«Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере богатырей земли Русской»
методическая разработка (старшая группа)

Богатыри земли русской всегда интересовали детей старшего дошкольного возраста за свою физическую силу, умение справиться с любым врагом, верность своим товарищам, любовь и преданность своей Родине. Русские богатыри – это символ патриотизма, героизма и непобедимости русского духа. Чтение художественных произведений о богатырях воспринимается дошкольниками  воодушевленно и с интересом, так же как и возможность «примерить» на себе образ былинного героя, защитника слабых, во время инсценировки произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovcharova_i.v._bogatyri_-_kopiya.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

«Патриотическое воспитание старших дошкольников

на примере богатырей земли Русской»

Пояснительная записка

Богатыри земли русской всегда интересовали детей старшего дошкольного возраста за свою физическую силу, умение справиться с любым врагом, верность своим товарищам, любовь и преданность своей Родине. Русские богатыри – это символ патриотизма, героизма и непобедимости русского духа. Чтение художественных произведений о богатырях воспринимается дошкольниками  воодушевленно и с интересом, так же как и возможность «примерить» на себе образ былинного героя, защитника слабых, во время инсценировки произведений.

Визуальное отображение богатырей на художественных полотнах дополняет общую картину образа сильных и мужественных людей, достойных уважения и почитания детьми современного общества. Интегративное введение темы русских богатырей в ознакомление с художественной литературой, изобразительное творчество, театрализованную и игровую  деятельность закладывает фундамент в патриотическое воспитание старших дошкольников, формирует образ для детского подражания.

Сценарии занятия и квест-игры приведены примером организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

критерии

содержание

1

Номинация

Воспитательная практика, направленная

на патриотическое воспитание

2

Тема

«Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере богатырей земли Русской»

3

Актуальность и обоснование выбора темы

Русские богатыри – истинные представители защитников своей страны, сильных и мужественных людей, готовых всеми средствами и способами оградить свою Русь. От врагов Сказочность образа только усиливает желание дошкольников подражать былинным героям, быть похожими на них в играх, инсценировках и в обычной жизни.

4

Роль и место воспитательной практики в системе работы образовательной организации

Данная воспитательная практика интегративно включена во все образовательные области дошкольного воспитания, обеспечивая формирование таких личностных качеств как любовь к родной стране, уважение к подлинным героям земли русской, подражать им в физическом, патриотическом и интеллектуальном развитии.

5

Целевая аудитория

Дети дошкольного возраста 6-7 лет

6

Цель

Формирование у старших дошкольников патриотическое чувство гордости и принадлежности к великой стране России, богатой на богатырей, способных отстоять независимость ее рубежей.

7

Задачи

- формировать патриотические чувства к родной стране;

- расширять знания о былинных героях далекой старины, их заслугах и личностных качествах, достойных подражанию;

- развивать творческие способности старших дошкольников художественной деятельности;

- воспитывать уважение и почтение к защитникам земли русской;

- воспитывать любовь и гордость к своей стране и к жителям великой России.

8

Планируемые результаты

Старшие дошкольники:

- знают и называют имена былинных героев России;

- владеют знаниями об их подвигах, патриотическом поведении и благоговейном отношении к Великой Руси;

- следуют традициям былинных героев, развиваясь физически и защищая слабых и младших детей;

- участвуют в театрализованных постановках художественных произведений о русских богатырях;

- изображают былинных героев в своих изобразительных творческих произведениях.

9

Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения

планируемых личностных результатов.

Чтение художественной литературы, изучение иллюстраций к былинам и сказкам, изучение материалов в интернете с родителями, просмотр презентаций, беседа, ответы на вопросы.

11

Кадровые и методические ресурсы, необходимые

для воспитательной практики

Воспитатели, помощник воспитателя, родители, дошкольники старшего возраста.

Методическая и познавательная литература, стихи, энциклопедии, иллюстрации,

Участие в театрализованных постановках, квест-играх, викторинах, спортивных соревнованиях, выставках рисунков.

12

. Материально-технические, информационные ресурсы

воспитательной практики.

