КРУЖОК «СМЕШАРИКИ».
рабочая программа (подготовительная группа)
КРУЖОК
«СМЕШАРИКИ».
Подготовительная группа
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер) .
По моему наблюдению, последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
Сейчас дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.
При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.
Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Эмоциональное развитие дошкольников тесно связано с психологическим здоровьем, основу которого составляет гармоничное сочетание интеллектуального, телесного и психического. Нарушения в эмоциональной сфере привадят к нарушению психологического здоровья. Следовательно, в дошкольном возрасте необходимо работать над формированием эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, открытости к общению, творчества как факторов, влияющих на полноценное психическое развитие и здоровье детей.
Результаты диагностики зачастую выявляют очень низкий уровень развития социально-эмоциональной сферы, которая влияет как на межличностные отношения, так и на уровень познавательного развития. Ведь если хорошо развиты эмоции ребенка, то он лучше понимает детей и взрослых, ему легче дается обучение. Именно поэтому за основу своей работы мы взяли развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников.
Как нам удалось выяснить в результате диагностики, в формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального поведения.
Параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических методик.
По нашему наблюдению, комплексное применение методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно учитываю изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности – все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
При проведении диагностики мы использовали «Методика изучения понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке», тест «Страхи в домиках», графическая методика «Кактус», «Адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду», проективный метод диагностики эмоционального состояния с использование восьмицветной гаммы Люшера, интерпретативный тест «Грустная мама», социометрическая проба «День рождения», проективный тест «Дом. Дерево. Человек», тест «Несуществующее животное», «Социометрический опросник для детей», анкетный опрос родителей. Методики для мониторинга были подобраны согласно возрастным особенностям детей.
Результаты мониторинга занесли в специальную таблицу. По этим результатам уже можно судить о развитии социально-эмоциональной сферы дошкольника.
Так же проводится опрос воспитателей, направленный на выявление детей с поведенческими расстройствами (гиперактивность, тревожность, агрессивность) .
Результаты мониторинга показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют радость, веселье и затрудняются в определении грусти, испуга, удивления, а главное это то, что большинство детей не могут адекватно ответить на эмоциональное состояние другого человека, сопереживать. При определении внутренних состояний людей, дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (поза, жесты). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления о способах передачи эмоциональных состояний через различные выразительные средства.
Режим работы.
ЧЕТВЕРГ – вторая половина дня
ЦЕЛЬ КРУЖКА:
Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь «прожить» определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Задачи кружка:
- Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, грусти.
- Расширять представления детей об эмоциях, предлагая сравнивать их.
- Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
- Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх.
- Учить контролировать свои эмоции.
- Учить детей различать эмоции по схемам.
ПЛАН КРУЖКА «СМЕШАРИКИ» НА 2024-2025гг.
месяц | тема | задачи |
О К Т Я Б Р Ь
|
1. Наши эмоции.
2.Мы радуемся. |
Создавать положительный фон на занятиях. Продолжать знакомство детей с эмоциями. Развивать воображение, навыки общения со сверстниками. Развитие мимики и движения.
Создавать позитивный настрой на совместную работу в группе. Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого. Научить передавать радостное выражение в рисунке. |
Н О Я Б Р Ь
|
1.Мы иногда грустим.
2.Мы иногда злимся. |
Создавать позитивный настрой на совместную работу в группе. Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого. Научить передавать грустное выражение в рисунке.
Создавать позитивный настрой на совместную работу в группе. Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого. Научить передавать злое выражение лица в рисунке. |
Д Е К А Б Р Ь
|
1Радость и горе.
2.Радость и гнев. |
Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Развивать способность выражать свои чувства. Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.
Формировать способность сохранять равновесие в проблемных ситуациях. Осознать то, что настроение может менять. Продолжать совершенствовать способность понимать настроение другого. Контролировать негативные эмоции. |
Я Н В А Р Ь
|
1.Гнев и удивление.
2.Радость, горе, страх. |
Осознать то, что настроение может менять. Продолжать совершенствовать способность понимать настроение другого. Контролировать негативные эмоции. Формировать способность сохранять равновесие в проблемных ситуациях.
Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Развивать способность выражать свои чувства. Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого. Контролировать свои эмоции.
|
Ф Е В Р А Л Ь
|
1.Радость, горе, удивление.
2.Радость, страх, удивление.
|
Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Развивать способность выражать свои чувства. Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.
Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Развивать способность выражать свои чувства. Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.
|
М А Р Т
|
1.Плач, смех, испуг.
2.Что огорчает и радует.
|
Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроение и эмоциональные состояния и анализировать их причины.
Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события. Учить определять состояния по внешним проявлениям. |
А П Р Е Л Ь
|
1.Как называются эмоции.
2. Мимические признаки эмоций.
|
Закреплять названия различных эмоциональных состояний. Помочь детям устанавливать связи между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают.
Продолжать учить детей распознавать различные эмоциональные состояния по выражению лица, позы, движения. |
М А Й
|
1.Я и мои чувства. |
Осознать то, что настроение может менять. Продолжать совершенствовать способность понимать настроение другого. Контролировать негативные эмоции. Формировать способность сохранять равновесие в проблемных ситуациях.
|
Литература |
1.О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина «Я, ты, мы». Социально – эмоциональное развитие детей от 3 до6 лет. 2.Н.С.Ежкова «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». (часть 1 и 2). 3.В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников: занятия, игр». 4.Т.Д.Пашкевич «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет». 5. «Социально – эмоциональное развитие дошкольников». Под ред. Н.В.Микляевой.
|

