Программа "Мультстудия"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад № 16 г. Алзамай»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мультстудия»
Для детей дошкольного возраста
Возраст: 5-8 лет Срок реализации: 2 года Составитель: Петрова Т.П. |
Пояснительная записка
Дошкольное детство – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Багаж знаний, умений и навыков, накопленный в этот период, является основой, фундаментом при формировании интеллекта личности в целом.
Современное общество предъявляет все новые и новые требования к личности, как единице социума. Современный гражданин должен быть активным, инициативным, творчески мыслящим, доброжелательным, иметь связную, грамотную речь. У ребенка в дошкольном возрасте идет не только процесс овладения знаниями, умениями и навыками, но и продолжается процесс становления его как личности. Очень важно в этот период развивать творческое мышление, коммуникативные навыки, совершенствовать речевое развитие, воспитывать доброжелательные отношения с окружающими людьми.
В процессе поиска инновационных форм и методов работы по развитию всех этих качеств мы решили остановиться на анимации, как способе всестороннего развития ребенка. Анимация - это метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета. Поскольку мультипликация близка и понятна детям, знакома взрослым ,отличается доступностью жанра и представляет собой с процесс, объединяющий несколько видов искусств, то, несомненно, имеет огромную педагогическую ценность, которая заключается в возможности комплексного развивающего обучения детей.
В процессе создания мультфильма фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Во время коллективного создания мультфильмов дети раскрывают свой творческий потенциал, учатся взаимодействовать с другими участниками создания мультфильмов, становятся раскрепощенными, повышают уровень развития мелкой моторики, что в свою очередь, влияет на развитие речи дошкольников.
Разработка и применение Программы стало возможным благодаря развитию информационных технологий. В настоящее время процесс создания мультипликационного фильма стал менее трудоемким и менее требовательным к наличию специальной техники. Достаточно иметь фотоаппарат, штатив, компьютер с программой для монтажа, микрофон или диктофон, используемый для озвучивания.
Над созданием мультфильма целесообразно работать с детьми, разделенными на мини подгруппы. Важно так же продумать нагрузку на детей заранее, поскольку работа над анимационным фильмом - процесс трудоемкий и кропотливый.
Основанием для разработки программы послужили следующие нормативно - правовые документы:
Закон об образовании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от №273- ФЗ
Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Постановление от 15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПин
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден министерством образования и науки Российской федерации, Приказ от 17 октября 2013г. п.1155
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
-принцип сезонности (построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени);
-принцип систематичности и последовательности («От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»);
- принцип развивающего характера художественного образования.
-принцип постановки задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.-
- принцип интереса (построение с опорой на интересы детей);
-принцип личностно-ориентированного (индивидуальный подхода к каждому ребёнку);
-принцип активности, контролируемости (индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному).
Актуальность программы
Актуальность программы «Я творю мир» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов. Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление, воображение. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира. Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора. В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ. Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Новизна программы заключается в том, что она охватывает практически
все сферы деятельности и оказывает влияние на все компоненты личности.
Программа дает ребенку возможность создать мультипликационный фильм
своими руками, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и
творчество. Данная программа сочетает в себе разные виды деятельности. Это позволяет достичь комплексного развития детей.
Цель: развитие познавательных, исследовательских, творческих и коммуникативных способностей через совместные проекты, обобщение опыта и по результатам создание авторских мультфильмов.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
- - познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
- - формировать художественные навыки и умения;
- - поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать творческое мышление и воображение;
- развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
- способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Направленность: технической направленности
Срок реализации программы - 2 года
Объем учебного времени – 1 раз в неделю
Длительность:
5-6 лет – 25 минут
6-8 лет – 30 минут
Программное обеспечение и оборудование
видеокамера с функцией покадровой съемки; - штатив, на который крепится видеокамера; - настольная лампа;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Movie Maker или Sony Vegas Pro13 ); - подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага,
краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие). - флеш-накопители для записи и хранения материалов; - устройство для просмотра мультипликационных фильмов
Планируемые результаты
-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в т.ч. изобразительной: самостоятельно создает простые сюжетные композиции, используя нетрадиционные материалы и инструменты;
- может создавать персонажей для мультфильма самостоятельно
- владеет основами озвучки мультфильмов
- самостоятельно может создавать декорации к мультфильму, тем самым дополняя его.
Формами проведения итогов реализации программы являются:
-сборник мультфильмов созданных детьми
-открытые занятия для родителей;
-участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Неделя |
Октябрь «Все о мультипликации» | |||
1 | Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» | Вводное занятие. Дошкольники совершают путешествие во времени. Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. | 2 неделя –1 занятие |
2 | Парад мультпрофессий | Рассказ о профессиях мультипликатор. | 3 неделя – 1 занятие |
3 | Парад мультпрофессий | Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина» Подвижная игра «Отгадай профессию» | 4 неделя -1 занятие |
4 | Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма. | Практическое занятие. Элементарное знакомство с процессом съемки. Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения. | 5 неделя – 1 занятие |
Итого | 4 занятия | ||
Ноябрь «Все о мультипликации» | |||
5 | Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма | Практическое занятие. Элементарное знакомство с процессом съемки. Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения. | 1 неделя – 1 занятие |
6 | Как оживить картинку | Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках. Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот». | 2 неделя- 1 занятие |
7 | Создаём название мультстудии. «Заставка» в технике перекладка | Вместе придумываем название своей мультгруппы. Вырезаем или вылепливаем из пластилина буквы которые есть в название. Покадровая съёмка движения букв. Монтаж и наложение звука. Просмотр. | 3 неделя – 1 занятие |
8 | Создаём название мультстудии. «Заставка» в технике перекладка. | Вместе придумываем название своей мультгруппы. Вырезаем или вылепливаем из пластилина буквы которые есть в название. Покадровая съёмка движения букв. Монтаж и наложение звука. Просмотр. | 4 неделя – 1 занятие |
Итого | 4 занятия | ||
Декабрь «Кукольная анимация» | |||
9 | История кукольной анимации Придумывание сюжета | Просматривают кукольные мультфильмы. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. | 1 неделя – 1 занятие |
10 | История кукольной анимации Придумывание сюжета | Просматривают кукольные мультфильмы. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. | 2 неделя – 1 занятие |
11 | Для чего нужны декорации? Подготовка декораций | Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. | 3 неделя – 1 занятие |
12 | Для чего нужны декорации? Подготовка декораций | Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. | 4 неделя – 1 занятие |
Итого | 4 занятия | ||
Январь «Кукольная анимация» | |||
13 | Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев Съемка мультфильма | Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. | 1 неделя – 1 занятие |
14 | Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев Съемка мультфильма | Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. | 2 неделя-1 занятие |
15 | Озвучиваем мультфильм. Монтаж. | При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» | 3 неделя-1 занятие |
Итого | 3 занятия | ||
Февраль «Песочная анимация» | |||
16 | Песочные истории Придумывание сюжета | Ритуал входа в песочную страну. Знакомство с правилами безопасности при играх с песком. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. | 1 неделя – 1 занятие |
17 | Песочные истории Придумывание сюжета | Ритуал входа в песочную страну. Знакомство с правилами безопасности при играх с песком. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. | 2неделя-1 занятие |
18 | Живой песок Рисование на песке | Постройка игрового пространства. Основные техники песочного рисования. Игра «Нарисуй свое настроение» | 3 неделя-1 занятие |
19 | Живой песок Рисование на песке | Постройка игрового пространства. Основные техники песочного рисования. Игра «Нарисуй свое настроение» | 4 неделя - 1 занятие |
Итого | 4 занятия | ||
Март «Песочная анимация» | |||
20 | Ожившие картины Съёмка песочной истории | Подбор освещения, компоновка кадра. Организация фиксации. Процесс съемки | 1 неделя-1 занятие |
21 | Ожившие картины Съёмка песочной истории | Подбор освещения, компоновка кадра. Организация фиксации. Процесс съемки | 2 неделя-1 занятие |
22 | Как «поёт» песок? Подборка музыкального сопровождения Монтаж | Выбор звуков и музыкального сопровождения. | 3 неделя-1 занятие |
23 | Как «поёт» песок? Подборка музыкального сопровождения Монтаж | Выбор звуков и музыкального сопровождения. | 4 неделя-1 занятие |
Итого | 4 занятия | ||
Апрель «Плоскостная анимация» | |||
24 | История на бумаге Придумывание сюжета | Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике (Ю. Норштейн «Сказка сказок») Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» | 1 неделя-1 занятие |
25 | История на бумаге Придумывание сюжета | Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике (Ю. Норштейн «Сказка сказок») Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» | 2 неделя-1 занятие |
26 | Как герои двигаются? Изготовление подвижных фигурок из картона | Дети придумывают характерные особенности главных персонажей. Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. | 3 неделя-1 занятие |
27 | Как герои двигаются? Изготовление подвижных фигурок из картона | Дети придумывают характерные особенности главных персонажей. Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. | 4неделя-1 занятие |
28 | Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций | Повторяют сюжет придуманной сказки. Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» | 5 неделя-1 занятие |
Итого | 5 занятий | ||
Май «Плоскостная анимация» | |||
29 | Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций | Повторяют сюжет придуманной сказки. Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» | 1 неделя-1 занятие |
30 | Мы - аниматоры | На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Игра «Раз картинка, два картинка» | 2 неделя-1 занятие |
31 | Мы – звукорежиссеры. Монтаж фильма. | Игра «Говорим разными голосами» При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. | 3 неделя-1 занятие |
32 | Мы - звукорежиссеры. Монтаж фильма. | Игра «Говорим разными голосами» При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. | 4 неделя-1 занятие |
Итого | 4 занятия | ||
Общее количество занятий за 2023-2024учебный год | 32 занятия | ||
