обобщение педагогического опыта
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
«Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края».
Выполнила: Иртаева М.И.
воспитатель МДОАУ ДС «Тополек»
г. Ясный, 2025
Педагогический опыт
« …любовь к родной природе – один из вернейших
признаков любви к своей стране».
К.Г. Паустовский
Условия возникновения, становления опыта
Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ Детский сад «Тополек» г. Ясный.
- Название проблемы, над которой Вы работаете не менее 3-х лет и имеете устойчивые положительные результаты.
Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края.
- Условия возникновения проблемы, становление опыта.
В процессе наблюдения за младшими дошкольниками в группе, мы обратили внимание, на то что, дети с интересом рассматривают модули, альбомы с картинками, сюжетными иллюстрациями с изображениями животных, насекомых, цветов родного края «Оренбуржья». И для поддержания интереса, познавательной активности детей 3 – 4 лет я обобщила педагогический опыт и разработала программу «Природа взглядом малышей».
Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические представления, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
- Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
В современных условиях развития общества выявлена тенденция к ухудшению экологической обстановки в стране и «экологической безграмотности» у людей. Как известно, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, семье и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка младшего дошкольного возраста осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, членов его семьи, общество.
В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологических направлений, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений в том числе и дошкольных.
Данный опыт реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Данная программа – это целостная система познавательно – исследовательского развития детей в возрасте 3 - 4 лет и направлена на формирование основ краеведения.
- Теоретическая база опыта.
Теоретическими основами в области экологического воспитания детей занимались следующие педагоги, так положениями современной экологической психологии и педагогики о необходимости формирования экологического сознания у дошкольников занимались С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, Б. Т. Лихачев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др.
Теория развития личности детей 3 – 4 лет в деятельности экологической направленности описывается в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.
Проблемой экологического воспитания дошкольников 3 – 4 лет и исследования в данной области занимались следующие педагоги Э.И. Залкинд, Л.Ф. Захаревич, Е.И. Золотова, Л.С. Игнатьева, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова, И.А. Хайдурова.
Современные педагогические исследования о формировании экологических представлений, экологической культуры у дошкольников описываются в работах И. А. Рыжовой, М. М. Марковской и А. И. Васильевой и др. Исследованиями в вопросах умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой и экологического образования дошкольников и по сегодняшний день занимается С.Н. Николаева.
- Новизна опыта.
Работа по развитию у детей младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края «Оренбуржья», предусматривает системный подход в познавательно - речевом воспитании и образовании, построена на принципах развивающего обучения. Образовательная деятельность «оформлена» в модульно - тематическом планировании и проводится как в специально организованной деятельности педагога, так и в самостоятельной деятельности детей в различных режимных моментах детского сада. Представленная деятельность – это целостная система познавательно – исследовательского развития детей в возрасте 3 - 4 лет, направленная не только на экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и на мотивацию развития умений оказывать посильную помощь природе, включающая развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов, в результате изучения которой, ребёнок познаёт окружающий его мир и действительность, основываясь на краеведческих материалах и региональных компонентах.
- Ведущая педагогическая идея опыта.
Важнейшим этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно -экологическим своеобразием родного края - Оренбуржья. Знакомясь с родным краем, его флорой, фауной, достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 3 - 4 лет при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Именно, развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края «Оренбуржья» - является основной ведущей педагогической идеей опыта.
- Технология опыта.
Технология опыта представлена следующими этапами:
Первый этап – опытное изучение литературы и сбор информации по вопросу развития у детей младшего дошкольного возраста познавательно - исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края - Оренбуржья;
Второй этап – апробация (практическая работа), разработка программы «Природа взглядом малышей», данная программа рассчитана для детей второй младшей группы МДОАУ ДС «Тополек», г. Ясный;
Третий этап – анализ образовательной деятельности по вопросу развития у детей младшего дошкольного возраста познавательно - исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края - Оренбуржья;
Четвертый этап – коррекционный, в котором определены «недостаточность» информации и организации проведения образовательной деятельности, направленной на развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательно - исследовательской деятельности средствами ознакомления с природой родного края.
- Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).
Устойчивые положительные результаты деятельности будут достигнуты, если учтены следующие принципы и подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания экологического воспитания, становится субъектом образования экологической направленности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых при уточнении представлений о флоре и фауне родного края (Оренбуржье), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений в экологическом воспитании;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно – творческая продуктивная, двигательная);
- сотрудничество группы детского сада с семьёй по экологической направленности;
- приобщение детей к социокультурным нормам родного края (Оренбургской области), традициям семьи;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий (экологического содержания) ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность экологического образования (соответствие условий, требований, методы и особенности развития детей младшего дошкольного возраста).
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно - деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала экологического содержания через развертывание последовательности задач, моделирования изучаемых процессов, познавательно – исследовательской деятельности, использования различных источников информации (наглядный и дидактический материал, художественная литература, макеты животных и др.);
- гуманитарный подход суть его заключается в личностно - значимым материале для воспитанника (дошкольник — не сторонний наблюдатель познавательно – исследовательской деятельности экологической направленности, а заинтересованная личность);
- культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на восприятие детьми знаний экологического характера, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологи и творческого потенциала ребенка;
- личностный подход определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности, в данном случае экологическом образовании, в дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами.
9. Адресная направленность опыта.
Педагогический опыт может быть использована воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, психологам ДОУ, родителям младших дошкольников.
- При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты.
Данный опыт получит устойчивые положительные результаты при условиях осуществления культурно-исторического, системно-деятельностного и гуманитарного подходов; реализации принципов развивающего и воспитывающего обучения, интеграции образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»); учете возрастных и индивидуальных особенностей детей 3 – 4 лет; познавательно - развивающей среде группы детского сада. Образовательная деятельность должна носить системный характер, а также профессиональную и творческую направленность педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения
Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения. Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....

Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса ДОУ
Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка....