Картотека пальчиковых игр для дошкольного возраста
картотека

Лариса Сергеевна Типаева

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для дошкольного возраста

 «Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик) 

 «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

(ритмичные хло

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

 «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

 «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик5 тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

«Путешествие»

Тук-тук–тук, тук–тук–тук.

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат

потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат.

потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей,

хлопки

А теперь ты их согрей .

ладони на щеки

К путешествию готовы?

Да!

кулаки на коленях

В путь отправимся мы снова:

руки вверх, ладони раскрыть

Сядем мы на самолет и отправимся в полет.

вращательные движения кистями

Мы теперь на корабле,

руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

Нас качает на волне.

ладони лодочкой

Едет поезд , колеса стучат! В поезде много веселых ребят!

ребром ладони двигаем по коленям

подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени

 «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

      (движения воображаемой ложкой; руки под

      щёку)

 «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

«Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Мы посуду перемыли:

(Потирают ладони)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца)

Мы посуду перемыли,

(Потирают ладони)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Так мы маме помогали.

(Хлопают в ладоши)

 «Апельсин»

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,

(показывают 10 пальцев)

А он один.

(показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!!

(«бегут» пальцами по столу)

  «Где обедал воробей?»

Где обедал, воробей?

(машут перекрещёнными ладошками)

В зоопарке у зверей!

(ладошки изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(изображают раскрывающуюся пасть животного)

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони стучат по столу)

    Повар леща берёт

    И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

    Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

    Сахар сыплет в бульон.

(загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!

(разводят руками)

«Ежик»

Для упражнения понадобится массажный мячик.

Ежик в руки мы возьмем 

(берем мячик),
Покатаем и потрем 

(катаем его между ладонями).
Вверх подбросим и поймаем

 (подбрасываем или просто поднимаем вверх мячик),
И иголки посчитаем

 (пальцами одной руки нажимаем на несколько шипов).
Пустим ежика на стол

 (кладем мячик на стол),
Ручкой ежика прижмем 

(сверху кладем ладонь)
И немножко покатаем 

(катаем мяч ладонью правой руки)
Потом ручку поменяем 

(повторяем движения левой ладонью).

«Человечек»

Я веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я веселый человечек,
Очень я играть люблю.
(указательный и средний пальцы «шагают» по столу)

Разотру ладошки сильно 

(трем ладони друг об друга),
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну

 (по очереди хватаем каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаемся до ногтевой фаланги).

Руки я затем помою 

(потираем ладони),
Пальчик к пальчику сложу 

(прикасаемся одноименными пальцами друг к другу),
На замочек их закрою
И тепло поберегу 

(складываем пальцы в замок).

«В реке»

Пять маленьких рыбок играли в реке

 (делаем плавные движения ладонями).
Лежало большое бревно на песке 

(разводим руки в стороны).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

 (имитируем ладонями ныряние),
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко» 

(грозим пальцем).
А третья сказала: «Мне хочется спать!» 

(складываем ладони под щеку).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать 

(трем плечи руками).
А пятая крикнула: «Здесь крокодил! 

(сжимаем и разжимаем пальцы, имитируя кусание)
Плывите скорей, чтобы не проглотил!».

«Сороконожки»

Две сороконожки

 (показываем два пальца)
Бежали по дорожке 

(«шагаем» пальцами по столу).
Встретились 

(ставим ладони друг напротив друга),
Обнялись

 (соединяем ладони в замок),
Насилу расстались 

(разжимаем ладони)
И — попрощались

 (машем ладонями)!

 «Бегемотики»

1.Бежали бегемотики-
надутые животики,

Бежали и бежали,
И дружно повторяли: 

(руки сжаты в кулаки, поочередно стучим по коленям ног)

Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так! 

(Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног)

2.Веселые лягушки
Скакали на опушке,
Скакали и скакали, 

(соединяем и разъединяем большой палец с остальными) 
И дружно повторяли:
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!

 (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног)

3. А маленькая змейка
В траве ползла, шуршала.
А маленькая змейка
За всеми повторяла: 

( Соединяем ладони обеих рук вместе, делаем плавающие движения)
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!

 (Поочередно сжимаем и разжимаем рук, стуча по коленям ног)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Предлагаю вашему вниманию   картотеку пальчиковой гимнастики для малышей, в фармате А5 ( печать А4). В ней простые стихотворные строчки, описание и картинки, как нужно сложить пальцы рук....

Картотека пальчиковых игр. Младший дошкольный возраст.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?Способствует овладению навыками мелкой моторики.Помогает развивать речь.Повышает работоспособность коры головного мозга.Развивает у ребенка психические процессы: ...

Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение восп...

Картотека пальчиковых игр младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами...

Картотека пальчиковой гимнастики - старший дошкольный возраст

Пальчиковая гимнастика развивает умение ребенка подражать взрослым, учит вслушиваться в речь и понимать ее, повышает речевую активность ребенка,  да и просто создает благоприятную эмоционал...

Пальчиковая гимнастика. Картотека упражнений для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоциональног...

Картотека пальчиковых игр. Старший дошкольный возраст

Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста...