СЕМЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ – ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ТРАДИЦИЙ
статья

В настоящее время проблема эмоциональной поддержки в семьях становится все более актуальной. Многие родители признаются, что не получают достаточного внимания от своих партнеров, что, в свою очередь, отражается на их способности уделять внимание своим детям. Для детей, внимание родителей является ключевым элементом для их благополучия в этом мире. Решение можно найти в забытых методах сближения и совместного проведения времени, таких как семейное чтение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ – ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ТРАДИЦИЙ

Бондаренко Е.П.

Воспитатель,

ГКДОУ «ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» ЯСИНОВАТСКОГО М.О.» ДНР

В настоящее время проблема эмоциональной поддержки в семьях становится все более актуальной. Многие родители признаются, что не получают достаточного внимания от своих партнеров, что, в свою очередь, отражается на их способности уделять внимание своим детям. Для детей, внимание родителей является ключевым элементом для их благополучия в этом мире. Решение можно найти в забытых методах сближения и совместного проведения времени, таких как семейное чтение.

Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом.

Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с нарушениями в созревании мозга в процессе беременности, с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь.

Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка:

  1. Клиповое мышление, т.е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок чаще без осознавания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижают возможности его адаптации к окружающему миру.
  2. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также на формирование мышления.

В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.). Соответственно, мы имеем функциональную незрелость головного мозга и все те проблемы, которые озвучены в начале.

Чтение в семье – давняя традиция. В среде просвещенного сословия России ХIX - начала XX вв. семейные чтения были естественным атрибутом духовного общения взрослых и их общения с детьми. В различных источниках: в художественной литературе, биографиях и воспоминаниях известных людей, можно встретить свидетельства того, как велика роль традиций семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, в развитии интереса к книгам и чтению, в сближении взрослых и маленьких членов семьи и, как следствие, установлении прочных доверительных взаимоотношений между ними [3].

К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить. Главная причина этого явления – изменившаяся социально – культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека. Литература как массовое искусство уступила свою роль телевидению, вместе с тем просмотр телепередач и видеофильмов не может заменить чтение как средства саморазвития личности, как важнейшего фактора интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека. Общие недостатки просмотра телепередач и видеофильмов, по сравнению с чтением, усугубляются низким уровнем содержания теле- и видеопродукции, что порой является мощным фактором воспитания дурного вкуса, вседозволенности и смешения нравственных ориентиров. В этом сложном переплетении социальных условий, отрицательно влияющих на процесс становления ребенка, требуются и новый подход в организации детского чтения как необходимой составляющей духовно – нравственного развития ребенка. Без умения читать книги невозможно личностное становления.

В книгах сосредоточено веками накопленное духовное богатство нации. Читая книги, мы соприкасаемся с историей, с традициями своего народа. Книги хранят самое главное национальное достояние – язык, а знание родного языка, любовь к нему – это и есть приобщение детей к лучшим традициям своего народа, необходимое условие становления духовного и эстетически развитой личности. И не открыть ребенку дверь в прекрасный мир чтения книг со стороны взрослых просто недопустимо. К сожалению, современные родители очень часто забывают, что именно они – те первые взрослые в жизни ребенка, от которых зависит, состоится ли первое знакомство их детей с книгой и насколько оно будет плодотворным и продолжительным.

Семья – явление интегрированное, включающее в себя не только биологическую, экономическую и социальную, но и нравственную, экологическую и духовную составляющие. Только семья может стать основой общественного развития – при условии восстановления в ней гармонии (симпатии и альтруизма, понимания и уважения, взаимной ответственности и разумной осознанности всех поступков). Необходимо, чтобы мировоззренческие устои, традиции семьи стали своего рода «призмой», позволяющей выработать у ребенка гуманное, реалистичное, ответственное сознание. «… Человеческое существо может подняться в своем развитие до уровня личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который накоплен человечеством». Именно книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, может стать одним из основных средств духовно – нравственного развития ребенка в семье [1].

Главное отличие семейных чтений от других его видов – классного, внеклассного и домашнего, состоится в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формирование его нравственности. Сам по себе процесс семейного чтения является фактором духовного и эмоционального развития ребенка, потому что в такие минуты происходит тесный эмоциональный контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничто так не сплачивает семью, как совместные переживания. Именно в процессе семейного чтения, при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому.

Семейное чтение — это особая традиция, которая, к сожалению, постепенно уходит в прошлое. В современном мире, где доминируют цифровые технологии и быстрый темп жизни, такие практики, как совместное чтение книг, становятся редкостью. Тем не менее, возрождение этой традиции может оказать положительное влияние на сплочение семьи и укрепление отношений между её членами.

Преимущества семейного чтения рассмотрены в таблице 1

Таблица 1

Основные преимущества семейного чтения

Преимущества

Описание

Укрепление связей

Совместное чтение создает пространство для общения и взаимодействия, где члены семьи могут делиться впечатлениями, обсуждать сюжетные повороты, персонажей и их действия. Это помогает развивать доверительные отношения.

Обогащение общего культурного фона

Многие книги содержат культурные, исторические и моральные аспекты, которые можно обсудить с семьей. Это способствует развитию кругозора и открывает новые перспективы для обсуждений.

Стимулирование воображения и креативности

Чтение фольклора, сказок или фантастических историй развивает воображение. Члены семьи могут обсуждать, как бы они поступили на месте героев, или придумывать свои альтернативные концовки.

Формирование ценностей и моральных установок

Книги часто содержат важные жизненные уроки и моральные дилеммы, что позволяет родителям передавать свои ценности детям в доступной форме.

Снижение стресса и создание уютной атмосферы

Чтение способствует расслаблению и создаёт теплую атмосферу. Это особенно актуально в наш век постоянных стрессов и быстрого темпа жизни.

Как возродить традицию семейного чтения рассмотрим в таблице 2

Таблица 2

Способы возрождения традиций семейного чтения

Способы

Описание

Выбор времени

Определить конкретное время, когда вся семья может собраться вместе для чтения. Это может быть вечерняя рутина перед сном или выходные дни.

Выбор книг

Выбор книги, который будет интересен всем членам семьи. Это могут быть классические произведения, современные романы, детские книги или даже аудиокниги.

Создание уютной обстановки

Обустроить пространство для чтения: выберите удобные места, добавьте подушки и одеяла. Мягкий свет и ароматные свечи создадут атмосферу уюта.

Обсуждение прочитанного

После чтения устроить обсуждение. Спрашивайте мнения каждого, обменивайтесь впечатлениями. Это может быть форма игры или обсуждение в неформальном ключе.

Введение дополнительных активностей

После прочтения книги можно проводить связанные с ней мероприятия, например, рисовать персонажей или устраивать небольшие театрализованные постановки.

Возрождение традиции семейного чтения — это не только возможность провести время вместе, но и способ восполнить пробелы в общении и создать крепкие семейные узы. В условиях современного мира, когда цифровые технологии все больше затягивают нас в свои сети, чтение может стать простым и эффективным способом укрепления отношений и создания совместных воспоминаний. Попробуйте начать с малого, и, возможно, вы удивитесь тому, как много радости и близости может принести эта старая, но очень важная традиция [5].

Очевидно, что именно в семье, в теплой и уютной атмосфере дома, когда рядом самые дорогие люди и интересная книга, можно научится «созерцать мир с любовью». Так почему же многие родители сознательно лишают себя и своего ребенка этих драгоценных минут общение друг с другом и с прекрасным? Никакие ссылки на занятость и нехватку времени неуместны, так как речь идет о развитии и воспитание, а в конечном итоге – о будущем собственного ребенка. Чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могу развиваться. Например, «окно» для способности к чтению закрывается в 12- 15 лет, а для речевого развития – в 9 – 10 лет. Эти биофизиологические процессы лежат в основе языковой способности – способности к чтению, без чего невозможно развитие абстракции, творческих возможностей, умение принимать решения и учится.

Семейное чтение — это не просто способ передать знания, но и возможность укрепить связи между членами семьи. Важно выбрать книги, которые интересуют всех, ведь это вдохновляет на обсуждения и совместные размышления. Создание уютной атмосферы для чтения помогает каждому расслабиться и погрузиться в историю, что делает процесс более увлекательным.

Следует регулярно выделять время для чтения, это может быть вечерний ритуал перед сном или тихие выходные. Важным моментом является обсуждение прочитанного: задавайте вопросы, делитесь мыслями и эмоциями. Это развивает критическое мышление и учит слушать и выражать свои идеи.

Можно также ввести элементы игры — ролевые сцены, где каждый примеряет на себя разные роли из сюжета, что делает чтение ещё более интерактивным. В современном мире стоит рассмотреть и использование технологий: аудиокниги или экранизации помогают разнообразить семейные вечера.