Художественная литература, Репродукции картин В. М. Васнецов «Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем», Николай Рерих  «Вольга Святославович», «Илья Муромец», «Микула Селянинович», «Святогор», Иван Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Святогор»,

книга «Былины о богатырях русских», костюмы богатырей для инсценировки, альбомы, карандаши для рисования, иллюстрации к былинам о богатырях.

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Красота и величие богатырской силы»

Цель Приобщение старших дошкольников к художественному изобразительному и литературному творчеству патриотической направленности на основе былинных народных мотивов

Задачи:

- Знакомить детей с творчеством русских художников, создающих образы былинных и сказочных богатырей;

- расширять знания о былинных героях далекой старины, воспетых в литературных произведениях;

- формировать патриотические чувства у старших дошкольников на основе интегративного соединения направлений художественного творчества;

- воспитывать уважительное отношение к истинным героям земли Русской, воспетых в художественных произведениях.

Целевая аудитория: воспитанники 6-7 лет

Материалы и оборудование: Репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря», книга «Былины о богатырях русских», костюмы богатырей для инсценировки, альбомы, карандаши для рисования, иллюстрации к былинам о богатырях.

Технологическая карта ООД

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный

Чтение былин для детей старшего дошкольного возраста. Беседа о былинах – устное народное творчество о героических событиях Древней Руси.

Дети знакомятся с новым жанром народного творчества, с его главными персонажами.

Мотивационный

Кто такие: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович?

Это персонажи народных былин и герои, изображенные на картине В.Васнецова «Три богатыря»

Дошкольники определяют этих трех богатырей с картины В.Васнецова.

Мозговой штурм

Воспитатель проводит беседу по содержанию былины и картины.

Кто такие богатыри? Как зовут каждого из богатырей? Почему Илью называют Муромец? Как он стал богатырем? и т.д.

Дети отвечают на вопросы, пересказывают истории о богатырях и их подвигах

После беседы и рассматривания картины, воспитатель предлагает дошкольникам нарисовать понравившегося им богатыря или придумать нового героя богатыря.

Дошкольники создают свои картины с изображением богатырей

Воспитатель: вам бы хотелось представить себя богатырем? Ваши родители помогли нам изготовить богатырские костюмы и мы сейчас инсценируем былину о богатырях.

Дошкольники инсценируют былину «Как Илья Муромец богатырем стал»

Практико-игровой

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови и объясни», «Подбери оснащение богатырю», «Опиши былинного героя», «Кого бы ты выбрал себе в друзья».

Дошкольники посредством дидактических игр упражняются в знаниях и анализе знаний о богатырях..

Оценочно-рефлекторный

Чему же учат былины о богатырях? О каких богатырях мы узнали сегодня?

Каких богатырей вы изобразили на своих картинах?

Понравилось ли мальчикам представлять себя богатырем? Девочки, похожи наши мальчики на богатырей7

Дошкольники проанализировали свое погружение в мир былинных героев, настоящих защитников земли Русской.

Примечание: занятие делится на 2 части и проводятся в два дня или в утреннее и вечернее время.

Сценарий музыкально-познавательной квест – игры

«Богатыри земли Русской»

Цель Формирование у старших дошкольников патриотическое чувство гордости и принадлежности к великой стране России, богатой на богатырей, способных отстоять независимость ее рубежей.

Задачи:

- формировать патриотические чувства к родной стране;

- расширять знания о былинных героях далекой старины, о современных героях-воинах;

-  развивать физические навыки и двигательную активность;

- воспитывать почтение к защитникам Отечества и память о павших героях;

- воспитывать уважительное отношение к историческому и настоящему героическому наследию России.

Целевая аудитория: воспитанники 6-7 лет

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование,  презентация «Герои России из Белгородской области», аудиозаписи песни «Богатырская наша сила», «Улетай на крыльях ветра», обмундирование богатырей, торбы для сбора в поход, вода в бутылочках, хлеб, рубахи, «снаряды», спортивное оборудование: гимнастическая стенка, тоннель, обручи, кегли, мишень, мешочки с песком, сюжетные картины временных событий, музыкальные записи песен, картинки (кольчуга, шлем, сапоги, копьё, оружие, меч, булава лук со стрелами), камень с надписью.

