картотека прогулок
картотека (подготовительная группа)

способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию наблюдения и экспериментирования в естественных и специально созданных условиях,

- развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов,

- обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания,

- обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации,

- развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия),

- расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира,

- учить фиксировать результаты исследований

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК

в группе общеразвивающей

направленности

от 6 до 7 лет №9

Карточка №1

Наблюдение за сезонными изменениями

1.Обратить внимание детей на погоду, предложить найти признаки.

2.  Закрепить представления о смене времён года

3. Учить замечать характерные особенности сезона

4. Устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных

Вопросы:

«Какие изменения произошли в природе весной?».

«Что вы наблюдали сами?»

Карточка №2

Наблюдение. «Вольный ветер»

Дети, посмотрите внимательно вокруг и скажите, есть ли сегодня ветер?

- Какой ветер?

-Посмотрите на свои вертушки. Что с ними происходит?

- Ветер дует сильно, т.к. вертушки сильно крутятся.

- А вспомните, каким ветер был летом, сильным или слабым? (Слабым)

- Посмотрите на вертушки. В какую сторону дует ветер? (дети определяют)

Попробуйте побегать в сторону ветра и против него. Когда было труднее бежать?

Вывод: Осенью ветер дует сильнее, чем летом.

Карточка №3

Наблюдение за одеждой людей

1. Обратить внимание на одежду прохожих. Уточнить, какая это одежда по сезону, тёплая или нет, почему.

2.  Закрепить названия частей одежды и материала, из которого она сшита.

3.  Сравнить одежду в разные сезоны. Например, почему осенью одежда людей меняется, с чем это связано

4.  Провести опыт. Например, снять рукавички с одной руки и сравнить ощущения с рукой в рукавичке. Где ощущения комфортнее, сделать вывод.

5.  Задать вопросы. Например, чем весенняя одежда отличается от зимней, почему все сняли тёплую одежду.

Карточка №4

Наблюдение за рябиной

   Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям?

Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

 Обратить внимание как выглядит рябина в разное время года.

Карточка №5

Наблюдение за туманом

   Воспитатель обращает внимание детей на погоду утром.

- Что вы заметили, когда шли в детский сад? Какого цвета на деревьях листья?

- Почти ничего не было видно, в это утро было сыро и промозгло. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был туман! Такие туманы чаще бывают осенью.

     Днём на прогулке понаблюдать, как после тумана, когда он исчезает, на траве появляются капельки росы.

- Туманы бывают в безветренную погоду в любое время года – летом, осенью, зимой, весной. Туман – обычное явление природы.

Если нет тумана, то провести эксперимент «Туман»

Карточка №6

Наблюдение  «Погода в разное время суток»

Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

1. Выбрать место и время для измерений. Например, можно проводить наблюдения в определённом месте, где солнце находится над определённым домом.

2. Провести измерения в разные часы суток.

3. Вносить измерения в график изменения температуры

Карточка №7

«Кустарники и деревья»

1. Закрепить понятия «кустарник» и «дерево».

2. Сравнение кустарников и деревьев. Можно провести дидактическую игру, в которой дети будут раскладывать изображения растений на два конверта: в один — деревья, в другой — кустарники. 
3. Обсуждение особенностей кустарников и деревьев в разные периоды

4. Наблюдение за состоянием кустарников и деревьев в разную погоду.

5. Обсуждение бережного отношения к растениям. Можно задать детям вопросы о том, почему нельзя бегать около кустарников и играть около деревьев

6. Трудовая деятельность. Можно предложить детям собрать поломанные ветки на участке, подрезать и подвязать ветки деревьев и кустарников.

Карточка №10

«Ветер в разное время суток, поведение людей в разную погоду»

1. Повторить название частей суток и особенности

2.  Определение объекта наблюдения: ветер и поведение людей в разную погоду.

3. Выбор места и времени проведения: можно наблюдать, например, на улице в разное время суток.

4. Сбор информации: нужно фиксировать особенности ветра и поведения людей в зависимости от времени суток и погоды.

5. Анализ полученных данных: можно провести сравнение, выявить закономерности и сделать выводы.

Карточка №11

«Дождь, лужи на асфальте и на грунте»

1. Выбор объектов для наблюдения: дождь, лужи на асфальте и на грунте.

2. Развитие наблюдательности: умение видеть характерные особенности наблюдаемых предметов, особенности погоды с изменением времени суток.

3. Установление причинно-следственных связей: например, между состоянием объектов природы и окружающей среды (растениям нужна вода, свет, почва и т. п.).

4. Закрепить понятие «Круговорот воды в природе»

5. Опыт

Карточка №14

«Деревья, ветер»

  1. Обратить внимание детей на погоду за окном. Можно спросить, как они думают, есть ли ветер на улице. 
  2. Вывести детей на прогулку. Попросить посмотреть на деревья: качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Сделать вывод о погоде: ветреная (безветренная, тихая). 
  3. Определить силу ветра. Для этого можно понаблюдать за деревьями: слабый ветер колеблет их ветки, сильный — свистит около домов, качает небольшие деревья, а самый сильный — ломает ветки и сучья.
  4. Предложить детям походить по ветру и против ветра. Нужно спросить, когда было труднее идти. 
  5. Провести эксперимент, например, с кусочками ваты. Нужно предложить детям подбросить вату вверх и понаблюдать за ней: если падает вниз, то ветра нет, если полетел вверх или в сторону — то ветер.

Карточка №12

«Осадки, облака»

1. Знакомство с процессом образования облаков. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоёмов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоёв атмосферы, на небе появляются облака.

2. Изучение видов облаков. Выделяют перистые, кучевые и слоистые облака.

3. Наблюдение за движением облаков. Облака движутся, их несёт ветром вдоль поверхности земли. Можно заметить, что облака то исчезают, то возникают вновь

4. Изучение образования осадков. Маленькие капельки воды в облаках, сливаясь друг с другом, становятся крупнее. Облако темнеет и становится тучей. Капли воды тяжелеют, и воздух не может их удерживать.

5. Измерение количества осадков.

Карточка №13

«Прохожие»

1. Предложить детям понаблюдать за прохожими и задать им вопросы:

За кем мы сейчас наблюдали?

Как вы думаете, куда они идут?

Как идут? (торопятся, не спеша)

Куда торопятся?

Почему некоторые прохожие не торопятся?

Кого чаще можно наблюдать в будние дни, в дневное время? (бабушек, гуляющих с внуками или выгуливающих собак; людей, которые либо не работают, либо у них выходной; людей, которые работают на улице — почтальоны, полицейские).

2. Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. 3.Вспомнить, как они были одеты зимой.

4. Предложить детям среди прохожих назвать, где женщины, где мужчины.

Также предложить детям определить, кто выше, а кто ниже по росту среди прохожих

Карточка№14

«Птицы у кормушки»

1. Обратить внимание на кормушку и что не все птицы садятся на неё. Нужно помогать птицам зимой.

2. Объяснить, что птицы сами выбирают себе разные места, где им находиться. Например, вороны сидят на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов, голуби — на карнизах жилищ.

3. Попросить детей рассмотреть птиц и сказать, какие они по величине, какие у них глаза, чем они отличаются друг от друга по внешним признакам (глаза, клюв, крылья, ноги).

4. Объяснить, что у каждой птицы свои повадки. Они по-разному обнаруживают корм, прилетают к нему, клюют его.

5. Сказать, что вечером птиц становится всё меньше, они прячутся на ночь в укрытия, на деревья, под крыши домов.

6. Чтение стихотворения о птицах и загадывает загадки.

7. Организуется трудовая деятельность: детей могут привлечь к тому, чтобы пополнить кормушки.

Карточка №19

«Снег и лёд на разных участках территории»

  1. Выбор участков территории, на которых будут сравнивать наличие снега и льда.
  2. Наблюдение за состоянием снега и льда на разных участках в течение определённого времени.
  3. Сбор данных и фиксация наблюдений, например, с помощью фотографий или записей.
  4. Анализ полученных результатов и установление причинно-следственных связей между наличием снега и льда и изменениями погоды.

Карточка №20

«Следы на снегу, погода» 

  1. Обратить  внимание детей на то, что выпало много снега, как он блестит, искрится на солнце.
  2. Предолжить побыть следопытами и угадать, кто был на участке, сколько их было, что они делали.
  3. Задаёт вопросы:
  • Какие следы дети видят?
  • Почему они решили, что это следы человека? (отпечатки обуви).
  • Можно ли по следам определить, какой человек проходил — взрослый или ребёнок?
  • О чём могут рассказать две линии? (проезжали санки).
  • Прилетали сегодня птицы или нет?
  • Какие птицы прилетали, как дети догадались? (по размеру следа, по расположению следов).
  • Заходили ли на участок животные, какие?

Карточка №22

 «Сосульки, солнце»

  1. 1. Спросить у детей, какое сейчас время года?
  2. 2. Затем рассказывает историю о лесовичке, который увидел на крыльце сосульки, но когда вернулся, сел на солнце и погрелся, то обнаружил, что сосулек нет, только капают капельки воды.
  3. 3. Объяснить,  что сосульки растаяли, потому что солнце согрело их своими тёплыми лучами.
  4. 4. Как получаются сосульки: когда идёт снег, он остаётся на крыше, потом на солнце тает и начинает капать, а затем капельки воды замерзают и превращаются в сосульки.
  5. 5. Затем спрашивает у детей, почему сосулька хрупкая и может разбиться.

6. В конце можно предложить детям взять ведёрко с сосульками и принести его в группу, где можно провести опыт: положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнёт таять.  

Карточка №21

«Весеннее солнце, поведение птиц»

Предложить детям подставить ладошки к солнцу, ощутить его тепло. Также можно провести измерение длины тени от дерева в одно и то же время в течение недели, чтобы убедиться, что тень с каждым днём становится короче. Это позволит сделать вывод о том, что солнце с каждым днём поднимается всё выше.

