«Формирование основ безопасности как условие успешной социализации дошкольника» Сообщение из опыта работы
консультация
Сообщение из опыта работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
(Дошкольное отделение)
«Формирование основ безопасности как условие успешной социализации дошкольника»
Сообщение из опыта работы
Подготовила: Воспитатель первой Категории
Балан Алина Леонидовна
Г. о. Подольск
Ноябрь,2024
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего дошкольного учреждения.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы стараемся организовывать работу так, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо формировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях.
Уважаемые коллеги, в своем сообщении я хочу поделиться опытом работы по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование элементарных навыков безопасного поведения у детей в социуме.
В процессе работы решались следующие задачи:
1. Знакомить воспитанников с опасными ситуациями, которые могут возникнуть во дворе, на улице, дома.
2. Формировать чувство ответственности за свои поступки
3. Разъяснить правила поведения, которые воспитанники должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи к окружающим, бережное отношение к своей жизни.
Работа по формированию основ безопасности была выстроена таким образом, чтобы ребятам было интересно, увлекательно, доступно, с соблюдением возрастных особенностей.
Воспитывая у детей безопасное поведение, мы учитывали особенности детской психики, ее повышенную ранимость, обеспечивали создание душевного тепла и эмоционального благополучия, в котором ребенок чувствовал себя уверенным, устойчивым к стрессам.
Воспитывающее и обучающее воздействие на детей по формированию основ безопасного поведения осуществлялось в таких видах деятельности как:
∙ Тематические занятия (ООД),
∙ беседы,
∙ рассматривание иллюстраций,
∙ дидактические игры,
∙ чтение художественной литературы,
∙ просмотр видеофильмов,
∙ решение проблемных ситуаций
∙ учебная эвакуация (при пожаре)
Тематические занятия (ООД) дают детям новые знания на тему безопасности, знакомят с источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности.
Беседы помогают повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности, в форме диалога обсуждать ситуации, давать ответы на вопросы.
Рассматривание иллюстраций способствует зрительному восприятию и закреплению полученных знаний.
Дидактические игры дают возможность уточнить и систематизировать представления безопасности в игровой форме, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения.
Чтение художественной литературы способствует формированию правил безопасности. Дети внутренне содействуют героям и переживают с ними все происходящие события. Малыши как бы ставят себя на место героев, иллюстрируют возможные последствия нарушения правил поведения.
Показ видеофильмов и познавательных мультфильмов – эффективный метод для успешного запоминания детьми правил безопасного поведения, так как очень нравится детям.
Решение проблемных ситуаций способствует формированию знаний через поисково-исследовательскую деятельность.
Учебная эвакуация при пожаре. Такие учения по эвакуации в случае возникновения пожара в нашем саду проводятся ежемесячно. По сигналу сирены воспитатель и все дети спокойно выходят из здания в безопасное место. Наши дети прекрасно справляются с заданием и укладываются вовремя.
Особое внимание в работе с старшими дошкольниками по формированию безопасности мы уделяли следующим направлениям:
∙ безопасное поведение в природе,
∙ безопасность на дорогах,
∙ безопасность собственной жизнедеятельности,
∙ пожарная безопасность.
Рассмотрим какие задачи мы ставили по каждому направлению и как их реализовывали в различных видах деятельности.
Обучая детей основам безопасного поведения в природе, мы ставили такие задачи как:
∙ Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
∙ Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Основное содержание работы включало:
Образовательная деятельность (ООД).
Темы: «Опасные насекомые», «Такие разные животные», «Грибы съедобные и несъедобные», «Правила поведения на водоеме».
Беседы и рассматривание иллюстраций
Темы: «Как вести себя в лесу?», «Такие разные грибы», «Съедобные ягоды и ядовитые растения», «Контакты с животными», «Не собирай незнакомые грибы», «Собака бывает кусачей».
Тематические альбомы «Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Ядовитые растения», «Грибы: съедобные и несъедобные», «Домашние животные», «Насекомые»
Чтение художественной литературы
