Использование бизибордов как средства развития познавательного интереса детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование познавательных процессов у маленьких детей. Именно поэтому сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для детей раннего возраста. С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитии мелкой моторики в настоящее время делают основной акцент педагоги детских образовательных организаций, способствуя тем самым развитию речи. И главная задача взрослого - сделать все эти занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша.
Одной из наиболее интересных и новых игровых технологий данного направления для детей раннего возраста является использование бизиборда в работе с ними.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование бизибордов как средства развития познавательного интереса детей раннего возраста
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование познавательных процессов у маленьких детей. Именно поэтому сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для детей раннего возраста. С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитии мелкой моторики в настоящее время делают основной акцент педагоги детских образовательных организаций, способствуя тем самым развитию речи. И главная задача взрослого - сделать все эти занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша.
Одной из наиболее интересных и новых игровых технологий данного направления для детей раннего возраста является использование бизиборда в работе с ними.
Бизиборд (busy board) в переводе с английского означает: развивающая (занимательная) доска. Бизиборды ещё называют: «Волшебная доска», «Чудо-доска», «Доска – стенд для мелкой моторики».
Бизиборд – это развивающая доска или планшет для детей, на котором расположены (надежно прикреплены) различные предметы из повседневной жизни. Это: замочки, ключи, дверцы, шпингалеты, крючки, ручки, включатели, защелки, шнурки, петельки, пуговицы, кнопки, молнии, крутилки, звонки, колокольчики, циферблаты от часов, счеты, дисковый или кнопочный телефон, пульт, липучки и различные другие предметы, привлекающие внимание малышей возможностью выполнять ими различные манипуляции. Можно также размещать на бизиборде шумовые музыкальные инструменты (например, металлофон) и экран для изобразительной деятельности, что также повышает заинтересованность малышей и мотивирует их на занимательную деятельность у «волшебной доски».
Еще один вариант названия бизиборда - «Развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори еще в 1907 году создала прототип современного бизиборда.
Мария Монтессори посвящала много времени изучению этапов развития ребёнка и разработала авторскую методику, которая популярна и сегодня. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом развивая мелкую моторику. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.
В процессе работы с детьми с использованием бизибордов решаются следующие задачи:
- развитие мелкой моторики рук, координации движений;
- развитие речи, логики и мышления, памяти, внимания;
- формирование причинно - следственных связей;
- формирование усидчивости, волевых умений (не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения);
- развитие произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции);
- развитие самостоятельности и познавательной активности;
- формирование словаря;
- формирование элементарного математического счёта;
С помощью развивающей доски происходит развитие:
- мелкой и крупной моторики;
- речи;
- мышления;
- логики, памяти;
- сенсорики;
- внимательности и самостоятельности;
- творческого потенциала;
- навыков (застегнуть пуговку, завязать шнурок, открыть замочек и т.д.)
Формы работы с бизибордом:
- образовательная деятельность;
- совместная деятельность;
- индивидуальная деятельность ;
- дидактическая игра.
Варианты использования бизиборда в играх детей:
- сюжетно-ролевых и режиссёрски играх;
- как элемент точечного включения при инсценировании детских произведений (например, сказок - шумелок);
- в непрерывной образовательной деятельности детей (например, показ приборов);
- в опытно-экспериментальной деятельности (виды материалов);
- самостоятельная индивидуальная и парная игра детей и т. д.
Разновидности Бизиборда.
Основных видов бизибордов три:
Классические доски. Они могут быть односторонними и двусторонними, а также горизонтальными и вертикальными. Односторонние можно класть на пол или крепить на стену. Двусторонние устанавливаются как шатер, а после игр их можно складывать и убирать в шкаф или на антресоли для экономии места в квартире. Часто на втором игровом поле расположена магнитно-меловая доска.
Бизикубики. Это модели с пятью игровыми полями, на которых расположены логические игры и развивающие элементы разного уровня сложности.
Бизидомики. Они относятся к полноценным игровым комплексам. Состоят из шести игровых полей, на которых находятся бытовые предметы, лабиринты, сортеры, пазлы и другие детали.
