Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе
картотека (старшая группа)

Спиридова Яна Андреевна

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе представляет собой систематизированный комплекс организованных форм познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование целостного представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_dlya_starshey_gruppy.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридова Яна Андреевна

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

г. Красноярск, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В данной картотеке представлены наблюдения за объектами живой и неживой природы для детей старшего возраста. Роль и значение наблюдения как метода познания определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов природы. Основными инструментами, способами восприятия является манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами – представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.

Специфика организации наблюдения в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной деятельности. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является живая природа. При ознакомлении старших дошкольников с объектами живой природы обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь.

Сезон: весенний сезон

Возрастная группа: старшая группа

1. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за облаками»

Цель (для детей): определение и называние видов облаков: кучевые, перистые, исходя из их формы и размера, с последующим сравнением их с похожим предметом в ходе наблюдения.

Оборудование, материал: отсутствует. 

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые… (облака)

Облако – это скопление крошечных капель воды или кристалликов льда. Облака бывают разных форм и расцветок. Некоторые из них похожи на клочки ваты, а другие покрывают все небо. Перистые облака плывут высоко в небе, а кучевые ползут низко над Землей. Когда небо чистое, солнечное без облаков, то говорят – погода ясная. Когда небо частично закрыто облаками, то говорят – погода облачная. А когда небо все полностью затянуто облаками и нет просветов, то говорят – погода пасмурная.

Вопросы к наблюдению:

Запомнили ли вы из чего состоят облака? Где находятся облака?  Какие виды облаков вы запомнили? Посмотрите на небо, какие виды облаков вы на нем видите? Как вы это определили? Видите ли, вы облака, похожие на что – либо? Запомнили ли вы как определять погоду по облакам? Сможете ли вы сейчас самостоятельно определить погоду, смотря на небо и облака? За чем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы сегодня узнали?  За чем бы вы хотели понаблюдать в следующий раз?

2. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за ветром»

Цель (для детей): определение силы ветра в ходе наблюдения на прогулке, опираясь на движение живой и неживой природы: качание деревьев, движение облаков.

Оборудование, материал: отсутствует. 

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Я березу качну

Я тебя подтолкну

Налечу, насвищу

Даже шапку утащу

А меня не видать

Кто я?

Можешь отгадать? ... (ветер)

Ветер – это движение воздуха. Он невидим, но ощутим по движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага, движутся облака и т.д.). Ветер приносит большую пользу: опыляет растения, разносит семена, приводит в движение парусные яхты, помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы, иначе не сбросив листья, они бы погибли под тяжестью снега. Но также ветер может приносить и вред: сильные ураганы вырывают с корнем деревья, разрушают жилые дома. Поэтому для измерения силы и скорости ветра ученые придумали много разных приборов. Одним из них является флюгер – это прибор для определения направления ветра. А прибор для измерения скорости ветра называется анемометр. Но чтобы определить силу и направления ветра, не всегда нужны специальные приборы, данные действия можно выполнять, используя народные методы, одним из них является определение силы ветра с помощью деревьев. Если ветер едва колышет листья деревьев, то его называют тихим. Если ветер качает ветви деревьев, его называют умеренным. А вот если ветер качает все листья и ветви, его можно считать сильным.

Вопросы к наблюдению:

Что же такое ветер? Какие виды ветров бывают? Какие приборы помогают определять направления ветра и измерять его скорость?  Как мы можем ощутить ветер, опираясь на явления, происходящие рядом с нами? Есть ли сегодня ветер? Как вы это узнали? Какой силы сегодня ветер? Как вы это определили? Знаете ли вы другие методы измерения скорости ветра?  Какую пользу и вред приносит ветер? За чем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы сегодня узнали при наблюдении за ветром?

3. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за солнцем»

Цель (для детей): определение влияния и пользы солнце в весеннее время, с последующим установлением причинно - следственной связи: светит солнце, становится теплее.

Оборудование, материал: отсутствует. 

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Стихотворение А.С. Уфимцева

Солнце греет с высоты, расцвели уже цветы.

Выползли букашки из природной чашки.

Солнцу очень рады муравьев отряды!

Вопросы к наблюдению:

Посмотрите на небо, что вы на нем видите? Что такое солнце? Как вы можете описать солнце? Какое оно? На что похоже солнце?  Какая сегодня погода? А вспомните какая погода обычно бывает зимой? Как сейчас светит солнце? А вспомните как оно светило зимой? Как вы считаете, почему на улице с каждым днем становится теплее? А как вы думаете, как солнце в весенние время влияет на природу? За чем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы сегодня узнали?  За чем бы вы хотели понаблюдать в следующий раз?

4. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за дождем»

Цель: узнавание новых видов дождя: грибной дождь, ливень, грозовой дождь, моросящий дождь и определение его в ходе наблюдения на прогулке.

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Стихотворение Сон Светланы «Весенний дождик»

Дождь весенний – непоседа,

В лужах булькал до обеда,

Мне за шиворот залез,

Рассмеялся и ... исчез!  

Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч. У каждого дождя есть свое название, и все они разные, причем некоторые из них появились в далекие времена, значение которых связывали с разнообразными приметами, а другие названия появились в современном языке не так уж давно.

Грибной дождь самое известное название среди дождей. Грибным называют теплый дождь с крупными каплями, который выпадает при свете солнца, и бывает непродолжительным по времени. Считается, что при таком дожде быстро растут грибы. Птицы не затихают в это время, а после дождя можно увидеть радугу и яркую зелень растительности в крупных искрящихся каплях. Попасть под грибной дождь всегда считалось хорошим знаком, а маленькие дети верили, что подрастут под грибным дождем.

Встречается еще название «слепой дождь», то есть дождь, который идет из облаков, не закрывающих солнце. Такой дождь в народе называли «Царевнины слезы».

Еще есть такой дождь, который называют ливнем. Ливень – это очень сильный дождь с крупными и частыми каплями. Еще его называют «дождь, как из ведра». При небольшой продолжительности ливень обильно смачивает землю, словно смывает со всего накопившейся мусор и пыль, а случись попасться под такой дождь – промокнешь до нитки. Если же ливневые дожди выпадают в течении более чем 5-6 часов, это может грозить наводнением.

Грозовой дождь – сочетание дождя и грозы. Когда он идёт всегда присутствуют всполохи молний и раскаты грома. Грозы часто бывают летом, реже весной и осенью.

Моросящий дождь – дождик, состоящий из мелких капелек, равномерно падающих на землю.

Вопросы к наблюдению:

Что такое дождь? Какие бывают дожди? Как называют погоду, когда идет дождь? Какую пользу приносит дождь? А какой вред может принести дождь? Какие народные приметы по отношению к дождю вы запомнили? Есть ли сегодня дождь? Как вы думаете какой он? А как нужно одеваться, когда идет дождь? За чем мы сегодня наблюдали? Что сегодня вы запомнили о дожде? За чем бы хотели понаблюдать в следующий раз?

5. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за тающим снегом»

Цель: выделение особенностей снега и его внешних изменений в весеннее время в ходе наблюдения на прогулке.

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Стихотворение Ирины Токмаковой «Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

Вопросы к наблюдению:

Из чего состоит снег? Какой бывает снег? Имеет ли снег запах? Почему снег хрустит под ногами? Что происходит со снегом весной? Какого он становится цвета? А каким цветом снег был зимой? Где раньше начинает таять снег? В какую погоду снег липкий? А в какую погоду снег рассыпается? Как появляются проталины на снегу? Если мы растопим снег, вода будет чистая или грязная? Что нового вы сегодня узнали? Что наблюдали?

6. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за проклюнувшимися почками берёзы»

Цель: рассматривание берёзы и появившихся на ней почек, с последующим выявлением ее особенностей в весеннее время.

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Стихотворение Ивана Наумова «У задумчивой берёзки»:

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

Вопросы к наблюдению:

Про что данное стихотворение? Где на березе находятся почки?  Какого они цвета? Почему почки появляются именно в весеннее время? А на каких деревьях еще появляются почки в весеннее время? У всех ли деревьев одинаковые почки? А что появляется из этих почек? А какого они будут цвета? Какие еще изменения у березы вы заметили? Что мы сегодня делали?  За чем бы вы хотели понаблюдать в следующий раз? Что нового для себя узнали о берёзе и ее появившихся почках?

7. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за птицами»

Цель: выделение особенностей изменения жизни и поведения птиц с приходом весны в ходе наблюдения на прогулке.

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

К нам весною прилетают,

И лес песней наполняют.

Очень здорово услышать.

Как в лесу щебечут…(птицы)

Вопросы к наблюдению:

Какие птицы прилетают к нам на участок? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются? Для чего нужны птицам лапы? Чем заняты птицы весной? Какие изменения в жизни птиц происходят весной? Какие птицы возвращаются весной из теплых стран? Зачем птицы строят гнёзда? Из чего строят гнезда птицы? Где они стоят гнезда? Как вы помогаете птицам? За кем мы сегодня наблюдали? Что нового вы сегодня узнали? За какой бы птицей вы хотели бы понаблюдать в следующий раз?

8. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за насекомыми»

Цель: выделение характерных и отличительных особенностей насекомых: поведение, способы перемещения, внешний вид и определение их в ходе наблюдения на прогулке.  

