Роль пальчиковых игр в развитии коммуникативных навыков у детей раннего возраста.
консультация

Павелина Елена Анатольевна

Раннее детство — идеальный возраст для начала целенаправленного формирования коммуникативной культуры. Одним из лучших способов достичь успехов в развитии коммуникативных навыков является использование пальчиковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии  коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

     Коммуникативная культура является основой социального развития маленького человека. Общение становится главным инструментом познания мира и приобретения жизненного опыта. Однако часто взрослые недооценивают значимость этого аспекта, считая, что достаточно научить ребёнка называть некоторые предметы и имена близких. Но истинная коммуникация включает гораздо больше компонентов, среди которых важнейшими являются понимание другого человека, эмпатия, инициативность и вербальные навыки.

Раннее детство — идеальный возраст для начала целенаправленного формирования коммуникативной культуры. Именно в возрасте от полутора до трёх лет ребёнок наиболее восприимчив к влиянию извне и готов воспринимать новую информацию в форме игровых занятий. Одним из лучших способов достичь успехов в развитии коммуникативных навыков является использование пальчиковых игр.

Что же такое пальчиковые игры? Это короткие и весёлые забавы, сопровождающиеся ритмичными движениями пальцами и ладошками, стихами, потешками и песнями. Они прекрасно развивают координацию, улучшают память, активизируют мыслительный процесс и способствуют проявлению инициативы. Всё это важные составляющие полноценной коммуникации.

Но почему именно пальчиковые игры становятся столь эффективными инструментами развития общения?

Во-первых, такие игры задействуют одновременно несколько каналов восприятия: визуальный (ребёнок видит движения рук взрослого), звуковой (ритмичные рифмовки помогают запомнить последовательность действий), осязательный (разминание и массаж пальцев активизирует нервные окончания, улучшая мозговую деятельность).

Во-вторых, участие взрослого стимулирует эмоциональную вовлечённость ребёнка. Во время игры малыш учится устанавливать первый контакт глазами, слышать голос воспитателя, подражать действиям и копировать повадки персонажа.

В-третьих, многие пальчиковые игры предполагают диалог. Ребёнок не просто слушает рассказ, а включается в беседу: повторяет реплики героя, комментирует происходящее и задаёт вопросы. Таким образом, взрослый создаёт благоприятные условия для освоения невербальных и вербальных сторон общения.

Кроме того, пальчиковые игры учат ребёнка управлять собственным телом, контролировать мелкие мышцы и концентрироваться на выполнении заданий. Этот аспект особенно важен для тех ребятишек, которые испытывают проблемы с речью или отличаются низкой моторикой.

Рассмотрим подробнее, каким образом правильно организовать занятия пальчиковыми играми и добиться желаемого результата.

Практические рекомендации по проведению пальчиковых игр

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что успех любого мероприятия зависит от подготовки педагога. Перед началом работы воспитателю необходимо определить цель и задачи конкретного занятия, подобрать подходящие сюжеты и позаботиться о создании располагающей атмосферы.

Для эффективного внедрения пальчиковых игр рекомендуется придерживаться следующих принципов:

1. Постоянство и систематичность

Регулярность занятий важна потому, что именно многократное повторение одних и тех же движений закрепляет полученные навыки. Необходимо уделять пальчиковым играм хотя бы десять минут ежедневно. Даже такая небольшая продолжительность позволит существенно повысить общую продуктивность уроков.

Пример игрового сценария:Игра "Сорока-белобока":Ведущий показывает движение рукой вверх-вниз, имитируя полет птицы:— Сорока-белобока кашу варила,Ребят кормить собралась!Дети внимательно наблюдают за руками ведущего и стараются скопировать движения.Далее ведущий берет руку ребёнка и нежно поглаживает пальцы сверху вниз:— Накормила сорока Петеньку,И Ванечку накормила...Все малыши смеются и хлопают в ладоши.

2. Постепенность и постепенная сложность

Начинать лучше с простых, хорошо известных ребёнку сюжетных линий, постепенно усложняя содержание игры. Например, начинать с простого повторения последовательных действий и позже добавлять новые элементы сюжета, меняя темп игры и ритм.

Например, игра "Пальчики играют":Взрослый держит руки раскрытыми и слегка покачивает ими вперёд-назад:— Пальчики играли —Наши ручки устали.Затем каждый палец осторожно прижимается большим пальцем другой руки:— Ладошки отдохнули —Будут вновь трудиться.Теперь всё делаем наоборот: большой палец касается всех остальных по очереди:— Покажем силу пальчиков —Сделаем зарядочку!

3. Эмоциональный настрой и искренность

Невозможно переоценить влияние настроения взрослого на качество усвоения материала ребенком. Если педагог увлечён процессом, проявляет искренний интерес и искренне радуется победам детей, это обязательно отразится на результатах занятий.

Пример, подтверждающий это утверждение:Игра "Птички прилетели":Педагог берёт руки ребёнка и поднимает их вверх:— Птички прилетели,Маленькие крылышки расправляют.Потом быстро опускает ладони вниз:— Прилетели птички,Хвостиками шевелят.Затем ласково гладит детскую ручку, будто успокаивая птичку:— Тише-тише, птичка спрячься,Скоро мама прилетит.Наконец обе руки складываются вместе:— Мама прилетелась,Деткам покормилала!

Эта игра замечательно подходит для установления контакта глаз и вызывает восторг у малышей благодаря легкости исполнения и эмоциональной окрашенности текста.

4. Интуитивное реагирование на нужды ребёнка

Каждая детская группа уникальна, и иногда приходится менять сценарий урока прямо на ходу. Иногда ребёнку нужно дополнительное внимание, кому-то хочется сменить вид деятельности, а другому полезно немного отдохнуть. Опытный педагог обязан уметь вовремя заметить изменения в настроении детей и реагировать соответствующим образом.

Вот пример простой и действенной игры, которая отлично подойдёт для паузы или завершения занятия:Игра "Солнышко лучистое":Педагог медленно раскрывает ладони навстречу солнцу:— Солнышко лучистое ярко светит нам опять.Затем резко сжимает кулаки:— Прячет солнышко лучи —Дождик хочет поиграть.Здесь снова раскрывает ладони:— Выпустило солнце лучики обратно —Весело сияют днём!Заканчивая упражнение лёгким похлопыванием по плечикам:— Молодцы ребята, стали рученьки теплее —Выходите гулять скорей!

Подобные динамические игры прекрасно снимают напряжение, повышают общий тонус организма и настраивают на продолжение интересного дня.

5.Использование наглядных пособий и мотивирующих моментов

Многие дети легче воспринимают информацию, представленную визуально. Поэтому целесообразно использовать красочные пособия, иллюстрации, демонстрационные игрушки, увеличивающие заинтересованность малышей. Здесь особенно полезны будут интерактивные доски, магнитные картины, мягкие игрушки, тряпичные театры и прочие подобные приспособления.

Один из удачных примеров подобного подхода — использование деревянных мозаичных досок. Малышам предлагается выкладывать узоры и фигуры из отдельных кусочков, сопровождая каждое действие коротким стихотворением или считалочкой. Такая форма работы укрепляет ассоциативную память, развивает мышление и стимулирует активное общение.

Как же  выбрать подходящие пальчиковые игры для детей 2-3 лет?

Выбор пальчиковых игр для детей 2-3 лет требует учета возрастных особенностей и индивидуальных предпочтений ребенка. Для того чтобы сделать правильный выбор, обратите внимание на следующие критерии:

Возрастные особенности детей 2-3 лет:

Мелкая моторика ещё недостаточно развита. Упражнения должны быть простыми, не требовать сложных манипуляций пальцами.

Внимание удерживается недолго, следовательно, длительность игры не должна превышать 3-5 минут.

