дети – барашки, останавливаются, показывая игру на скрипке.

Далее произносятся слова:

«Ваня, Ваня простота, купил лошадь без хвоста», дети – барашки

подпрыгивают, рукой показывают на Ваню. На слова

«Сел задом наперед» дети-барашки прыгают на 180 градусов, произнося

слова: «И поехал в огород».

Водящий Ваня делает хлопок руками, дети-барашки, услышав хлопок,

разбегаются в разные стороны. Водящий Ваня догоняет детей - барашков и ловит. Пойманный ребенок-барашек становится Ваней или Маней. Игра возобновляется.

В: А сейчас давайте посмотрим, как мама укладывает спать свою доченьку.

Картинка «Колыбельная»

Воспитатель с девочками поют колыбельные, укладывая куклу спать.

В: Ребята, Русь раньше называли деревянной. Как вы думаете почему?

Ответы детей

В: А давайте и мы с вами посмотрим, как выбирали материалы для строительства домов.

Разыгрывание сценки.

Папа: Знаешь, сынок, главным строительным материалом на Руси было дерево. Пойдем и мы сходим в лес, выберем деревья для нового дома.

Идут по лесу.

Сын: Тятенька, давай это дерево срубим!

Отец: Нет, сынок. Это дерево нельзя рубить. Оно слишком старое.

Идут дальше.

Сын: Тять, а это дерево можно рубить?

Отец: Нет. Это дерево слишком молодое. Его нужно беречь, как берегут детей и внуков.

Идут дальше.

Сын: Тятенька, ну а это можно?

Отец: Нет, сынок и это нельзя. Это дерево слишком большое, высокое. Такое дерево называют старшим, главным в лесу. Оно как хозяин в доме.

А еще говорят: «Если три лесины не понравились с прихода в лес, не руби совсем в этот день». Поэтому, сынок, возвращаемся домой.

В: Как вы думаете, неужели эта семья останется без новой избы?

А у меня для вас задание: вечером вместе с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, постараться найти ответ: какие деревья можно рубить для строительства. Думаю, что хорошими помощниками вам станут книги, энциклопедии, знания ваших родных. Ну, а завтра мы продолжим беседу об этом.

В: А сейчас Настя прочитает нам стихотворение

Юрий Грибин Русь моя

Русь моя родная -

Вдоль дорог полынь.

От забот седая

Глаз озерных синь.

Степь, леса и горы,

Рек огромных ширь,

Край суровой тундры,

Север и Сибирь.

На холмах деревни,

В дымке города,

Церкви да часовни,

Счастье и беда.

Ты живешь надеждой

В вере и любви,

Рада пташке каждой,

В сердце - соловьи.

Итог:

В: Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своими знаниями, своей актерской игрой. А ведь это была настоящая актерская игра. Я рада, что вы любите свой народ, свою Родину, традиции. Верю, что вырастите добрыми, заботливыми и трудолюбивыми людьми. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект "Как люди жили на Руси"

Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор тем...

"Как люди жили на Руси" - итоговое занятие по проекту

Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим её. Способствовать усвоению нравственных ценностей. Закрепить представление об устройстве дома, о народно...

Как люди жили на Руси.

Конспект занятия по краеведению "Как люди жили на Руси"....

А мы жили, не тужили, с физкультурою дружили.

Проект по здоровьесбережению в старшей группе....

"Когда-то люди жили..."

Тематическая неделя "Дома, жилища" -в презентации расскащывается, как люди улучшали свои жилища....

Конспект НОД "Как русские люди жили в старину"

Конспект НОД "Как русские люди жили в старину"...

Сценарий театрализованного представления "Жила - была мусорная куча"

Конспект сценария  театрализованного представления по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Жила - была мусорная куча"...