Консультация для педагогических работников ДОУ «Народный фольклор для малышей»
консультация
Детский фольклор представляет собой сочетание народных стихов и движений. Ребенок, как губка, впитывает поэзию своего родного языка, сначала просто слушая, а затем повторяя народные тексты. Таким образом, детский фольклор становится частью повседневной жизни малыша. Детский фольклор позволяет нам знакомить детей с народной поэзией уже на ранних этапах их жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 27 «Петушок»
Консультация для педагогических работников ДОУ
«Народный фольклор для малышей»
Составила:
Патрина Наталья Андреевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»
г.Камень-на-Оби
2025г.
Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник и развился из исканий высокой радости детской народной массы.
Это – детский фольклор.
Г. С. Виноградов.
Детский фольклор представляет собой сочетание народных стихов и движений. Ребенок, как губка, впитывает поэзию своего родного языка, сначала просто слушая, а затем повторяя народные тексты. Таким образом, детский фольклор становится частью повседневной жизни малыша. Детский фольклор позволяет нам знакомить детей с народной поэзией уже на ранних этапах их жизни. Благодаря этому дети формируют внутреннюю готовность к пониманию русской народной культуры задолго до знакомства со сказками и другими жанрами фольклора. В детский фольклор входят песенки, потешки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, шутки, прибаутки, перевертыши, сказки и народные игры. Устное народное творчество имеет большое образовательное значение, способствует развитию образного мышления и обогащению речи детей. Заметив интерес детей к песенкам, потешкам и сказкам, я поняла, что фольклор им близок и интересен. Через него можно привить любовь к Родине, культуре и своему народу. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, пройденный через века, духовный мир, мысли и чувства предков. Каждый взрослый знает, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование души ребенка, развивая его любознательность и чувство прекрасного.
Что же мы относим к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
- Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
Былины, сказания воспевающие силу и великий дух народа, патриотизм.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни дошкольников.
Важно не только воспроизводить игры, песни и заклички механически, но и придавать им живое, естественное чувство. Фольклор отличается коллективностью и народностью, а также является источником вдохновения для литературы и искусства, оказывая значительное влияние на развитие человека. Малые фольклорные жанры - это небольшие поэтические произведения, созданные специально для детей с учетом их образовательных потребностей. Они делают речь педагога более яркой и красочной, привлекая внимание детей и оживляя их повседневные занятия.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
-Заучивание потешек, прибауток, закличек.
-Использование пословиц, загадок, поговорок.
-Чтение художественной литературы.
-Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.
-Проведение русских народных игр.
-Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
-Применение игрушек и изделий народных промыслов.
-Представление кукольного театра.
-Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
-Рассказ о народных обычаях и традициях.
-Рассматривание иллюстраций о русском быте.
-Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми:
-Организованная образовательная деятельность.
-Совместная деятельность.
-Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
-Наблюдения в быту и природе.
-Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
-Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.
-Посещение тематических выставок.
-Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
-Встреча с интересными людьми.
При знакомстве детей с детским фольклором совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из "бабушкиного сундучка".
В работе с маленькими детьми очень важно знакомить их с народными потешками, пестушками, закличками, приговорками и колыбельными песенками. Фольклор играет особую роль в жизни детей, особенно в первые дни в детском саду, когда им еще не хватает дома и мамы, и им сложно общаться с другими детьми и взрослыми. Поэтому важно подбирать потешки, которые помогут установить контакт с ребенком, вызовут у него положительные эмоции и симпатию к воспитателю. Народные произведения помогают улучшить общение с ребенком в разные моменты - при укладывании спать, умывании, еде и играх. Знакомство с потешками начинается с рассмотрения картинок и игрушек, а позднее дети используют их в своих играх и относятся к ним с заботой. Через потешки дети учатся выразительно говорить и точно повторять движения, что очень важно для их развития.
Для старших детей подбирается более сложный фольклорный материал, который требует не только запоминания текста, но и его эмоционального воплощения. Дети изучают движения и речь различных персонажей, таких как лисичка, заяц, медведь и другие, в зависимости от содержания песни. В старших группах особое внимание уделяется рассказыванию былин и сказок, чтобы дети могли лучше понимать содержание и выражать свои чувства. Фольклор предоставляет отличные образцы русской речи, которые помогают детям лучше овладеть родным языком. Пословицы и поговорки являются настоящими жемчужинами народного творчества, оказывая влияние как на разум, так и на чувства человека. Дети используют их в повседневной жизни, что помогает им лучше понимать окружающий мир. При проведении игр важно обращать внимание на содержание, физическую активность, поддерживать положительное настроение и взаимоотношения между детьми. На уроках физкультуры дети изучают народные игры с различными предметами, что способствует их нравственному и физическому развитию. Для взрослых детей подбирается фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня. В старших группах много времени уделяется рассказыванию былин, сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, выразить отношение к их персонажам.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь". Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие.
В ходе любой игры следует привлекать внимание детей к ее содержанию, следить за физической нагрузкой, поддерживать эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. На физкультурных занятиях разучиваются народные игры с предметами: "Удочка", "В царя", "Соловей" и другие. Народные игры способствуют нравственному воспитанию, развитию мыслительной активности и физическому развитию детей. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку и юмор. Воспитатели могут использовать его в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Поставив задачу познакомить своих ребят с детским фольклором, мы должны понимать, что это будет приобщение их к важной части духовной культуры народа. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.
Реализация данного направления работы в полной мере будет возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ТЕМА: «Использование оздоровительного бега в работе с дошкольниками»
Цель: сформировать представления педагогов о сущности понятия "оздоровительный бег", актуальности его использования и правила организации оздоровительного бега в работе с детьми.План.1. Сущность понят...
Консультация для педагогических работников «Правила оформления и представления презентаций»
1. Понятия «презентация» и «мультимедийная презентация» в системе образованияПрезентация (от лат. praesento – передаю, вручаю или англ. present – преподносить) - это современный эффективный способ уст...

Консультация для педагогических работников «Образовательные ресурсы сети Интернет, сетевые сообщества и сайты для педагогов дошкольного образования»
Консультация для педагогических работников «Образовательные ресурсы сети Интернет, сетевые сообщества и сайты для педагогов дошкольного образования»...

Консультация для педагогических работников "Формы и методы привлечения родителей к участию в образовательной деятельности"
Консультация для педагогических работников "Формы и методы привлечения родителей к участию в образовательной деятельности"...

Консультация для педагогических работников ДОУ. Особенности организации и проведения круговой тренировки с дошкольниками
Материал содержит определение и методические рекомендации по использованию круговой тренировки на занятиях физической культурой с воспитанниками дошкольных учреждений...

Консультация для педагогических работников «Формы и методы транслирования опыта практических результатов профессиональной деятельности»
Обобщение педагогического опыта, публикации. Интернет-конкурсы....

Консультация для педагогических работников «Фольклор, как эффективное средство для развития речи дошкольников»
Фольклор - эффективное средство для развития речи дошкольников. В статье даны рекомендации по использованию фольклора в работе с дошкольниками разного возраста.....