В. Даля «Война грибов с ягодами», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», «Марта и Чичи идут в парк», «Советы лесной мышки», «В гостях у Лесовичка», «Волшебный ворон»; «Маша и медведь». В сказках дети познают те самые жизненные уроки безопасности, которые должны освоить. Слушая и обсуждая сюжет сказки, играя в них, дети легко усваивают, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Дидактические игры
«Съедобные - несъедобные», «Можно-нельзя», «Верно не верно», «Назови правильно», «Собери картинку».
Проблемные ситуации
«Потерялись в лесу», «В нашем дворе живет собака», «Помоги Маше собрать грибы»
Сюжетно-ролевые игры
«Ежиха с ежатами», «Кошка с котятами», «Медвежата»
Просмотр видеофильмов.
Из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух», познавательные «Уроки тётушки совы», «Мои домашние питомцы» и т.д.
Содержание работы по направлению «Безопасность на дорогах» строилось на следующих задачах:
∙ Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
∙ Знакомить детей с правилами дорожного движения.
∙ Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
∙ Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
∙ Знакомить с работой водителя.
Основное содержание работы включало:
Тематические занятия (ООД)
Темы: «Путешествие со светофорчиком», «Улица полна неожиданностей»
Беседы и рассматривание иллюстраций
Темы: «Можно ли играть на проезжей части?», «Волшебные полоски», «Что такое улица?», «Как перейти дорогу», «Пешеходный переход» (Знак), «Пешеходный переход» (Зебра), «Светофор» (цвета), «Светофор» (значение сигналов), «Городской транспорт» (легковой, грузовой, пассажирский), «Машины на нашей улице», «Работа водителя», «Мы-пассажиры», «Машины на улицах города», «На чем люди ездят».
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Мяч», В. Берестов «Про машину», А. Барто «Грузовик», В. Семерин «Держись дорожных правил строго», «Будь осторожнее, малыш!», «Осторожно, тут дорога».
Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения.
Дидактические игры
«Найди знак и закрой «фишкой», «Угадай знак», «Кого везет машина?», «Посмотри и назови», «Разрезной светофор», «Переходим дорогу», «Расставь человечков в городе», «Так не бывает», «Найди правильный ответ», «Собери транспорт», «Цветные автомобили», «Собери картинку», «Подбери по цвету», «Разрешается-запрещается», «Дорожные знаки», «Красный, желтый, зеленый», «По дороге», «Назови машину», «Умные машины», «Машины разные нужны, машины разные важны», «Наша улица».
Проблемные ситуации
Темы: «Помоги кукле Кате перейти через дорогу», «Научи куклу Машу правилам поведения в автобусе»
Сюжетно-ролевые игры:
«Поездка по городу», «Шоферы», «Автобус», «Автомобили и пешеходы», «Мы едем в транспорте»
Задачи по направлению «Безопасность собственной жизнедеятельности» следующие:
∙ Знакомить с источниками опасности дома (открытые окна, горячая плита, утюг и т.д.)
∙ Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
∙ Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).
∙ Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.
∙ Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
Основное содержание работы включало:
Тематические занятия (ООД)
Темы: «В мире опасных предметов», «Лекарства и витамины», «Снег и его свойства», «Свойства песка», «Осторожно, гололед!».
Беседы и рассматривание иллюстраций
Темы: «Мы гуляем по улице», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Правила поведения на улице», «Что хранится на кухне», «Открытое окно».
Чтение художественной литературы:
Сказки «Об иголке и непослушной нитке», «Сказка о неосторожной Танюшке», «Как медвежонок готовил обед», «Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок-золотой гребешок». Стихотворения «Не пускайте дядю в дом», «Что я вижу дома?» Н. Ушаковой, «Не мешайте мне трудиться», «Таблетки – не конфетки».
Дидактические игры:
В дидактических играх «Четвертый – лишний», «Внимание! Опасно!» у детей закрепляются правила обращения с острыми предметами. Во время проведения игр «Можно – нельзя», «Убери на место», «Подбери игрушку Танюшке» воспитывается желание соблюдать правила безопасности. Для того, чтобы запомнить правила обращения с электроприборами, организуются дидактические игры «Наши помощники», «Осторожность», «Основы безопасности в доме.
Проблемные ситуации:
Темы: «Если дома один?», «Как Иришка наступила на иголку», «Что забыли убрать взрослые», «Кукла Маша заболела», «Научим куклу Полину спускаться по лестнице» (держаться за перила, не толкать друг друга), «У зайчишки заболело ушко» (об обращении с мелкими предметами).
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «У врача», «Прогулка зимой»
Задачи по направлению «Пожарная безопасность»:
∙ Способствовать формированию элементарных знаний о пожаре, его последствиях.