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Худ да тонок,

Голосом звонок,

Летит — распевает,

Сидит — кусает.

Кто его убьет —

Свою кровь прольет … (комар)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза.

Кто же это? … (стрекоза)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья … (бабочки)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

Вопросы к наблюдению: Каких насекомых вы уже знаете? Каких насекомых вы видите на участке? Запомнили ли вы как состоит тело насекомых? Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? Где живут насекомые? Какие насекомые опыляют цветы? Чем питаются насекомые? Как они передвигаются? Какую пользу приносят насекомые? А какой вред они могут приносить? Как защищаться от насекомых? За кем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы сегодня узнали?

9. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за почками кустарников»

Цель: выделение характерных и отличительных признаков почек кустарников от почек деревьев в весеннее время, в ходе наблюдения на прогулке. 

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Все деревья спят зимой

Просыпаются весной

Ну, а раньше, чем листочки

Набухают. Это … (почки)

Зимой почки на деревьях и кустарниках были плотно закупорены и не пропускали холодный воздух, они как бы спали. Деревья и кусты находились в состоянии покоя. Весной же началось сокодвижение. Деревья и кусты начали просыпаться. В начале весны у кустов начинают расти новые побеги и если старые ветки не срезать, то они будут заглушать рост молодых побегов и поглощать, так необходимые им питательные вещества. Старые ветки затеняют новые ростки, а тем не хватает солнца и воздуха. Особенно обрезка нужна кустам, которые дают нам урожай.  Если ее не провести вовремя или о ней забыть, даже не стоит надеяться на хороший урожай. Чтобы дерево после проведения обрезки меньше страдало, все раны на деревьях должны быть закрыты специальной замазкой- садовым варом. Откладывать на потом эту операцию нельзя: открытая рана является воротами для инфекции и дерево может начать болеть, поэтому замазать срезы нужно в день проведения обрезки.

Вопросы к наблюдению:

Какие почки на деревьях и кустах были зимой? Что произошло с ними с приходом осени? Какую пользу приносят почки на ветвях кустарников и деревьев? Как выглядят почки на кустарниках? Есть ли отличия почек кустарников от почек деревьев? Как расположены почки?  Что появиться из почек? Зачем деревьям делают обрезку? Что еще интересного вы знаете о почках? За чем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы узнали?

10. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за деревьями»

Цель: рассматривание деревьев, находящихся на групповом участке в ходе наблюдения на прогулке для последующего выделение их особенностей в весеннее время.

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает … (дерево)

Вопросы к наблюдению: 

Какое сейчас время года? По каким признакам вы догадались? Как деревья изменились с приходом весны? В каком состоянии находятся деревья весной? Посмотрите внимательно, какие деревья растут на нашем участке? Какие основные части есть у дерева? Чем покрыт ствол дерева? Зачем нужна кора деревьям? Чем дерево отличается от кустарника? Как люди должны заботиться о деревьях? Какую пользу приносят деревья? За чем мы сегодня наблюдали? За чем бы вы хотели понаблюдать в следующий раз?

11. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за самолетом»

Цель: выделение особенностей назначения и конструкции самолета: корпус, крылья, хвост, иллюминаторы в ходе наблюдения на прогулке.

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Стихотворение Светланы Колесниковой

Солнце в небе золотится.

Ввысь летит большая птица,

Закрывая нам крылом

Солнце в небе голубом.

Эта птица – самолет,

Он отправился в полет.

Внешне самолет напоминает большую птицу. У каждого самолета есть корпус, крылья и хвост. Крылья удерживают самолет в воздухе. Корпус или фюзеляж – это тело самолета. В нем располагаются кабина для лётчиков, салон для пассажиров, багажное отделение. У каждого самолета есть двигатели. Они создают силу, которая отрывает самолет от земли и движет его в небо. У самолета есть несколько пар небольших колёс – шасси. Шасси нужны на земле, чтобы разогнаться при взлёте или приземлиться. Во время полёта шасси убираются внутрь корпуса. Пилоты и пассажиры поднимаются в салон самолёта по трапу. В самолете также есть окна, которые называются иллюминаторы.

Самолеты бывают разные по своему назначению: почтовые, грузовые, пассажирские, пожарные самолеты и так далее.

Вопросы к наблюдению: 

Какие виды воздушного транспорта вы знаете? Чем похожи между собой самолет и вертолет? Чем они отличаются? Какое назначение у самолета? Из каких частей состоит самолет? Какая профессия у человека, управляющего самолетом? Как вы думаете самолет быстрее или медленнее вертолета? Как называются окна у самолета? Кто работает на борту самолета вместе с пилотом? А вы когда-нибудь летали на самолете? За чем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы сегодня узнали?

12. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за легковыми автомобилями»

Цель: выделение различий легковых автомобилей по их назначению в ходе наблюдения на прогулке.

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Стихотворение А. Чалиева

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове – важные,

Срочные грузы…

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!

Вопросы к наблюдению: 

Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового? Чем грузовые автомобили отличаются от автобусов? Для чего нужна машина? Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? Из каких частей состоит легковой автомобиль? Для чего автомобилю нужны фары? Кто управляет автомобилями?  Любой человек может управлять автомобилями? Что еще интересного вы знаете о автомобилях? За чем сегодня мы наблюдали? За чем бы вы хотели понаблюдать в следующий раз?

13. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за работой медицинской сестры»

Цель: выделение особенностей специфики работы медицинской сестры в ходе наблюдения за проведением медицинского осмотра детей младшего возраста.  

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

В больнице пациент не ел,

То был в ознобе, то потел:

Он в холода без шапки был -

И на ветру легко простыл.

Как огнедышащий пожар,

Больного мучил ночью жар.

С ним рядом с ночи до утра

Несла дежурство … (медсестра)

Медицинская сестра - помощник врача на всех участках его работы. Выполняет указания и предписания врача, в его отсутствие обязана оказать медицинскую помощь больному или пострадавшему в угрожающем для жизни состоянии. Медицинская сестра выполняет различные лечебные процедуры - измеряет температуру, делает перевязки, прививки, помогает врачам при хирургических операциях, дает больным назначенные врачом лекарства, наблюдает за состоянием и самочувствием, делает массаж, обеспечивает за ними уход.        

Вопросы к наблюдению: 

Как вы думаете, почему для больного человека так важно ласковое слово? Когда вы болеете, что вам помогает выздороветь? Зачем люди приходят к медицинской сестре? Какими инструментами пользуется медицинская сестра? Что есть в кабинете у медицинской сестры? Важны ли медицинские сестры для людей? За кем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы сегодня узнали? За кем бы вы хотели понаблюдать в следующий раз?

14. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за работой художника - оформителя»

Цель: выделение особенностей специфики работы художника – оформителя: форменная одежда, орудия труда, место работы, рабочие действия, продукт работы в ходе наблюдения за украшением музыкального зала к празднику «9 мая – День Победы».

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Художник-оформитель – это специалист, который использует различные приемы изобразительного искусства с целью оформить что-либо. Он расписывает фасады зданий, создает интерьеры, украшает помещения под мероприятия, рисует наглядные пособия, оформляет торговые залы, витрины магазинов и другие помещения.

Вопросы к наблюдению: 

Как называют художника, который оформляет помещения (здания)? Какие орудия труда (инструменты) нужны художнику – оформителю для его работы? Есть ли у него форменная одежда или головной убор? Какие действия выполняет художник – оформитель? К какому празднику он украшает музыкальный зал? Какой продукт работы будет у художника – оформителя? Какую пользу приносит человек, данной профессии, другим людям? За кем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы сегодня узнали? За кем мы вы хотели понаблюдать в следующий раз?

15. Объект/тема наблюдения: «Наблюдение за работой дворника»

Цель: высказывание личных представлений о специфики работы дворника в ходе наблюдения на прогулке. 

Оборудование, материал: отсутствует.

Форма организации: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная): фронтальная.

Художественное слово/познавательная информация:

Он с утра пораньше встанет,

Лопату в руки возьмет,

Тротуар почистит

И весь двор уберет… (Дворник)

Благодаря труду дворника на территории нашего детского сада всегда чисто и красиво. На первый взгляд, кажется, что работа дворника не совсем сложная, а это не так. На самом деле нужно утром рано встать, пока все еще спят. И до начала рабочего дня подмести дорожки, а зимой очистить их от снега. Пока ребята в группе, нужно навести порядок на участке. Надо иметь много сил, чтобы работать целый день.

Вопросы к наблюдению: 

Какое сейчас время года? Как изменилась работа дворника весной? Что делает дворник на территории детского сада? А где еще мы можем увидеть дворника? Какие орудия труда нужны дворнику? Какая одежда у дворника? Почему профессия называется — дворник? Нужна ли работа дворника людям и природе? Как мы можем помочь дворнику? За кем мы сегодня наблюдали? Что нового для себя вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

   Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.Загадка: Несу я урожаи,...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ОСЕНЬЮ

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ОСЕНЬЮ...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЗИМОЙ

Картотека  наблюдений на прогулке в старшей  группе ЗИМОЙ...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ВЕСНОЙ

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ВЕСНОЙ...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЛЕТОМ

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЛЕТОМ...

Картотека наблюдений на прогулках в старшей группе

Картотека наблюдений на прогулках в старшей группе...