обобщение педагогического опыта
методическая разработка (младшая группа)

обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_2.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

«Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края».

Выполнила: Иртаева М.И.

воспитатель МДОАУ ДС  «Тополек»

г. Ясный, 2025

Педагогический опыт

« …любовь к родной природе – один из вернейших

                                 признаков любви к своей стране».

                                                             К.Г. Паустовский

Условия возникновения, становления опыта

Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ Детский сад «Тополек» г. Ясный.

  1. Название проблемы, над которой Вы работаете не менее 3-х лет и имеете устойчивые положительные результаты.

           Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края.

 

  1. Условия возникновения проблемы, становление опыта.

           В процессе наблюдения за младшими дошкольниками в группе, мы обратили внимание, на то что, дети с интересом рассматривают модули,  альбомы с картинками, сюжетными иллюстрациями с изображениями животных, насекомых, цветов родного края «Оренбуржья». И для поддержания интереса, познавательной активности детей 3 – 4 лет я обобщила педагогический опыт и  разработала программу «Природа взглядом малышей».

Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические представления, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

  1. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

                В современных условиях развития общества выявлена тенденция к ухудшению экологической обстановки в стране  и «экологической безграмотности» у людей. Как известно,  дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе,  к себе, семье  и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка младшего дошкольного возраста осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, членов его семьи, общество.

В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологических направлений, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений в том числе и дошкольных.

Данный опыт реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Данная программа – это целостная система познавательно – исследовательского развития детей в возрасте 3 - 4 лет и направлена  на формирование основ краеведения.

  1. Теоретическая база опыта.

        Теоретическими основами в области экологического воспитания детей занимались следующие педагоги, так положениями  современной экологической психологии и педагогики о необходимости формирования экологического сознания у дошкольников занимались  С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, Б. Т. Лихачев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др.

Теория  развития личности детей 3 – 4 лет  в деятельности экологической направленности описывается в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

       Проблемой  экологического воспитания дошкольников 3 – 4 лет и исследования в  данной области  занимались следующие педагоги Э.И. Залкинд, Л.Ф. Захаревич, Е.И. Золотова, Л.С. Игнатьева, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова, И.А. Хайдурова.

        Современные педагогические исследования о формировании экологических представлений, экологической культуры у дошкольников описываются  в работах И. А. Рыжовой,  М. М. Марковской  и А. И. Васильевой и др.  Исследованиями в  вопросах умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой и  экологического образования дошкольников и по сегодняшний день занимается  С.Н. Николаева.

  1. Новизна опыта.

        Работа по  развитию у  детей  младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой  родного края «Оренбуржья», предусматривает  системный подход в познавательно - речевом воспитании и образовании, построена на принципах развивающего обучения. Образовательная деятельность «оформлена» в модульно - тематическом планировании и проводится как в специально организованной деятельности педагога, так и в самостоятельной деятельности детей в различных режимных моментах детского сада.  Представленная деятельность – это целостная система познавательно – исследовательского развития детей в возрасте 3 - 4 лет,  направленная не только на экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и на мотивацию развития умений оказывать посильную помощь природе,  включающая  развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов, в результате изучения которой,  ребёнок познаёт окружающий его мир и действительность, основываясь на краеведческих материалах и региональных компонентах.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Важнейшим этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно -экологическим своеобразием родного края - Оренбуржья. Знакомясь с родным краем, его флорой, фауной, достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 3 - 4 лет при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Именно, развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края «Оренбуржья» - является основной ведущей педагогической идеей опыта.

  1. Технология опыта.

Технология опыта представлена следующими этапами:

Первый этап – опытное изучение литературы и сбор информации  по вопросу  развития у детей младшего дошкольного возраста познавательно - исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края - Оренбуржья;

Второй этап – апробация (практическая работа), разработка программы «Природа взглядом малышей», данная программа рассчитана для детей второй младшей группы МДОАУ ДС  «Тополек», г. Ясный;

Третий этап – анализ  образовательной деятельности по вопросу  развития у детей младшего дошкольного возраста познавательно - исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края - Оренбуржья;

Четвертый этап – коррекционный, в котором определены «недостаточность» информации и организации проведения образовательной деятельности, направленной на развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательно - исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края.

  1. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).

        Устойчивые положительные результаты деятельности будут достигнуты, если учтены следующие принципы и подходы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания экологического воспитания, становится субъектом образования экологической направленности;

- содействие  и сотрудничество детей и взрослых при уточнении  представлений о флоре и фауне родного края (Оренбуржье), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений в экологическом воспитании;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно – творческая продуктивная, двигательная);

- сотрудничество группы детского сада с семьёй по экологической направленности;

- приобщение детей к социокультурным нормам родного края (Оренбургской области), традициям семьи;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий (экологического содержания) ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность экологического образования (соответствие условий, требований, методы и особенности развития детей младшего дошкольного возраста).

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

- системно - деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала экологического содержания через развертывание последовательности  задач, моделирования изучаемых процессов, познавательно – исследовательской деятельности,  использования различных источников информации (наглядный и дидактический материал, художественная литература, макеты животных и др.);

- гуманитарный подход суть его заключается в  личностно - значимым материале для   воспитанника (дошкольник  — не сторонний наблюдатель познавательно – исследовательской деятельности экологической направленности, а заинтересованная личность);

- культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на восприятие детьми знаний экологического характера, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологи и творческого потенциала ребенка;

- личностный подход определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности, в данном случае экологическом образовании, в  дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами.

9. Адресная направленность опыта.  

Педагогический опыт может быть использована воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, психологам ДОУ, родителям младших дошкольников.

  1. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты.

       Данный опыт получит устойчивые положительные результаты при  условиях осуществления культурно-исторического, системно-деятельностного и гуманитарного подходов; реализации принципов развивающего и воспитывающего обучения, интеграции  образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»); учете возрастных и индивидуальных особенностей детей 3 – 4 лет; познавательно - развивающей среде группы детского сада. Образовательная деятельность  должна носить системный характер, а также  профессиональную и творческую направленность педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....