Наблюдение за поведением птиц весной:

  • Побуждение детей к самостоятельным выводам — в чём проявляется весеннее оживление в жизни птиц. Например, можно обратить внимание на звонкую песенку синиц.
  • Назвать зимующих и перелётных птиц, а также основные отличительные признаки птиц (умение летать, наличие крыльев, клюва, перьев, обтекаемая форма тела). 
  • Обсуждение примет: воробьи в ненастную погоду весело чирикают — к ясной погоде, вороны летают стаями и беспрерывно каркают — к дождю. 

Карточка №23

«почки»

  1. Постановка проблемной ситуации. Воспитатель может загадать детям загадку о весне и организовать беседу.
  2. Рассматривание почек на деревьях и кустарниках. Дети сравнивают почки различных деревьев и кустарников.
  3. Рассказ о сокодвижении. Это сложный физиологический процесс, когда по корням и стеблю движется вода с минеральными и полезными веществами. 
  4. Опыт с веточками. Можно поставить в воду веточки разных деревьев (тополь, берёза, калина) и наблюдать, как почки увеличиваются и появляются первые листочки. 
  5. Подведение итогов. Вместе с воспитателем дети рассматривают, сравнивают, обсуждают, как распускались почки, на каких раньше, на каких позже, какие условия были созданы для них. 

Карточка №24

«Растения клумбы»

  1. 1. Обратить внимание детей на цветы, растущие на клумбах, предлагает узнать, какие из цветов знакомы детям, знакомит с новыми.
  2. 2. Как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать).
  3. 3. Помогать выделить основные части растений, назвать: «Стебель, листья, цветок, корень».
  4. 4. Объяснить, что есть цветы, которые растут только одно лето, их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.
  5. Вопросы:
  • Для чего сажают цветы?
  • Как называются цветы, растущие на клумбе?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди).

Цели и задачи:

способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию наблюдения и экспериментирования в естественных и специально созданных условиях,

- развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов,

- обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания,

- обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации,

- развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия),

- расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира,

- учить фиксировать результаты исследований,

Карточка №17

«Небо, солнце»

Предложить детям посмотреть на небо и отметить, какое оно (чистое, голубое, тёплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжёлыми облаками. Найти самые тёмные облака на небе и пояснить, что такие облака называются тучами. Предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землёй, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная»

Наблюдение за солнцем. Воспитатель задаёт вопросы детям:

  • Какая сегодня погода? (Тёплая). 
  • Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко). 
  • Где солнышко? (На небе). 
  • Какое оно? (Круглое, яркое, жёлтое, тёплое, ласковое, лучистое).
  • Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Тепло).
  • Подставить ладошки солнечным лучам, почувствовать, как они пригревают.

Карточка №16

Наблюдение за водой

  1. 1. Наблюдение за ручьями. Нужно посмотреть, как вода течёт с возвышенных мест вниз, пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приёмники) через решётки на улице, затем течёт по трубам и попадает в реку.
  2. 2. Закрепить знание агрегатных состояний воды и взаимосвязь с температурой воздуха
  3. 3. Закрепить знание свойств воды.
  4.  

Карточка №15

«Транспорт»

  1. Вступительная беседа. Воспитатель спрашивает у детей, на что они обращают внимание, когда идут в детский сад. Затем читает стихотворение о машинах.
  2. Наблюдение за автомобилями, стоящими на улице. Воспитатель предлагает детям рассмотреть транспорт, который стоит около детского сада. Задаёт вопросы, например: «Какие виды машин вы видите?», «Чем они похожи?», «Чем отличаются?».
  3. Знакомство с дорожными знаками. Воспитатель показывает изображения дорожных знаков, обращая внимание детей, какой знак относится к каждой группе.
  4. Игровая деятельность. Можно провести эстафеты, например «Найди нужный знак», «Чей автомобиль быстрее», «Разгрузи машину».

Карточка №9

«Огород»

1. Изменения, которые происходят в огороде в разное время года

2. Наблюдение за огородом в детском саду может включать работу по формированию знаний об овощных культурах, их росте и развитии, а также по обучению уходу за растениями

3. Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы

Карточка №8

Наблюдение за камнями

Какие бывают камни?

♦      Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)

♦ Какими камнями легче рисовать на асфальте?

♦ К какой природе они относятся? Почему?

♦ Какие камни прочнее?

,   ♦ Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?

♦ Могут ли камни издавать звуки?

♦ Сравните камни на участке и морские.

♦      Почему морские камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Карточка №18

«Зимующие птицы»

  • «Какие птицы прилетают на участок?» — воспитатель обращает внимание на то, что не все птицы садятся на кормушку, предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг.
  • «Как птицы кормятся на кормушке?» — учит замечать особенности поведения птиц на кормушке: одни уверенно кормятся, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки.
  • «Какие звуки издают птицы?» — учит различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
  • «Когда птицы бывают заметны?» — знакомит с явлением затаивания птиц, с их маркировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят, их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа

Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок 2-ая мл.гр.- ЛЕТО

картотека прогулок  для второй младшей группы лето...

картотека прогулок на осень -старший возраст

В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...