Все эти моменты позволяют не только наслаждаться хорошей литературой, но и укрепляют семейные узы, создавая теплые воспоминания и общие интересы.

Кроме того, есть смысл интегрировать чтение в повседневную жизнь. Например, обсуждайте темы книг в период семейных поездок или на прогулках. Это поможет сделать литературу частью вашей жизни, а не чем-то отдельным. Можно также совместно заниматься творчеством, вдохновившись прочитанным — рисовать сцены или писать свои маленькие истории [2].

Не забывайте, что чтение — это не только про книги. Можно использовать журналы, комиксы или даже статьи в интернете, которые могут быть интересны всей семье. Это расширяет горизонты и позволяет узнать новое в разных областях.

Для создания ещё большей увлекательности стоит устраивать мини-книжные клубы внутри семьи. Каждый мог бы выбрать книгу, обсудить её с остальными и предложить свои рекомендации. Это формирует навыки критического мышления и строит уверенность в своих суждениях.

Также хорошо заранее планировать, какие книги вы будете читать. Это может быть, как длинный список, так и спонтанный выбор новой истории, которая пришла на ум. Главное — сохранять атмосферу свободы и интереса.

Важным аспектом является личный пример. Если дети будут видеть, что взрослые увлечённо читают и обсуждают книги, это станет для них естественным и желаемым поведением. Создание привычки читателя с детства закладывает фундамент для любознательности и желания учиться на протяжении всей жизни.

Существуют темы и жанры книг, которые могут быть неуместны для семейного чтения.

Под запретом сексуальные темы, если ребенку до 11 лет. Конечно, ребенок знакомится со своим телом, интересуется им, замечает отличия мальчиков и девочек, может задавать вопросы про различия, про рождение. На эти вопросы родитель обязан ответить, но доступным языком и в доступной форме. Активное общение ребенку на сексуальную тему не требуется.

Насилие в книгах также не приветствуется. Если у ребенка есть интерес к агрессии, войне, то посмотрите, в чем вы ущемляете его, что он выбирает агрессию как средство взаимодействия с миром. Если ребенок выбирает только такие книги, то чтение их возможно, но с терапевтической целью: изменить восприятие ребенком других, изменить средства взаимодействия с ними.

Но, чтобы использовать терапевтический подход к чтению, родитель должен быть научен этому. Не рекомендуется читать комиксы, поверхностные фантастические боевики, книги с некачественными рисунками. Они искажают восприятие [4].

Кроме того, книги, содержащие ненависть или дискриминацию по признаку расы, пола или другой характеристики, также стоит избегать в семейном контексте. Эти темы могут создать атмосферу напряжённости и конфликта в семье.

Таким образом, рекомендуется выбирать литературу, которая способствует конструктивному диалогу, развивает эмоциональный интеллект и взаимопонимание, избегая произведений, которые могут вызвать негативные эмоции или раскол в отношениях.

И все – таки определяющая роль в возрождении традиций семейного чтения принадлежит родителям. Ведь именно они ответственны за будущее своих детей. Только родители, опираясь на предложенные программы для семейного чтения, могут определить тот круг литературы, который заинтересует всю семью.

Надо помнить о том, что даже сам процесс семейного чтения вслух, в котором учувствуют взрослые и дети, являются мощным фактором формирования духовных устоев семьи в целом: установление гармонии, взаимопонимания, единства интересов и родных людей, значение которых как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить. В такие минуты происходит приобщение и сохранение традиций семьи и родной страны – своеобразная духовная поддержка, исходящая из глубины времен, «духовный стержень» дарующий ребенку веру в себя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буг, Дж. (2018). Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой. М.: Альпина нон-фикшин. – Текст: непосредственный.
  2. Гриценко, З.А. (ред.) (2004). Методика приобщения детей к чтению, учеб. Пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. Заведений М: Академия. – Текст: непосредственный.
  3. Кондратьева, Н.В. (2020). Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе. Молодой ученый, 46(180), 291-293. – Текст: непосредственный.
  4. Малахова, Н.Г. (2021). Родители как руководители детского чтения. Психолог в детской библиотеке, (4), 16-22. – Текст: непосредственный.
  5. Мелентьева, Ю.П. (2022). Семейное чтение: теоретический аспект. Библиосфера, (4), 11-14. – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"

«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"

Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"

Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Семейное чтение: возрождение забытых традиций

Многие первоклассники неграмотно пишут, мало читают, не умеют грамотно строить свою речь при разговоре, снижается культура общения. Что поможет родителям осознать ценность детского чтения, как эффекти...