Ход квест-игры:

Ведущий читает стихотворение:

«Три богатыря!»

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!

- А кто такие богатыри?

- Богатыри – это люди особенные, наделённые невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат злые враги. Давайте посмотрим на картины великих художников, которые изображали богатырей. (В. М. Васнецов «Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем», Николай Рерих  «Вольга Святославович», «Илья Муромец», «Микула Селянинович», «Святогор», Иван Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Святогор»)

Звучит песня «Богатырская наша сила»

- Как вы думаете, зачем на Руси появились такие сильные воины?

Русь тысячу лет назад занимала территорию с обширными лесами, полями, болотами, населёнными многочисленными животными, с которыми могли справиться только сильные, смелые и закалённые люди. Но главная причина была в том, что на Русь постоянно нападали чужеземцы, которые хотели завоевать русские земли, людей сделать своими рабами и получить природные богатства.

Ведущий: А наши богатыри готовы к защите рубежей страны от врагов? Стройтесь, богатыри!

Мальчики строятся в ряд. Командир отряда:

Дружно встанем - раз, два, три -

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

Ведущий: Пришло донесение, что на крепость Оскол враг напал заморский, тяжело нашим защитникам отражать набеги их. Требуется ваша молодецкая помощь! Только путь ваш до крепости далекий и трудный, спешите, а девицы-красавицы соберут ваши котомки и песню на прощание споют.

Задание 1 «Собери богатыря в поход»

Девочки подходят к столикам, на которых разложены всевозможные вещи, но нужно выбрать только необходимое. Сложить в котомку воду, хлеб, бинт, рубаху, снаряды (ватные шары).

Богатыри тоже готовятся к походу и подбирают для себя снаряжение посредством дидактической игры «Снаряжение богатыря»

На картинках изображены: кольчуга, шлем, сапоги, копьё, оружие, меч, булава лук со стрелами.

Девочки танцуют и поют песню «Улетай на крыльях ветра»

Богатыри отправляются в поход, девочки машут им платочками вслед.

Задание 2 Камень-валун с надписью

«Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь сам погибнешь, прямо пойдешь в болото угодишь»

Дети решают, что лучше идти прямо. Перед ними болото. Из воды выглядывает Водяной:

- Куда, братцы, путь держите?

- В крепость Оскол, врага выгнать с землю русской!

- Ох, безобразники иноземцы, опять к нам пришли! Я хоть и страшный Водяной, но - русский! Не бывать им здесь! Вот вам обручи, кидайте их перед собой и прыгайте из обруча в обруч и перейдите болото!

Богатыри перешли болото и оказались на поляне.

Задание 3 Яблонька с молодильными яблоками

Дети слышат голос яблоньки: «Соберите мои яблочки в корзину, а я вам дорогу укажу!». По всей полянке рассыпались молодильные яблоки (мячики), на дереве висит корзина, в которую нужно забросить яблоки.

Дети закидывают мячи в корзину.

Яблонька: Дорога ваша трудная будет, сначала пройдете по подземелью в горе, а потом по деревянной лестнице через горный перевал.

Задание 4 Горный переход

Дети по очереди, друг за другом проходят по тоннелю, затем передвигаются по гимнастической лестнице по 3-м пролётам. Дети оказываются к картинной галерее, где на стенах развешены картины из истории Руси. (В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович), «Витязь на распутье», «Богатырский скок», Андрей Шишкин «Последний защитник»)

Задание 5 «Назови имя богатыря»

Дети, вы можете назвать имена былинных богатырей?

Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Никита Кожемяка, Микула Селянович.

Перед детьми разложены иллюстрации картин. Где изображены богатыри. Вместе с педагогом дети определяют имя каждого.

Воспитатель: Очередное задание мы выполнили, куда же нам дальше идти, где найти крепость Оскол?

