картотека словесных игр по темам для детей 3-4 года
методическая разработка (младшая группа)
Предназначено в помощь воспитателю в утренний промежуток времени
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
словесных игр для детей3-4 лет
( по темам недели)
Тема «Детский сад»
1.«Детский сад»
Описание беседы: Воспитатель спрашивает у детей: «Детский сад у нас хорош? (бросает мяч ребенку и отвечает)
Какой он?( красивый, большой, новый…)
А какие игрушки есть в группе?(перечисляют)
Профессии (воспитатель, п/воспитателя )
Цель: Учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь
Описание беседы: Кто работает в д/ с?(воспитатель) Какой он? Что он делает? И т.п.
Тема «Осень»
«Овощи, фрукты, ягоды, грибы»
2. Игра «Назови как можно больше признаков»
Цель: согласование существительных с прилагательными, развивать речь
Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
3.Игра «Яблоки созрели»
Цель: Развиваем речь
Воспитатель показывает картину «Фруктовый сад».
– Когда яблоки созревают, и их никто не собирает, то они начинают падать с ветки сами. Показывает детям 2 муляжа яблок: большое и маленькое. Когда яблоки падают, они, ударяясь о землю, издают звук «бум». Если яблоко большое, то звук громкий – «БУМ», а если яблоко маленькое, то звук тихий – «бум».
Далее воспитатель показывает детям попеременно большое и маленькое яблоко,
а дети говорят либо громко, либо тихо слово «бум». Можно использовать 2 мяча: большой и маленький. Бросать мяч можно попеременно то одному, то другому ребёнку. В зависимости от размера мяча, ребёнок произносит слово «бум» громко или тихо.
«Домашние животные »
4. Игра «Коза»
Цель: Учить повторять за воспитателем слова и выполнять движения по тексту
«Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, Молока не пьет - Забодает, забодает, Забодает!»
«Холодно!»
Кто мяукнул у дверей: «Мяу!»? –
Открывайте поскорей! Мяу!
Очень холодно зимой! Мяу! –
Мурка просится домой, - Мяу! (О. Высотская)
«Природа сезонные изменения»
5.Игра «Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Лесные звери и птицы осенью»
6.Дидактическое задание «Назови семью» (упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):
медвежья семья:
(папа)медведь- (мама)медведица – (детеныш/и) – медвежонок/медвежата;
волчья семья: волк – волчица - волчата/волчонок;
заячья семья: заяц – зайчиха – зайчонок/зайчата;
лисья семья: лис – лисица – лисёнок/лисята;
«Сельскохозяйственные профессии» (3-4 года)
Ребята, как называется профессия людей которые ухаживают за коровами?
Дети: доярка и скотник.
Воспитатель: Расскажите, что делает доярка?
Дети: Она ухаживает за животными, доит их, кормит, содержит помещения в порядке, заботится о том, чтобы люди получали свежее и полезное молоко. Воспитатель: Что доярке понадобится для работы
Дети: Доильный аппарат, вёдра, халат.
7.Игра «Синий трактор»
1 вариант игры: Воспитатель напевает песенку, показывая трактор с прицепом, кто находится в прицепе пока не видно.
По полям, по полям
Синий трактор едет к нам.
У него в прицепе кто-то песенку поет!
А ну, малыш, давай!
Попробуй - отгадай
Кто же, кто же, кто же, кто же
Песенку поет?!
Му-му-му-му-му-му и т.д.
Тема «Я в мире человек»(2-3г) и (3-4г)
«Моя семья»
8.Игра «Назови ласково».
Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова. Прививать любовь к своей семье
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребёнку и предлагает назвать определённое слово ласково: например, мама — мамочка, папа — папочка и т. д..
«Я и ЗОЖ»
9. «Разложи картинки по порядку»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
«Я расту здоровым»
10. «Полезные и вредные продукты»
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, описывать их упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье
Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча
Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.
Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
Тема «Мой дом»
«Моё село»
11.Игра "Назови какой"
Цель: Развиваем речь
Дом (какой?) - одноэтажный, ....
Крыша (какая?) и т.д.
«Мой дом (улица)»
12.Словесное упражнение «Мой дом»
Расширять у детей смысл понятия «Мой дом»; учить называть помещения дома и их функциональные особенности: прихожая, коридор, кухня, гостиная, спальня, игровая, ванная.
«Транспорт»
13.Игра «Мешок игрушек»
Цель: развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предметы, и описывать их
«Профессии (врач, продавец, милиционер)»
14.Игровое упражнение «Что для кого»
Цель: учить слушать вопросы воспитателя, называть и показывать предметы. Развивать речь.
Я называю вам профессию, а вы быстро должны назвать, что для человека этой профессии нужно.
Врачу - халат, шапочка, медицинская карта, ручка…
Продавец - весы, калькулятор, продукты…
Милиционер – пистолет, фуражка, машина…
Тема «Мир вокруг нас»
15.«Игрушка»
Цель: Учить называть предметы, развивать речь
1. «Один - много»
(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):
-мяч – мячи – много мячей
-мячик – мячики – много мячиков
-кукла – куклы – много кукол
-кубик – кубики – много кубиков
-мишка – мишки – много мишек
-машина – машины – много машин
-машинка – машинки – много машинок
«Мебель, посуда»
16.«Скажи наоборот».
Цель: Учить в подборе слов-антонимов, активизировать словарь детей.
Воспитатель демонстрирует картинки, на которых изображены пары посуды, например: большая кастрюля и рядом маленькая ложка, тяжёлая сковорода и лёгкий нож, высокий кувшин и низкая чашка. Дети подбирают противоположную пару и говорят ответ воспитателю.
«Одежда».
17.«Четвёртый лишний».
Цель: Учить называть одежду (например: платье- это рукав, пуговичка) Развивать речь
Тема «Новогодний праздник».
18.«Отгадай и назови».
Цель: Учить развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении по описанию находить нужный предмет и называть его, развивать мышление, внимание. (Например: Он большой и с бородой, приносит подарки в мешке…-это Дед Мороз)
Тема «Зима»
«Зима пришла» (Сезонные изменения)
19.«Зимние слова».
Цель: уточнение представлений о зиме, активизация словарного запаса, развиваем речь.
Воспитатель начинает, а дети заканчивают:
Зимой идёт белый, пушистый… (снег).
Дуют холодные… (ветры).
Часто бывает… (метель, вьюга, буран).
Красивые узоры на окнах рисует… (мороз).
Дети играют в… (снежки).
Лепят… (снеговика).
«Опыты и эксперименты зимой».
20.«Какой снег?».
Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Развиваем речь
Какой снег? (Белый, пушистый, лёгкий, мягкий).
«Зимние виды спорта».
21.«Составь предложение».
Цель: Знакомить с зимними видами спорта, активизация и обогащение словарного запаса.
Взрослый называет слова, а ребёнок составляет с ними предложения. Например: «Лыжник катается на лыжах, а конькобежец бежит на коньках», «Саночник катается на санках, а хоккеист играет в хоккей», «Мальчики катаются с горки, а девочки лепят снеговика».
«Животные и птицы зимой»
22.«Назови ласково».
Цель: развиваем речь
Воспитатель выставляет на доске карточки с изображением диких животных и просит детей по желанию подойти, взять карточку и назвать животное ласково. Например: «Это медведь, у него медвежата»
Зимние забавы
Тема «День защитника Отечества» « Мой папа самый лучший»
23. «Какой папа?»
Цель: Учить детей называть имя папы, и проговаривать какой он(хороший, большой, )
Тема «8 Марта»
«Какая мама?».
Цель игры — активизировать в речи детей имена прилагательные (добрая, красивая, ласковая). Воспитывать любовь к маме.
Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают:
- Когда мама обнимает, целует, жалеет, она какая? (Ласковая, добрая, милая, нежная).
- Когда мама модно одевается, какая она? (Красивая).
- Когда мама улыбается, смеётся, какая она? (Весёлая).
- А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).
- Когда мама заботится о вас, какая она? (Заботливая).
- Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел, какая она? (Трудолюбивая, хозяйственная).
«Подбери словечко»
«Какая твоя мама?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
- умная; заботливая; добрая; ласковая; нежная; весёлая; любимая; спортивная; модная; трудолюбивая; внимательная; хорошая; щедрая и т.д.
Тема «Знакомство с народной культурой и традициями».
«Народная игрушка»
«Сосчитай».
Цель: согласовать числительные с существительными.
Воспитатель начинает, а ребята продолжают: одна матрёшка, две матрёшки… пять матрёшек (игрушка, свистулька, кукла, дудка).
«Устное народное творчество».
«Петя-петушок».
Цель — развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.
При помощи считалочки выбирают петушка, надевают шапочку петушка на голову ребёнку. Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем взрослый и дети произносят слова про петушка. После слов: «Деткам спать не даёшь» взрослый предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
«Здоровый образ жизни». (Каникулы)
У медведя во бору
Цель игры: развитие речевой активности детей, умения соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и говорит: "Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется "У медведя во бору". Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. "Р-р-р", - рычит медведь. Послушайте стишок про этого медведя:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?" "Р-р-р-р",- рычит медведь.
"Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой", - объясняет правила игры воспитатель.
