программа "Шахматы"
рабочая программа (подготовительная группа)

Олеся Анатольевна Борулько

 Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматное королевство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx63.13 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Колосок» комбинированного вида»

662608, Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Октябрьская 16; тел. 2–90-82

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад № 16»

«31» августа 2023 г.

Протокол № ___

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МАДОУ «Детский сад № 16»

____________Н.Н. Плаунова

«31» августа 2023 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании родительского совета

МАДОУ «Детский сад № 16»

«31» августа 2023 г.

Протокол № ___

Дополнительная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Шахматное королевство»

                       уровень программы: стартовый

                       возраст обучающихся: 5-7 лет

                       срок реализации программы – 2 года

Разработчик программы:

Воспитатель: Борулько О.А.

Минусинск, 2023


Содержание программы

Нормативно-правовые основания разработки программы

3

Раздел 1

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цель и задачи программы

10

1.3

Содержание программы

11

1.4

Планируемые результаты

14

Раздел 2

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Календарный учебный график

15

2.2

Условия реализации программы

16

2.3

Формы аттестации и оценочные материалы

16

2.4

Методические материалы

17

2.5

Список литературы

19

Приложение «Контрольные задания по оценке уровня освоения дошкольниками основ шахматной игры»

21

Нормативно-правовые основания разработки программы

− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об  образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства Р Ф от 31.03.2022 г. № 678-р);

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

− Письмо Минобрнауки   России   от   29.03.2016   г.   №   ВК-641/09

«Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая    детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Колосок» комбинированного вида.


Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Пояснительная записка

Направленность

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматное королевство» (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность и стартовый уровень усвоения.

Актуальность

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Экспериментально подтверждено, что дети, в том числе дети с ОВЗ, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей, в том числе у детей с ОВЗ, воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, в том числе дети с ОВЗ, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают

дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного и увлекательного.

Кроме того, массовое обучение дошкольников, в том числе дошкольников с ОВЗ, помогает выявить шахматные дарования.

Обучение дошкольников, в том числе дошкольников с ОВЗ, игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Раннее обучение детей, в том числе детей с ОВЗ, дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях. Занятия способствуют развитию остаточной зрительной функции и/или компенсации дефицита зрительной функции, интеллектуальному и личностному развитию детей с нарушениями зрения.

Новизна

Программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И. Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных подходов. В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей, в том числе детей с ОВЗ в мир шахмат: знакомит дошкольников, в том числе дошкольников с ОВЗ с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников, в том числе дошкольников с ОВЗ со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.


Отличительные особенности программы

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных и физических особенностей, в том числе нарушение речи и зрения.  Во-вторых, учитываются условия жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

При выстраивании педагогического процесса учитываются следующие принципы:

- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

- принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

- принцип наглядности;

- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип  вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

Адресат Программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы -5- 7 лет, воспитанники старшей и подготовительной к школе групп детского сада, в том числе воспитанники с особыми возможностями здоровья (дети с нарушением речи, дети с амблиопией и косоглазием). Наполняемость групп – до 8 человек.

Возрастная характеристика детей 5-6 лет.

В старшей группе у ребенка развита эмоциональная отзывчивость, освоены способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Откликается на эмоции близких людей, друзей, испытывают радость от общения с животными и растениями.

Проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм, комбинирует в одном сюжете реальные и фантастические события, разнообразные ситуации взаимодействия людей.

У ребенка старшего дошкольного возраста формируется желание задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Самостоятельно анализирует результаты опытов, делает выводы, составляет развернутый рассказ об увиденном, действует по инструкции. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм.

Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, стремиться участвовать в труде взрослых.

Словарь активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, супермаркет, спортивная школа); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий; прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Развиты эмоционально- эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы.

Возрастная характеристика детей 6-7 лет.

Ребенок 6-7 лет обладает устойчивыми социально- нравственными чувствами и эмоциями. Мотивационная сфера дошкольника 6-7 лет расширяется за счет таких мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), самореализация.

Отображает в сюжетно-ролевых играх разнообразные события, связанные с их  непосредственным опытом (посещение гипермаркета, парикмахерской), впечатления от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы.

Участвует в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, ребенок создает определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх, проявляет интерес к совместному со сверстниками фантазированию.

У ребенка выражена социальная активность, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада; заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и др. Имеет представление о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценивает свои и чужие поступки с позиции норм и правил.

Индивидуально и в коллективе со сверстниками экспериментирует с объектами и материалами неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода), выявляя их свойства и качества. Использует разные способы проверки предположений, формулирует результат.

К концу дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки предмета, делать обобщения.

Ребенок приобретает представления о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда, в соответствии общей структурой трудового процесса: цель, и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.

Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру. Использует разнообразные оценки, суждения, относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ. Испытывает устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

Проявляет желание активно участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях на уровне детского сада и города.

Особенности развития и особые образовательные потребности дошкольников с амблиопией и косоглазием

Зрительные возможности детей этой группы не определяются слабовидением. Кроме этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая базовая функция – поле зрения. Это позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки.

Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уровню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенности психофизического развития, обусловленные негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе. Детям этой группы свойственно некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:

- умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон;

- в двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества;

- в познавательной сфере – недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации;

- освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.

Нарушение зрения обуславливает возможность развития у дошкольников вторичных нарушений типа:

– бедность чувственного опыта;

– недостаточный запас и несовершенные зрительные образы-памяти (образы предметов и явлений окружающего мира, экспрессивные образы эмоций, образы сенсорных эталонов, движений и действий);

– недостаточность осмысленности чувственного отражения;

– отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, зрительно-моторной координации, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;

– недостаточный запас, неточность предметно-практических умений;

– недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.

Дети с нарушенным зрением должны находиться в аудитории на более освещенном месте ближе к окну. Кроме того, следует помнить о дозировании зрительной нагрузки. Педагог должен следить за тем, чтобы слабовидящий ребенок пользовался очками и другой оптикой. Не следует забывать о режиме освещенности, однако при некоторых заболеваниях сетчатки слабовидящие испытывают светобоязнь, что следует учитывать (необходима консультация офтальмолога). Сохранный интеллект ребенка с нарушенным зрением выступает в качестве важнейшего средства компенсации слепоты и слабовидения. Исходя из этого, следует помнить, что инвалиды по зрению вполне могут обучаться наравне со зрячими детьми. Индивидуальные занятия могут применяться с целью коррекции представлений об окружающем мире и их обобщения в слове. Среди социальных факторов компенсации важнейшая роль отводится детскому коллективу, в котором обучается ребенок. Поэтому включение детей с нарушением зрения в коллективную деятельность представляет собой особо актуальную задачу.

Срок реализации программы и объем учебных часов

Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, срок реализации 2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 36 шахматных занятий (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25 минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

Формы обучения

Обучение по данной программе осуществляется в очной форме.

1.2Цель и задачи адаптированной дополнительной образовательной программы

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников посредством шахматной игры.

Задачи:

1. Познакомить детей с основными шахматными понятиями (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.);

2. Формировать умения взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

3. Обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шахматной партии;

4. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

5. Развивать все сферы мышления (умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения), память, внимание, наблюдательность, воображение;

6. Формировать мотивацию к познанию и творчеству;

7. Развивать ключевые компетенции воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

8. Развивать умение ориентироваться на плоскости;

9. Способствовать самостоятельному решению и объяснению хода решения учебной задачи;

10. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

11. Содействовать соблюдению правил детьми во время шахматной партии.