Бизикубики и бизидома есть разборные и неразборные. Разборные модели можно собрать в единый игровой центр или использовать каждое из игровых полей по отдельности, как развивающие доски. Неразборные бизиборды бывают разных размеров – от миниатюрных, которые помещаются на столе, до больших, заменяющих ребенку до 100 обычных игрушек. Последние также могут служить в качестве гаража, кукольного коттеджа или сейфа.
А если в бизикубике или бизидоме есть блок подсветки, игрушку можно использовать еще и как необычный ночник.
Классификация бизибордов:
- по гендерной принадлежности (для мальчиков и девочек);
- по форме и размерам (в виде различных силуэтов и простых геометрических форм);
- по тематике (времена года, профессии, животный и растительный мир и т. д.).
- комбинированные.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально – коммуникативное;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое.
Познавательное развитие.
Прежде всего, с помощью бизибордов решаются задачи, направленные на познавательное развитие.
Данное пособие способствует развитию у детей мышления, логики, сенсорных ощущений, координации движения, памяти, зрения, ориентации в пространстве.
Помогает решить важные образовательные задачи, такие как обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами, закрепление количественного и порядкового счёта, цвета, величины, ориентировки по часам.
Дети гораздо быстрее запоминают информацию с помощью пособия, выполняя действия с предметами (пристёгивая и отстёгивая замочки, открывая засовы, откручивая гайки).
Это намного эффективнее в сравнении с простым рассматриванием и описыванием предметных и сюжетных картинок.
Речевое развитие.
Для развития связной речи и стимулирования мыслительных операций можно использовать дидактические игры:
«Открывай - приговаривай скороговорку»,
«Отгадай, кто спрятался за дверцей по описанию»,
«Спрячь картинку и опиши»,
«Найди фигурку, в которой есть заданный звук».
Социально-коммуникативное развитие.
Занимаясь в микрогруппах , дети, чтобы добиться результата, который бы всем участникам деятельности понравился, вынуждены договариваться, взаимодействовать друг с другом.
Кроме того, дети используют бизиборд в своих спонтанных играх. Например, для игры в школу старшие ребята выступают в роли «учителей» для малышей - «учеников».
Бизибод часто становится частью игры в «Дочки-матери», в ходе которой «папа» налаживает розетку или чинит замок.
Таким образом, в процессе игр с бизибордом дети учатся общаться, усваивают нормы и ценности, принятые в обществе. У них формируются основы безопасного поведения в быту.
Художественно-эстетическое развитие.
Игры с бизибордом способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма.
Дети старших групп могут участвовать в процессе изготовления бизибордов: обсуждать дизайн, подбирать комплектующие элементы по форме, по цвету, располагают их на доске, в соответствии с замыслом, придумывать новые элементы.
Физическое развитие.
С помощью данного пособия развиваем у детей мелкую моторику, координацию движений: отрабатываем у них навыки застёгивания и расстёгивания замков, застёжек–молний, кнопок, пуговиц, учим шнуровать обувь.
Используем, как форму работы, игры-соревнования «Кто быстрее зашнурует ботинок», «Кто быстрее подберёт ключик к дверце» и др.
Доска для детей, бизиборд, не имеет каких-то возрастных ограничений. Малыш может увлеченно передвигать костяшки на счётах или пытаться попасть вилкой в розетку и в полгода, находясь у мамы на руках. И, как показывает практика, со временем дети не теряют интерес к развивающей панели. Заниматься с бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
Вывод.
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам. По нашему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития малышей и в настоящее время необходим в каждой группе раннего возраста, как элемент развивающей предметно-пространственной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста средствами музыкально – игровой деятельности
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Она играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяе...
"Нетрадиционные техники рисования как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»
Нетрадиционная техника рисования как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста...

" Бизиборд как средство развития сенсорных эталонов детей раннего возраста"
Бизиборд- уникальное пособие с различными бытовыми приспособлениями....

«Бизиборд как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»
Дидактическое пособие Бизиборд - наиболее интересный из новых технологий в работе с детьми раннего возраста, является средством всестороннего развития личности. Занимаясь Бизибордом, дети развив...

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста средствами музыкально – игровой деятельности
Сообщение для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада...

Тема: «Бизиборды как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».
СЛАЙД 1Тема: «Бизиборды как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста». СЛАЙД 2 Работая с детьми р...