В это время на поляну залетает стрела, к которой привязан свиток. Дети читают его:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (ель)

Дети отгадывают загадку и видят стоящие на краю поляны ёлочки, за которыми они увидели крепость Оскол. Около крепости стояли вражеские войска (переодетые взрослые с закрытыми лицами).

Командир богатырей скомандовал «К бою!» Дети вытащили «снаряды» из котомок и стали стрелять в врагов, которые с криками убежали. Из крепости вышли стражники и стали благодарить богатырей за помощь.

Стражники выдали детям своих коней, которые домчали дошкольников до детского сада, где их встретили девочки.

2 часть

Воспитатель беседует с детьми:

- Дети, вам понравилось быть богатырями?

- Какие они богатыри?

- А сейчас в нашей стране есть такие смелые, сильные, мужественные люди - богатыри?

- Я вам хочу показать фотографий современных богатырей - героев России из Белгородской области, которые стали защитниками Земли Русской в наши дни.

Воспитатель показывает презентацию «Герои России из Белгородской области»  (Ананичев Александр Михайлови, Шуваев Георгий Иванович, Астафьев Дмитрий Владимирович, Малахов Илья Сергеевич, Шипилов Алексей Петрович) Посмотрите на этих мужественных людей воинов, отдавших свою жизнь, защищая нашу Родину в настоящее время, разве они не богатыри?

Поэт Валерий Штормовой написал стихотворение

 «Богатыри»

Воплощенье силы богатырской,

Нашей славной Родины мужи,

Вы стоите на земле Российской,

Зорко охраняя рубежи.

Голубеет небо над простором,

Необъятна ширь земли родной.

На границе встали вы дозором,

Чтоб хранить, беречь ее покой.

Процветай же, матушка-Россия,

Хорошей и славься ты в веках!

Пока есть богатыри такие,

Никакой тебе не страшен враг.

Подведение итогов:

Воспитатель: Наша страна Россия большая и сильная! Ещё никому не удавалось её победить. Были трудные времена, когда враг наступал, но объединившись всем народом вместе, мы изгоняли врагов с нашей земли!

Великий полководец богатырь земли русской Александр Невский сказал: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит земля русская!»

Литература:

1.Малова В.В. Занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русских народных былин./ В.В. Малова - М.: Владос, 2019.- 104 с. URL: https://www.labirint.ru/books/679739/ 

2.Кутьина Т.Н., Сокович М.В. Богатыри земли русской. Защитники Отечества в мировой культуре. / Т.Н. Кутьина.- СПб.: Детство-Пресс, 2019.- 16 с. URL:https://www.labirint.ru/books/693543/ 

3.Орлов А.С., Георгиев В.А., Гергиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2015.- 592 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:https://www.labirint.ru/books/217348/ 

4.Кульков В. Былины о богатырях русских./ В.Кульков. М.:Стрекоза, 2020.-96 с. URL:https://www.labirint.ru/books/730028/ 

5.Колобова О.А. Приобщение дошкольников к художественной литературе. Парциальная программа. ФГОС ДО. / О.А. Колобова.- М.: Учитель, 2020.- 212 с.- URL:https://www.labirint.ru/books/538472/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Богатыри Земли русской"

Развлечение обогащает представления детей об обществе, истории России, через отражение в народном фольклоре, былинах, пословицах. Дети совершенствуют двигательные умения и навыки, развивают физические...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской" Цели:1.      Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с ...

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми старше - подготовительной группы. «Богатыри Земли русской».

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми старше - подготовительной группы. «Богатыри Земли русской»....

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми старше - подготовительной группы. «Богатыри Земли русской».

Формирование  представления  о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях -  защитниках земли русской....

Проект патриотической направленности для детей старшего дошкольного возраста «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Патриотизм - это чувство любви к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества.Во все времена любовь к родине, патриотизм...

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Выполнила: Васильева Л.В. 2023г

   Познакомить детей с историческим прошлым России;        – Формировать представление  о   былинных  богатырях...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность на примере «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, п...