Слова:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит И на нас рычит: "Р-р-р!"
Движения:
Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь.
Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.
Тема «Весна»
«Весна пришла». (Сезонные изменения)
Игра «Приметы весны»
Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Предлагаются детям картинки с изображением весенних явлений. (светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.).
Вы внимательно посмотрели и послушали о приметах весны, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны.
«Вода и её обитатели»
«Подбери слово»
Подбор глаголов к заданному слову, ответ полным предложением.
Педагог просит подобрать слова-действия к слову «рыба». Ребенок отвечает: «Рыбу можно (разводить, ловить, чистить, мыть, разделывать, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, есть)».
«Животные и птицы весной.
Кто в домике живет?
Цель: закрепление представления детей о животных, умении правильно произносить звуки.
Ход игры.
Дети изображают знакомых им птиц или животных. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му», «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «И-го-го», «Гага-га», «Ко-ко-ко». Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет?» — дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», — воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и т. п.
«Растительный мир».
«Мы капусту рубим – рубим…»
Цель: Учить повторять слова и движения рук за воспитателем.
Мы капусту рубим, рубим, (имитация движений)
Мы капусту режем, режем,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем!
«Комнатные растения».
Магазин цветов
Цель: Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.
Игровая задача: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Материалы: Комнатные растения.
Ход игры: На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.
Что, где растет?
Цель: Закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: Заполнить игровое поле.
Материалы: Игровые поля — луг, лес, водоем, болото, подоконник. Карточки с изображением растений.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
Тема «Цветущий май».
«Одуванчик».
Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит (проговаривают ш-ш-ш)
Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
«Насекомые»
Пчелки
Цели: упражнение детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука ж; формирование умения действовать по словесному сигналу.
Игровые правила. Медведь догоняет улетающих пчелок только после звука «ж-ж-ж!». Пчелки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из леса. Кто за кругом, того ловить нельзя.
Игровые действия. Имитация летающих пчел; звукоподражание; бег; ловля «насекомых».
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть:
— Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику- улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!».
На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне.
Слова пчелки-мамы
Полетели пчелки Пчелки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты). Медведь направляется туда же.
Собирать мед с цветочков.
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет,
Пчелки, домой!
Слова пчелок-детей
Этот улей — домик наш, Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него.
Уходи, медведь, от нас:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Медведь старается их поймать.
Дети-пчелки улетают за круг, очерченный на полу.
Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.
«Скоро лето!»
Солнечные зайчики
Цель игры. Упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями.
Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот - левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека словесных игр по теме: «Мир книги»
Подборка словесных игр, которые помогут закрепить содержание знакомых детям сказок....
Картотека игр по сенсорному развитию для детей 3-4 года
Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 года....

Картотека " Словесные игры по речевому развитию детей 4-5 лет"
развитие правильного произношения и речи детей...

Картотека словесных игр про игрушки,для детей 2 мл.группы
Словесные игры развивают у детей речь и мышление,фантазию и воображение.Для словесных игр не нужен никакой реквизит,играть в них можно по дороге в детский...

Картотека словесных игр для развития речи детей 6- 7 лет
Картотека словесных игр для развития речи детей 6- 7 лет...

Картотека словесных игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Словесные игры по развитию речи детей дошкольного возраста...

Картотека словесных игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
По развитию речи детей старшего дошкольного возраста...
