Консультация для воспитателей "Особенности поведения детей в период адаптации"
консультация
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми по- требностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им раз- личиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей Особенности поведения детей в период адаптации
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми по- требностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им раз- личиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в об- щении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потреб- ность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в сов- местных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приво- дят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, про- тив укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (ба- бушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, ко- торых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).
Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта обще- ния с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проис- ходит адаптирование ребенка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в дет- ский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися чле- нами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянно- сти, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними иг- рать. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Труд- ности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непо- нимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отве- чает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.
Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменя- ется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происхо- дит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рам- ках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потреб- ность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
- этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в со- трудничестве и получении новых сведений об окружающем;
- этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).
Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы под- вести ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного вос- питания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрос- лым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).
К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ре- бенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.
Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, неза- висимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе при- выкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе [4, 26] Расширение содержания общения тесно связано с развитием пред- метно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрос- лым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности пред- метно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии
со взрослыми и с детьми в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации» (стендовая консультация)
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой...

Особенности поведения детей в период адаптации.
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но...
«Особенности поведения детей в период адаптации в ДОУ»
Адаптация. Как ведут себя малыши при поступлении в ДОУ....

Особенности поведения детей в период адаптации
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу. ...

Консультация для родителей «Особенности поведения детей в период адаптации к ДОУ»
Особенности поведения детей в период адаптации...

Консультация для воспитателей «Особенности поведения детей в период адаптации»
От того, как пройдёт привыкание малыша к детскому саду, к незнакомым людям, зависит дальнейшее его развитие и благополучное существование, как в детском саду, так и в семье....
Консультация для воспитателей "Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации"
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно...
