Консультация для воспитателей "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"
консультация
Время информационных технологий в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое, что является требованием ФГОС ДО. Поиск форм такого обучения, привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным и наглядным и практическим, таким требованием и отвечает метод использования интеллектуальных карт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.4 МБ | |
| 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Время информационных технологий в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое, что является требованием ФГОС ДО. Поиск форм такого обучения, привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным и наглядным и практическим, таким требованием и отвечает метод использования интеллектуальных карт.
Метод «интеллект карт» (mind maps) «карта ума», был создан американским учёным Тони Бьюзеном
Что же такое интеллект-карта ? Интеллект-карта (или «карта ума» ) позволяет выделять, обобщать и систематизировать главное, развивает память, мышление, воображение, способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации, позволяет получать, обобщать и проверять знания.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи: развитие быстрого восприятия и запоминания повышение мотивации грамотное планирование решения задачи формирует упорядочение мыслей рост достижение успеха экономия времени Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно: повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе; развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности; скорректировать знания; активизировать самостоятельную деятельность воспитанников. выявить причины затруднений изучить личность
Преимущества метода интеллект-карт : Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно. Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте , легко запоминается. Информативность . Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает. Креативность . Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Инновационность . Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Карты ума можно создавать несколькими способами , но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации
Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект – карт на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт.
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил: Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты , а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы. Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов. Как правильно делать интеллект-карту
Опыт проведения занятий с использованием интеллект – карт показал, что они помогают развитию детей в достижению результатов соответствующих данной технологии. 1. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать). 2. Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации. 3. В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а так же чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление. 4. Улучшилась результативность их познавательной деятельности.
Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект – карт учит детей видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Время информационных технологий в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое, что является требованием ФГОС ДО. Поиск форм такого обучения, привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным и наглядным и практическим, таким требованием и отвечает метод использования интеллектуальных карт.
Слайд 3
Метод «интеллект карт» (mind maps) «карта ума», был создан американским учёным Тони Бьюзеном
Слайд 4
Интеллект-карта (или «карта ума» ) позволяет выделять, обобщать и систематизировать главное, развивает память, мышление, воображение, способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации, позволяет получать, обобщать и проверять знания.
Слайд 5
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
Слайд 6
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:
- развитие быстрого восприятия и запоминания
- повышение мотивации
- грамотное планирование решения задачи
- формирует упорядочение мыслей
- рост достижение успеха
- экономия времени
Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Слайд 7
Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:
- повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
- развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;
- скорректировать знания;
- активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
- выявить причины затруднений
- изучить личность
Слайд 8 Преимущества метода интеллект-карт:
- Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
- Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.
- Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
- Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Слайд 9 Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:
- ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
- педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
- дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации
Слайд 10
Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект – карт на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт.
Слайд11
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
- Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
- Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
- С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
- Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
- Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
- Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов.
Слайд 12-17
Например, надо дать детям знания по теме «Зима». Сначала спрашиваем ребенка, а что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда задаем вопрос сами, ставим в ситуацию, когда ребенку приходится повторять исторический путь познания и преобразования вещества или предмета, или объекта. Составление интеллект – карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, в нашем случае это слово «зима». Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово зима?» От центрального образа рисуем "отростки«, которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми - , поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект - карты.
Слайд 18
Опыт проведения занятий с использованием интеллект – карт показал, что они помогают развитию детей в достижению результатов соответствующих данной технологии.
1. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
2. Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.
3. В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а так же чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.
4. Улучшилась результативность их познавательной деятельности.
Слайд 19
Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект – карт учит детей видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему «Неделя здоровья» для средней группы
В "Технологической карте" отражено содержание деятельности в средней группе на неделю по образовательным областям (ФГОС), с указанием видов детской деятельности....

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему «День победы»
Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему «День победы» на три дня....

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Технологическая карта — это новый вид методической документации, в которой материал четко структурирован и предназначен для проектирования образовательного процесса в ДОУ. Понятие технологической...

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса по ФГОС ДО
Представлена технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему"Весна. Мамин праздник" в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада»
Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В данной консультации описано, ...

консультация для педагогов "Использование ментальных карт в образовательном процессе"
Консультация для педагогов.Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада.Работая с ребятами на Ментальной арифметике. Я столкнулось с методом планирования - «мента...

Московская область, городской округ Клин МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ДЕТСТВА "ЖЕМЧУЖИНКА" Сборник рекомендаций по использованию ментальных карт в образовательном процессе.
Использование в работе с детьми метода мыслительных карт позволяет сделать процесс воспитания и обучения индивидуальным и увлекательным для каждого воспитанника. Эта технология помогает эф...