1.3 Содержание программы

Учебный план на 1 год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

1

Шахматная доска

1

1

2

Шахматные фигуры

10

2

8

3

Начальная расстановка фигур

3

1

2

4

Ходы и взятие фигур

12

2

10

5

Цель шахматной партии

6

2

4

6

Игра всеми фигурами из начального положения

4

1

3

7

Итого

36

9

27

Учебный план на 2 год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

1

Краткая история шахмат

1

1

2

Шахматная нотация

2

1

1

3

Ценность шахматных фигур

4

1

3

4

Техника матования одинокого короля

4

1

3

5

Достижение мата

3

1

2

6

Шахматная комбинация

16

4

12

7

Мониторинг

4

4

8

Шахматный турнир

2

2

9

Итого

36

9

27


Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема: «Шахматная доска»

Теория: чтение дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Практика: инсценирование дидактической сказки «Котята хвастунишки».

Форма контроля: устный опрос.

Тема: «Шахматные фигуры»

Теория: чтение дидактической сказки И. Г. Сухина «Приключения в шахматной стране».

Практика: рисование шахматных фигур, инсценировка сказки И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране»

Форма контроля: дидактическая игра

Тема: «Начальная расстановка фигур»

Теория: просмотр презентации «Расстановка фигур перед шахматной партией».

Практика: проигрывание игровых этюдов как располагать фигуры перед шахматной партией, расстановка фигур в начальной позиции на шахматной доске.

Форма контроля: дидактическое упражнение, игровое упражнение

Тема: «Ходы и взятие фигур»

Теория: просмотр презентации «правило хода и взятие каждой из фигур, игра на «уничтожение»,  превращение пешки».

Практика: проигрывание игровых этюдов правил хода и взятие фигур, как пешка может превратиться в любую из фигур.

Форма контроля: дидактические игры и упражнения.

Тема: «Цель шахматной партии»

Теория: рассказ об основных шахматных понятиях (шах, мат, пат, ничья). Мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Практика: проигрывание игровых этюдов с применением полученных знаний.

Форма контроля: практическое задание.

Тема: «Игра всеми фигурами из начального положения»

Теория: просмотр видеороликов о том, как начинать шахматную партию.

Практика: выполнение тренировочных заданий с применением полученных знаний.

Форма контроля: игровые и дидактические упражнения.

Содержание учебного плана 2 года обучения

Тема: «Краткая история шахмат»

Теория: просмотр презентации о рождении шахмат и проникновении их в Европу, рассматривание фотоальбома «Чемпионы мира по шахматам».

Практика: изготовление рамок, вырезание портретов чемпионов, оформление информационного стенда «Чемпионы шахматного спорта».

Форма контроля: устный опрос.

Тема: «Шахматная нотация»

Теория: просмотр видеороликов об обозначении горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика: проигрывание игровых этюдов, запись шахматной партии.

Форма контроля: практическое задание.

Тема: «Ценность шахматных фигур»

Теория: рассказ о ценности фигур, сравнительной силы фигур, о способах защиты, чтение сказки «шахматная сказка про шаха».

Практика: выполнение тренировочных заданий с применением полученных знаний.

Форма контроля: игровые и дидактические упражнения.

Тема: «Техника матования одинокого короля»

Теория: просмотр видеороликов «две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля».

Практика: выполнение тренировочных заданий с применением полученных знаний.

Форма контроля: дидактические упражнения.

Тема: «Достижение мата»

Теория: просмотр видеороликов «Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры), защита от мата», чтение сказки «Шахматные путешествия».

Практика: проигрывание игровых этюдов.

Форма контроля: дидактические игры и упражнения.

Тема: «Шахматная комбинация»

Теория: просмотр видеороликов «типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др., шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса».

Практика: проигрывание шахматных этюдов и игровых упражнений.

Форма контроля: практическое задание.

1.4 Планируемые результаты

Предметные: дети познакомились с основными шахматными понятиями, у них сформировались умения взаимодействовать между фигурами, успешно овладели основополагающими принципами ведения шахматной партии.

