Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «РОБОМЫШЬ»
рабочая программа (старшая группа)

Билялова Наталья Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа «Робомышь» имеет техническую направленность. 

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 5-6 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.

Отличительные особенности программы «Робомышь», в том, что она не дублирует ни одно из занятий ДОУ,  использует программируемых мини-роботов «Робомышь» и является средством формирования познавательных интересов. Программа построена на основе принципа развивающего обучения. Ребёнок составляет программу действий «робота», что позволяет дошкольнику познакомиться с азами нецифрового программирования.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе игры с «Робомышью» у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, активизирует мыслительно речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdo-robomysh-_5-6_let.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Робомышь» (далее Программа) разработана педагогом Биляловой Н.А., воспитателем высшей квалификационной категории. Программа имеет техническую направленность.

Актуальность программы

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Необходимостью для современной жизни становится технико-технологическое мышление, которое обеспечивает «безопасное погружение» ребенка в современный мир техники. Образовательная среда совершенствуется за счет появления современных технических средств и программируемых устройств, а уровень овладения компьютерными средствами значительно возрастает и расширяется.

В условиях модернизации современной системы образования возникла потребность в обновлении содержания учебной деятельности, достижении нового качества образования. На текущий момент перед педагогическим сообществом, реализующим образовательные программы дошкольного образования, встают новые, ранее несвойственные задачи. Дошкольная система, став первым уровнем основного общего образования, нуждается в разработке новых педагогических технологий, обеспечивающих раннее формирование познавательного интереса к естественным наукам, технологическому образованию, развитию творческих способностей у детей и молодежи.

Программа базируется на не цифровом программировании с помощью набора «Робомышь» и обеспечивает STEM – обучение для детей дошкольного возраста. Ребёнок познакомится с базовыми основами программирования, что позволит заинтересовать и увлечь такими областями как : наука, технология и математика с юных лет.

Выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника.

Обучение детей началам нецифрового программирования способствует развитию умения планировать и организовывать свою деятельность, развитию математических способностей и абстрактного мышления, развитию умения планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. Каждая игра с роботом представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей для постройки лабиринта и программирования «РобоМыши». Задачи даются ребёнку в виде схемы, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами программирования.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе игры с «Робомышью» у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, активизирует мыслительно речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.

Отличительные особенности программы «Робомышь», в том, что она не дублирует ни одно из занятий ДОУ,  использует программируемых мини-роботов «Робомышь» и является средством формирования познавательных интересов. Программа построена на основе принципа развивающего обучения. Ребёнок составляет программу действий «робота», что позволяет дошкольнику познакомиться с азами нецифрового программирования.

Адресат программы. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 5-6 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.

Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора и подготовки. Для изучения программы не требуются специальные навыки.

Оптимальное кол-во детей в группе для успешного освоения программы 6-8  человек.

Характеристика возрастных особенностей детей

Возрастные особенности детей 5-6 лет

 СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливыйчестныйзаботливый и др. 

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). 

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действийи поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствованиетехники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной  общеразвивающей программы

Уровень программы - ознакомительный. Срок обучения - программа рассчитана на 1 год обучения. И предполагает три этапа: подготовительный (сентябрь) включает в себя перичный маниторинг. Проходит он в форме беседы, наблюдения, игры с целью выявления уровня развития программирования детей, и их умений.; основной (октябрь – март) включает в себя освоение детьми основного материала программы; заключительный (апрель – май) включает в себя повторение пройденного, закрепление полученных навыков и умений, различные способы проверки знаний воспитанников. Итоговый мониторинг проводится в конце года в форме самостоятельной работы и квест – игры «Мы программисты».

Форма обучения - очная.

Режим занятий - 1 занятие в неделю

Возраст детей

Длительность занятий

(в минутах)

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

5 - 6 лет

20 мин.

1

4

36

Особенности организации образовательного процесса

Состав групп -  постоянный, включает детей одного возраста. Занятия проводятся в групповой форме, но также предполагается индивидуальная работа и работа с подгруппами детей; учитываются возрастные и физиологические особенности детей. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.

1.2. Цель и задачи программы

Целью программы является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.

Задачи программы:

Образовательные (предметные): 

- Учить понимать элементарные схемы пространства;

- учить передвигаться в заданном направлении;

- обучить программированию робомыши;

- формировать навык ориентировки на плоскости, совершенствовать навык счета.

Личностные:

- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми во время образовательной деятельности;

- способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно;

- формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.

Метапредметные:

- Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости;

- Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику;

- Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

  1. Учебно-тематический план. Содержание программы

Наименование

разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

В том числе

Форма конторля/

аттестации

теоретических

практических

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

беседа,

рисование

2

Введение в робототехнику

1

0,5

0,5

начальный мониторинг, беседа, наблюдение, игровые уапражнения

3

Знакомство с робомышью

1

0,5

0,5

игровые уапражнения,

зарисовка схем

4

Основные команды

1

0,5

0,5

игровые уапражнения

5

Что такое алгоритм

1

0,5

0,5

дидактическая игра, рисование

6

Как научить робота двигаться? Программируем робомышь.

1

0,5

0,5

игровые уапражнения

7

Работа с карточками кодирования. Составление алгоритма.

3

1

2

игровые уапражнения

8

Программируем мышь по алгоритму товарища

1

0

1

игровые уапражнения

9

Работа с карточками – заданиями для программирования

3

1

2

игровые уапражнения

10

Самостоятельная работа с робомышью

1

0

1

игровые уапражнения

11

Работа с полем «Геометрические фигуры»

3

1

2

игровые уапражнения

12

Работа с полем «Сказки»

3

1

2

игровые уапражнения

13

Работа с полем «Цифры»

3

1

2

игровые уапражнения

14

Работа с полем «Космос»

3

1

2

игровые уапражнения

15

Работа с полем «Дорожные знаки»

3

1

2

игровые уапражнения

16

Работа с полем по изучению финсовой грамотностью

4

1

3

игровые уапражнения

17

Самостоятельная работа с робомышью.

Игры-соревнования

2

0

2

игровые уапражнения

18

Самостоятельная работа с робомышью.

Квест – игра «Мы программисты»

1

0

1

итоговый маниторинг,

выполнение практического задания

Итого

36

11

25

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Правила поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях; введение детей в мир роботов. Практика: Рисование робота по воображению

Тема 2. Введение в робототехнику.

Теория: Знакомить детей с основными понятиями, с программированием. Просмотр презентаций, иллюстраций по тематике. Беседа «Кто такие роботы» Что такое «Алгоритмика»? Практика: Выполнение практического задания

Тема 3. Знакомство с Робомышью.

Теория: Знакомство с робомышью, «Полем» и его деталями. Изучаем элементы управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Познакомить со схематическим изображением направлений движения робота. Практика: Зарисовка схем, элементов управления, соединение кнопки с направлением мыши.

Тема 4. Основные команды.

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Практика: задавать роботу простейшие действия.

Тема 5. Что такое алгоритм.

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Дать детям представление что такое алгоритм. Практика: составление простейшего алгоритма.

Тема 6. Как научить робота двигаться, программируем робомышь.

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Закрепить понятие алгоритм. Дать представление детям, что такое программирование, и как запрограммировать рбота-мышь. Практика: программирование мыши самостоятельно.

Тема 7. Работа с карточками кодирования. Составление алгоритма.

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Закрепить понятие алгоритм, программирование. Познакомить детей с карточками и правилом работы с ними. Практика: Составление простых алгоритмов, программирование мыши самостоятельно.

Тема 8. Программируем мышь по алгоритму товарища.

Практика: Составление простых алгоритмов из карточек, программирование мыши самостоятельно.

Тема 9. Работа с карточками – заданиями для программирования.

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Закрепить понятие алгоритм, программирование. Познакомить детей с карточками-заданиями. Составление алгоритма по карточке-заданию. Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 10. Самостоятельная работа с робомышью.

Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 11. Работа с полем «Геометрические фигуры».

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Рассматривание поля «Геометрические фигуры». Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 12. Работа с полем «Сказки».

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Рассматривание поля «Сказки». Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 13. Работа с полем «Цифры».

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Рассматривание поля «Цифры». Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 14. Работа с полем «Космос».

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Рассматривание поля «Космос». Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 15. Работа с полем «Дорожные знаки».

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Рассматривание поля «Дорожные знаки». Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 16. Работа с полем по изучению финсовой грамотностью.

Теория: Повторение элементов управления мини-роботом на спинке у «РобоМыши». Рассматривание поля «Будем денежки считать». Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 17. Самостоятельная работа с робомышью. Игры – соревнования.

Практика: Программирование мыши самостоятельно по карточке-заданию.

Тема 18. Итоговое занятие. Самостоятельная работа с робомышью. Квест – игра «Мы программисты».

Практика: Самостоятельное построение игрового «поля» по карточке – заданию. Составление алгоритма. Программирование и запуск мыши самостоятельно

  1. Планируемые результаты

В результате освоения программы ребенок:

Образовательные (предметные): 

- умеет действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме;

- производит сборку лабиринта для робота-мыши по схеме с учётом расположения соединительных элементов секции;

- умеет выкладывать программу маршрута движения робота с использованием карт программирования;

- умеет создавать простейшую программу: самостоятельно программировать «РобоМышь» в соответствии с заданной темой, условиями, инструкциями.