Любовь к ярким образам и звукам. Предпочтительны игры с четким ритмическим рисунком и рифмой.

Необходимость постоянного одобрения и поддержки взрослого. Важно следить за эмоциональным откликом ребенка и хвалить его старания.

Критерии подбора пальчиковых игр:

Соответствие уровню развития ребенка:

Начинайте с простых упражнений вроде открывания и закрывания кулачков, сгибания и разгибания пальцев.

Используйте ясные инструкции, чёткие формулировки и выразительное исполнение движений.

Воздействие на разные стороны развития:

Выбирайте игры, которые сочетают физическую активность (разминка пальцев) с развитием когнитивных функций (внимание, память, логика).

Включайте элемент музыкального сопровождения или ритмической поэзии, чтобы усилить эмоциональное воздействие.

Тематика игр должна быть близка жизненному опыту ребенка: домашние животные, природа, знакомые ситуации из быта.

Следите за интересом ребенка к определенным сюжетам и постарайтесь включить их в репертуар.

Присутствие элемента мотивации:

Игры должны вызывать у ребенка радость и удовольствие, ведь тогда ребенок захочет продолжать занятия.

Добавляйте забавные шуточки, веселые истории и импровизацию.

Индивидуальные предпочтения ребенка:

Прислушивайтесь к пожеланиям и предпочтениям вашего малыша, чтобы заинтересовать его игрой.

Старайтесь варьировать тематику игр, чтобы избежать однообразия.

Пример популярных пальчиковых игр для детей 2-3 лет:

«Пальчики здороваются»:

Положите правую руку на левую ладонь, соединяя пальцы обеих рук попарно.

Проговаривайте: «Большой палец здоровается с большим...»

Продолжайте аналогично с остальными пальцами.

«Капуста»:

Сделайте круглое движение правой рукой слева направо, говоря: «Мы капусту рубим-рубим».

Затем сделайте разрезающее движение двумя руками, продолжая: «Режем-режем».

Далее прижмите руки друг к другу и начинайте энергично тереть их, говоря: «Трем-трем».

Наконец, широко разведите руки в стороны и скажите: «Солим-солим».

«Семья пальчиков»:

Расставьте пальцы левой руки веером, называя каждого члена семьи: «Это папа, это мама, это бабушка, дедушка и я — самый маленький мальчик/девочка».

После перечисления всей семьи попросите ребёнка сжать пальцы в кулак и сказать: «Спокойной ночи, семья!»

Эти простые игры помогут вашему ребенку быстрее развиваться физически и интеллектуально, укрепляя его социальные связи и формируя положительный эмоциональный фон.

Помните, главное правило при выборе пальчиковых игр — это чувствительность к интересам и возможностям своего ребенка. Любите его и уделяйте внимание совместным играм, ведь ничто не заменит радости совместного открытия мира и становления сильной, независимой личности.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что пальчиковые игры представляют собой уникальный инструмент, позволяющий эффективно формировать коммуникативные навыки у детей раннего возраста. Их преимущества очевидны: они просты в исполнении, легко вписываются в любую программу обучения, интересны и привлекательны для детей.

Однако не стоит забывать, что залог успеха кроется в профессионализме педагога, внимательности к нуждам ребёнка и последовательности в работе. Только объединив усилия взрослых и гибкость методик можно рассчитывать на получение высоких результатов и укрепление внутреннего потенциала наших учеников.

Используйте предложенные практические советы и внедряйте их в ежедневную практику. Пусть ваши воспитанники растут здоровыми, счастливыми и уверенными в себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Знакомство родителей с использовнаием фольклора в повседневной жизни как помощи в обучении ребенка навыкам....

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Роль фольклора в формированиикультурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста»   С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующ...

«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Роль фольклора в формированиикультурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклор...

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр

Проблема развития коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста актуальна, так как от этого зависит будущее ребенка, его место и положение в социуме. Современные дети испытывают трудн...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка. Ключевые ...