Картотека дыхательных и артикуляционных упражнений в раннем возрасте
картотека (младшая группа)
Картотека дыхательных и артикуляционных упражнений в раннем возрасте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дыхательных упражнений в группе раннего возраста
1.«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
2.«Вот какие мы большие!»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
Повторить 3-4 раза.
3.«Часики»
Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.
Оборудование: игрушечные часы.
Держу часы в руках,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
Где же, где же, где часы?
Вот они часы мои,
Идут часы вот так!
Как часики стучат?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.
Тик-так, тик-так!
Повторить 4-6 раз.
4.«Понюхаем цветочек»
Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
Оборудование: цветок.
Здравствуй, милый мой цветок.
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.
Повторить 4-5 раз.
5.«Дудочка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.
Оборудование: дудочка.
Заиграла дудочка
Рано поутру.
Пастушок выводит:
«Ту-ру-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули песенку:
«Му-му-му-му-му!»
Как играет дудочка?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.
Повторить 4-5 раз.
6.«Флажок»
Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.
Оборудование: красный флажок.
Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас флажок!
Наш флажок прекрасный,
Ярко-ярко красный.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.
Повторить 4-6 раз.
7.«Как мыши пищат?»
Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.
Оборудование: игрушка мышка.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»
Повторить 3-4 раза.
8.«Снежинки»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
Оборудование: бумажные снежинки.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Белые пушиночки.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
Повторить 4-6 раз.
9.«Птичка»
Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.
Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди не улетай.
Улетела птичка…Ай!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.
Повторить 4-5 раз.
10.«Надуем пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
Повторить 4-5 раз.
Картотека артикуляционных упражнений в группе раннего возраста.
«ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ)
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«САМОВАР»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
«ХОМЯЧОК»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«ЗАЙЧИК»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет
«ЛОШАДКА»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«БАРАБАНЩИК»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
«ЧАСИКИ» («МАЯТНИК»)
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
«КАЧЕЛИ»
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
«ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №122 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Картотека артикуляционных и дыхательных упражнений в группе раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему Домашние животные
Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему Домашние животные...

картотека пальчиковых игр, артикуляционных упражнений и дыхательных гимнастик
Массаж и пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся...

картотека дыхательной гимнастики в группе второго раннего возраста
картотека дыхательной гимнастики...

Картотека дыхательный упражнений (группа раннего возраста)
Картотека дыхательный упражнений для группы раннего возраста....

Картотека дыхательных упражнений в раннем возрасте
Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад. Особенно актуальна эта проблема для ма...
Картотека дыхательной гимнастики Во второй группе раннего возраста «Петушок»
Дыхательная гимнастика «Качели»Цель: укреплять физиологическоедыхание у детей. Ребенку,находящемуся в положении лежа,кладут на живот в области диафрагмылегкую игрушку.Вдох и выдох – ...