Метапредметные: у детей развиты все процессы мышления (в том числе умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения), память, внимание, наблюдательность, воображение.

Личностные: у детей сформировалось трудолюбие, самостоятельность в принятии решений, усидчивость, аккуратность, воля, организованность, уверенность в своих силах, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение работать в паре.


Комплекс организационно- педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Содержание

Возрастные группы

Старшая группа общеразвивающей

направленности (5-6 лет)

Старшая группа

Компенсирующей направленности для детей с  амблиопией и косоглазием

(5-6 лет)

Подготовительная группа

комбинированной

направленности для  детей с речевыми нарушениями (6-7 лет)

Подготовительная группа компенсирующей

направленности для детей       с амблиопией и косоглазием(6-7 лет)

Кол-во возрастных групп

1

1

1

1

Дата начала занятий

1 сентября

1 сентября

1 сентября

1 сентября

Дата окончания занятий

31 мая

31 мая

31 мая

31 мая

Продолжительность ООД

25 минут

25 минут

30 минут

30 минут

Всего        за учебный год учебных дней (учебных часов)

72

72

72

72

Сроки проведения диагностики

1-2 неделя  сентября

3-4 неделя  апреля

1-2 неделя  сентября,

3-4 неделя  апреля

1-2 неделя  сентября,

3-4 неделя  апреля

1-2 неделя  сентября,

3-4 неделя  апреля

Летний оздоровительный период (каникулы)

с 1 июня по 31августа

с 1 июня по 31августа

с 1 июня по 31августа

с 1 июня по 31 августа

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Образовательная деятельность проводится в отдельном помещении ДОУ. На занятиях используется следующие материалы и оборудование:

- технические средства:

- аудио материал,

- ноутбук,

- проектор и экран,

- съемные цифровые носители (флеш-карта);

-предметы, используемые для реализации программы:

-комплекты шахматных фигур с досками – 5 штук, часы;

-магнитная доска «Шахматное поле» и магнитные фигуры шахмат;

-дидактические игры и развивающие пособия для обучения игры в шахматы;

-напольные шахматы;

-наглядные и демонстрационные материалы, в том числе  портреты известных шахматистов;

-материалы для творчества.

Информационное обеспечение

Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт магазина «Шахматы» [Электронный ресурс].2023.URL: http://www.shahmatik.ru/ 

2. Официальный сайт шахматной библиотеки «Шахматный портал» [Электронный ‏ㅤ ресурс]. 2023. URL: http://webchess.ru/ebook/ 

3.Шахматы онлайн [Электронный ‏ㅤ ресурс]. 2023.  URL:  https://chess-samara.ru/

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющими опыт педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста не менее 1 года.

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы

Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности.

Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ.

Аттестация проводится в форме диагностики по контрольным заданиям для определения уровня сформированности знаний основ шахматной игры у детей 5-7 лет; педагогическая диагностика проводится с помощью контрольных заданий. (Приложение 1).

2.4 Методические материалы

Программа «Шахматное королевство» реализуется с использованием следующих методических материалов:

1. Видеоролики по темам разделов учебного плана: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур, цель шахматной партии, игра всеми фигурами из начального положения, краткая история шахмат, шахматная нотация, ценность шахматных фигур, техника матования одинокого короля, достижение мата, шахматная комбинация;

2. Фотоальбом «Шахматные чемпионы»;

3. Папка «Шахматные дидактические игры»;

4. Папка «Дидактические шахматные сказки»;

5. Папка «Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах»;

6. Папка «Теория»- подборка теоретических сведений по теме занятий;

7. Папка «Физкультминутки»- подборка физкультминуток по теме для занятий;

8. Папка «Иллюстрации» - подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям.

Содержание работы включает разнообразные методы и приемы работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ.

На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

- дидактические игры и задания;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- практическая игра;

- теоретические занятия, шахматные игры;

- шахматные турниры.