∙ Знакомить с источниками пожара (спички, электроприборы и т. д.)
∙ Формировать навыки безопасного поведения при пожаре.
Основное содержание работы включало:
Тематические занятия (ООД)
Темы: «Огонь - друг, огонь - враг», «Тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!», «Есть такая профессия - пожарный»
Беседы и рассматривание иллюстраций:
Рассматривание иллюстраций на тему «Пожар, Ю. Васнецова «Кошкин дом», беседа «Огонь хорошо, огонь плохо», «Не играй с огнем», «Отчего происходят пожары».
Чтение художественной литературы:
Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом», стихотворение С. Маршака «Пожар», К. Чуковский «Путаница»,
Дидактические игры:
«Можно - нельзя», «Пожарная тревога», «Найди опасные предметы», «Сложи пожарную машину».
Проблемные ситуации:
«В доме возник пожар», «Один дома»
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы - Пожарные», «Пожарные машины спешат на помощь», «Спасатели».
Создание предметно-развивающей среды является неотъемлемой частью в работе по формированию основ безопасности у детей.
С целью формирования навыков безопасного поведения в группе оборудован уголок по ПДД:
∙ коврик с дорожной разметкой,
∙ дорожные знаки,
∙ транспорт для режиссерских игр,
∙ набор игрушечных машин и картинок, помогающих классифицировать виды транспорта.
∙ элементарный макет улицы с чётким разграничением тротуара и проезжей части
В уголке по ПДД дети совместно с воспитателем в игровой форме отрабатывают на практике полученные знания.
Однако, ключевая роль в обучении детей безопасности всё же принадлежит родителям (важен, прежде всего, их положительный личный пример). Именно поэтому мы уделяли отдельное внимание взаимодействию с семьёй в этом направлении. В раздевалке был оформлен отдельный тематический стенд, где вывешивается различная информация, заметки, рекомендации, консультации. Здесь же располагаются папки-передвижки.
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей.
В уголке для родителей был выставлен обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников:
∙ оформлена папка-передвижка «Дошкольник - в безопасной среде»,
∙ изготовлены памятки для родителей «Правила не нарушай и природу защищай!», «Основа безопасности жизни детей», «Чтобы не было беды», «Безопасный дом», «Осторожно, клещ!», «Безопасный отдых на природе»
∙ консультации «Ответственность родителей за поведение детей в природе», «Пожарная безопасность», «Советы родителям по охране жизни и здоровья детей», «Дорожная азбука», «О пользе прогулок с детьми», «Дисциплина на улице- залог безопасности», «Зимние травмы у детей», «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».
Совместно с родителями были изготовлены «фликеры безопасности» - светоотражающие элементы, которые помогают детям и взрослым быть замеченными на дороге в темное время суток.
Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И, чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. И конечно, всегда необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Используемая литература
1. БоголюбскаяМ.К., Хрестоматия по детской литературе: учеб. Пособие для дошкольных педагогических училищ/М.К.Боголюбская, Л.А.Табекина; под ред. Е.Е.Зубаревой. 8-е изд., перераб. И доп. - М.:Просвещение, 1976.-479с.: ил.
2. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с.
3.Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71
5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.
6. Дошкольное воспитание: журн. - 1993. - №2.
7. Лучич М.В. Детям о природе: пособие для воспитателей детских садов/ М.В.Лучич. - М.: Просвещение, 1973.
8. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ( Обобщение опыта работы)
Выступление на педсовете. Воспитатель первой кв. категории МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок", Медведевского района, Республики Марий Эл. В материале обобщается опыт работы по формировапнию основ...

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

Информационная безопасность как условие успешной социализации детей дошкольного возраста
презентация - информационная безопасность дошкольников...
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника по ФГОС» (из опыта работы)
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника по ФГОС»...

«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Как писал Василий Александрович Сухомлинский, «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – о...

Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)
Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)Презентация...

Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)
Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)Презентация...