Личностные:

- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

- доброжелательно относится к сверстникам, умеет ждать, радоваться достигнутому результату.

Метапредметные:

- ориентируется на листе бумаги, на плоскости;

- достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

- овладевает робопрограммированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий,

2.1. Календарный учебный график

Начало занятий

  1. 09. 2025

Окончание занятий

31. 05. 2026

Количество учебных недель

36 недель

Продолжительность каникулы

с 01.01.2026 по 10.01.2026

с 01.05.2026 по 10.05.2026

Промежуточная аттестация

18 неделя,

с 26.12.2025 по 31.12.2025

Итоговая аттестация

36 неделя,

с 29.05.2026 по 31.05.2026

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Кабинет,  соответствующий  санитарным нормам СанПин.

Пространственно-предметная среда (наглядные пособия).

  Технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук, программное обеспечение, акустическая система (музыкальная колонка), мультфильмы, диски с занимательными историями.

Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, игрушки, предметы ближайшего окружения, игры на развитие логического мышления, творческого воображения, речевых навыков, конструктор различного вида.

Раздаточный материал: комплекты картинок по темам для каждого ребёнка, предметы по темам; карточки для выполнения заданий.

Состав набора:

- 4 «РобоМышь» + 4 дополнительных «Робоквак»;

- 1 кусочек сыра;

- 16 пластмассовых деталей зеленого цвета для создания игрового поля;

- 22 перегородки для формирования лабиринта;

- 30 карточек с направлениями движения;

- 10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов;

- 3 арки-туннеля.

Описание «РобоМыши»: робот-мышка с кнопками управления: вперед, назад, влево, вправо; зеленая круглая кнопка – начало программы, желтая кнопка стирает ранее набранную программу, красная круглая кнопка – спец движения (может быть звук, шаг назад-вперед или светящиеся глаза). С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши. Комплект-набор «РобоМышь» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Кадровое обеспечение

        Педагог с высшем профессиональным  образованием, без предъявлений требования к квалификационной категории.

2.3. Формы аттестации

Для определения результативности программы проводится первичный мониторинг и итоговый мониторинг. Первичный мониторинг проходит в форме беседы, наблюдения, игры. Итоговый мониторинг проводится в конце года в форме самостоятельной работы и квест – игры «Мы программисты». Диагностическая карта позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития. Диагностика уровня освоения программы составлена по показателям оценки. 

Оценка результатов: 

2 балла – умение ярко выражено; 

1 балл – ребенок допускает ошибки; 

0 баллов – умение не проявляется. 

Уровень развития: Высокий уровень: 9-12 баллов; средний уровень: 5-8 баллов; низкий уровень: 0-4 балла

2.4. Оценочные материалы

     Для проверки эффективности реализации программы проводятся диагностические занятия, созданные на основе Учебно-методических рекомендации «Алгоритика с робоМышью» в детском саду Поддубная О.С., Федотова А.С.-Москва ООО «Сенсориум Групп», ООО Досуговый центр «Лаборатория будующего», 2023.

2.5. Методические материалы

Формы организации учебного занятия

Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, пальчиковые игры, логические игры и задания, игры малой подвижности, беседы, работа по развитию мелкой моторики.

Методы обучения:

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение и т.д.).

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (составление программ, сборка моделей конструирование, программирование и др.);

 - метод проблемного изложения;

- игровой;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии:

- личностно-ориентированное обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- коллективная творческая деятельность.

2.6. Список литературы

Для педагога (основная)

  1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно-методическое пособие. –М. : 2020.
  2.  Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин А.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
  3. Сагитов С.Ю., Кардашина С.В. УМК «Соревновательная алгоритмика мышонка» – Караганда, 2020.
  4. Образовательный модуль «Робототехника». Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. — М., 2021.
  5. STEAM – образование дошкольного и младшего школьного возраста. Т. В. Волосовец, В А. Маркова, С. А. Аверин. – М., 2020.
  6. Учебно-методических рекомендации «Алгоритика с робоМышью» в детском саду Поддубная О.С., Федотова А.С.-Москва ООО «Сенсориум Групп», ООО Досуговый центр «Лаборатория будующего», 2023.
  7. Методическое пособие «Программируемые мини-роботы» info@ ae Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"

«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей  5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет

Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций,  умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»

Общеразвивающая программа по  конструированию из конструктора "Лего"...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «РобоМышь» Средняя группа

Что такое робот Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информацион...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»

Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и  LEGO Spike start)....