2.5 Список литературы для педагогов:

  1. Весела.И. Шахматный ‏ㅤ букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гин Евгений. Шахматные вундеркинды. – М.: «Астрен», 2006 г.
  3. Гончаров В. Некоторые актуальные ‏ㅤ вопросы обучения ‏ㅤ дошкольника шахматной ‏ㅤ игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  4. Гришин В. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Дружинина М. Поиграем в слова. – М.:Просвещение, 1997 г.
  6. Зак В. Отдать, чтобы найти! – Ленинград: Детская литература, 1988 г.
  7. Калиниченко Н. М. Шахматная стратегия. Полный курс. – М.: «Торговый дом Гранд»,2006 г.
  8.  Князева  В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  9. Костров В. Замечательные шахматы.- Спб.: Литера, 1997 г.
  10. Костров В. Шахматы для детей. – Спб.: Литера 2002 г.
  11. Лингоф Т. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Просвещение,1998 г.
  12. Норвуд Дэвид. Начальный курс шахмат. – М.: «Астрен», 2003 г.
  13.  Сухин И.Г. Удивительные приключения ‏ㅤ в Шахматной ‏ㅤ стране. – М.: Поматур, 2000.
  14. Сухин И.Г. Шахматы, второй ‏ㅤ год, или Играем ‏ㅤ и выигрываем: учебник ‏ㅤ для начальной ‏ㅤ школы, первый год ‏ㅤ обучения. В 2-х ‏ㅤ частях. Часть 2.- 3-е ‏ㅤ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
  15. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или  Там клетки ‏ㅤ черно - белые ‏ㅤ чудес и ‏ㅤ тайн полны: учебник ‏ㅤ для начальной ‏ㅤ школы, первый год ‏ㅤ обучения. В 2-х ‏ㅤ частях. Часть 1.- 4-е ‏ㅤ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.
  16. Сухин И.Г. Шахматы, первый ‏ㅤ год, или Там ‏ㅤ клетки черно ‏ㅤ – белые чудес ‏ㅤ и тайн ‏ㅤ полны: Рабочая тетрадь ‏ㅤ для начальной ‏ㅤ школы. В 2-х ‏ㅤ частях. Часть 2.- 6-е ‏ㅤ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.
  17. Сухин. И.Г. Волшебный ‏ㅤ шахматный мешочек. – Испания: Издательский ‏ㅤ центр Маркота. Международная ‏ㅤ шахматная Академия ‏ㅤ Г. Каспарова, 1992.
  18. Тарабашина Т. 50 игр с буквами и словами. – Ярославль: Просвещение,1999 г.
  19. Тартаковер С. Учебник шахматной игры. – М.: Олимпия,2005 г.

Список литературы для детей:

  1. Антонина Трофимова: Шахматы для юных чемпионов Феникс 2013
  2. Всеволод Костров: Шахматный решебник. Двойной удар Литера 2013
  3. Всеволод Костров: Шахматный решебник. Завлечение Литера 2013
  4. Всеволод Костров: Шахматный решебник. Мат королю Литера 2013
  5. Ефим Чеповецкий: Приключения шахматного солдата Пешкина Школа 2102
  6. Книга начинающего шахматиста Григорий Левенфиш, Николай Калиниченко: АСТ, Астрель 2008 г.
  7. Костров, Рожков: 1000 шахматных задач. Решебник. 1 и 2 части Русский дом 2013
  8. Шахматы для самых маленьких Автор: Игорь Сухин АСТ, Астрель 2008 г.
  9. Элизабет Долби: Шахматы. Как стать хорошим игроком Эгмонт 2012

Список литературы для родителей:

  1. Весела, И. Шахматный ‏ㅤ букварь  / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983г;
  2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская ‏ㅤ литература, 1980.
  3. Карпов, А. Е. Учитесь ‏ㅤ шахматам / А. Е. Карпов. - М.: Эгмонт ‏ㅤ Россия Лтд, 2004;
  4. Касаткина ‏ㅤ В. «Шахматная тетрадь»/ Касаткина ‏ㅤ В.  – Архангельск: Дайв, 2009г
  5. Москалёв В. А. Шахматная ‏ㅤ тетрадь для ‏ㅤ дошкольников: рисуем ходы, осваиваем ‏ㅤ правила / Москалёв ‏ㅤ В. А. -  Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
  6. Сухин, И. Г. Удивительные ‏ㅤ приключения в ‏ㅤ Шахматной стране ‏ㅤ /  Сухин  И. Г.  - Ростов н/Д: Феникс, 2004г;
  7. Сухин, И. Г. Шахматы ‏ㅤ для самых ‏ㅤ маленьких / И. Г. Сухин. - М.: Астрель; АСТ, 2000г;
  8. Трофимова  А. . Шахматная тетрадь-раскраска . Рисуем, учимся, играем. /  Трофимова А. С. - Феникс, 2015 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольные задания по оценке уровня освоения старшими дошкольниками основ шахматной игры

 

Задание № 1

Проверяемые знания: история возникновения шахматной игры.

Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как о мудрой игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?

Критерии оценки:

Высокий - рассказывает об истории шахмат, называет страну, в которой появились шахматы, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам.

Средний – называет одного-двух чемпионов мира по шахматам, помнит страну-родину шахмат.

Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет одного и менее чемпиона мира по шахматам.

 

Задание № 2.

Проверяемые знания: правильное расположение шахматной доски.

Инструкция: Дети решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для ребят, определи, где стоят белые, а где чёрные фигуры.

Критерии оценки: Высокий - безошибочно выполняет задание. Низкий - выполняет с ошибками.

 

Задание № 3.

Проверяемые знания: название шахматных фигур.

Инструкция: сыграем в игру «Королевство и его границы». Кто его жители, как их зовут?

Критерии оценки:

Высокий - правильно выполняет задание, называет каждую фигуру и ставит её на место.

Средний - выполняет задание, допуская 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание неправильно, совершает более двух ошибок.

 

Задание № 4.

Проверяемые знания: ходы каждой шахматной фигурой.

Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Инструкция 2: Соверши взятие фигуры пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Критерии оценки:

Высокий - правильно выполняет задание без ошибок.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.

Низкий – при выполнении задания совершил более трех ошибок.

 

Задание № 5.

Проверяемые знания и умения: понятие «шах», умение видеть шах своему королю и королю соперника.

Инструкция: Объясни, что такое «шах». Покажи шах на доске, какому королю объявили шах?

Критерии оценки:

Высокий - выполняет задание правильно.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого.

Низкий – не видит шаха на доске, не убирает короля из-под боя.

 

Задание № 6.

Проверяемые умения: умение ставим шахи королю соперника.

Инструкция: Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем, ферзем, пешкой).

Критерии оценки:

Высокий - правильно и быстро выполняет задание.

Средний - правильно выполняет задание, ставит шах с первого или второго раза.

Низкий – затрудняется напасть на короля.

 

Задание № 7.

Проверяемые знания и умения: понятие «мат», умение ставить мат в 1 ход на шахматной доске.

Инструкция: Объясни, что такое «мат» в шахматах. Поставь мат в 1 ход белому королю (простой ход ладьёй). Критерии оценки:

Высокий - выполняет задание правильно.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью педагога.

Низкий – не может поставить мат.

 

Уровни освоения программы:

Высокий уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть или побить фигуру противника, также ограничить подвижность неприятельской фигуры, вывести из-под удара. Не совершает невозможных ходов, в игре включаются все фигуры.

Средний уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре иногда совершает невозможные ходы (не более одного раза за партию), некоторые фигуры остаются незадействованными.

Низкий уровень - ребенок не может полноценно вести игру. Часто совершает невозможные ходы, не видит шаха своему королю, может ошибаться при ходе некоторыми фигурами.