«Оснащение-центра-речевого-развития-в-ДОУ-в-соответствии-с-ФГОС-ДО»
консультация

Гильмиярова Анжела Дмитриевна

для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Оснащение-центра-речевого-развития-в-ДОУ-в-соответствии-с-ФГОС-ДО»

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:

 развитие словаря;

 работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

 развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

 воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха);

 подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

 развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

 знакомство с художественной литературой.

Литературные произведения, подбираемые в Центр книги, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Возрастная группа

РППС

 

 

 

Младший дошкольный возраст

Книги по знакомым программным сказкам, потешкам.

Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.).

Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;

книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками).

Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);

Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками.

Игрушки для обыгрывания сюжета.

Фланелеграф и иллюстрации сказочных героев

Иллюстрации по обобщающим понятиям: предметы мебели, одежды, посуды, животных и т.д.

Сюжетные картинки, иллюстрации с последовательностью сюжета сказки.

Литературные игры, игры с грамматическим содержанием.

Наборы картинок или открыток по основным лексическим темам для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детѐнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

Наборы иллюстраций, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов

Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.).

Наглядно-дидактические пособия (в соответствии с ООП)

Дидактические игры и настольно-печатные игры (в соответствии с ООП)

Аудиозаписи литературных произведений.

Наглядно-дидактические пособия из серии «Рассказы по картинкам: времена года, лето, весна, зима, мой дом, теремок, колобок, курочка ряба, в деревне.

Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др.

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки.

Развитие мелкой моторики: массажные мячики, игры с прищепками, трафареты; пальчиковые игры; мозаика; игры-шнуровки и др.

 

Средний дошкольный возраст

Иллюстрации для рассматривания по литературным произведениям.

Портреты писателей: С. Маршак, А. Пушкин и.т.д.

Тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал).

Выставки книг одного автора (или одного произведения) в иллюстрациях разных художников.

Материал для ремонта книг.

Наборы картинок по лексическим темам, для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности.

Рисунки детей к литературным произведениям

Схемы-модели для составления описательных рассказов.

Аудиозаписи литературных произведений.

Дидактические игры и настольно-печатные игры (в соответствии с ООП)

Литературные игры,  игры с грамматическим содержанием.

Необычные предметы, которые упоминаются в произведении, находящемся в книжном уголке или недавно прочитанном.

Дидактические и настольно-печатные игры (в соответствии с ООП)

Наглядно-дидактические пособия: развитие речи в детском саду; грамматика в картинках: словообразование, многозначные слова, ударение, антонимы глаголы,  множественное число, правильно или неправильно, один-много, говори правильно, антонимы прилагательные.

Наглядно-дидактические пособия из серии «Рассказы по картинкам: времена года, лето, весна, зима, мой дом, профессии, родная природа, в деревне, летние виды спорта и др.

Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

Пособия для развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Старший дошкольный возраст

Книги различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками)

Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский и т.д.

Книги, рекомендованные ООП

Книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.)

Библиотека с книжками – малышками.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребѐнка, учѐтные карточки на каждую книгу и др.)

Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях

Книги на школьную тематику

Альбомы или подборка иллюстраций по лексическим темам и обобщающим понятиям: сезоны, семья, животные, птицы и т.д.

Картинки на фланелеграфе

Сюжетные картинки.

Литературные игры, игры с грамматическим содержанием.

Иллюстрации с последовательностью сюжета сказки.

Рисунки детей к литературным произведениям.

Необычные предметы, которые упоминаются в произведении, находящемся в книжном уголке или недавно прочитанном.

Схемы-модели для составления описательных рассказов.

Аудиозаписи литературных произведений.

Дидактические игры и настольно-печатные игры (в соответствии с ООП)

Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте

Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

Наглядно-дидактические пособия: грамматика в картинках, словообразование, многозначные слова, ударение, антонимы глаголы,  множественное число, правильно или неправильно, один-много, говори правильно, антонимы прилагательные.

Наглядно-дидактические пособия из серии «Рассказы по картинкам: времена года, лето, весна, зима, мой дом, профессии, родная природа, в деревне, летние виды спорта, 12 месяцев и др.

Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков; игры с парными карточками

Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры шнуровки и др.

 

Во всех возрастных группах рядом с центром речевого развития организуются центры для театрализованных игр. В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр-драматизаций, ширмы и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется в соответствие с тематикой недели (лексической темой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данный материал поможет воспитателям организовать центр речевого развития (речевой уголок) в группе....

«Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО»

Место расположения   Речевой центр лучше всего расположить рядом с книжным центром. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий ...

Доклад "Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Доклад"ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"     Воспитатель:Чернышова Надежда Владимировна   Грязи2023г.Федеральные госу...