Конспект занятия в старшей группе «ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ: ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮНЫЕ УЧЁНЫЕ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бежина Кристина Владимирова

Данный конспект представляет собой комплексное занятие, сочетающее познавательную, экспериментальную и игровую деятельность. Особенностью разработки является система мотивации через вручение значков «Юный учёный», что способствует формированию положительного отношения к научной деятельности.

Методическая ценность:

  • Сочетание теоретического материала с практическими исследованиями

  • Система мотивации через атрибутику научного сообщества

  • Развитие навыков научного мышления и работы в команде

Практическая значимость:

  • Готовый сценарий для проведения тематического занятия

  • Подробное описание безопасных экспериментов

  • Возможность адаптации для разных условий

  • Включение элементов торжественной церемонии для повышения значимости события

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_uchyonyy.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе
«ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ: ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮНЫЕ УЧЁНЫЕ»

Возрастная группа:

старшая (5-6 лет)

Образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Цель:

Формирование первичных представлений о научных исследованиях через практическое знакомство с микроскопом и явлением электростатики с последующим награждением значками «Юный учёный».

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с микроскопом как научным прибором
  • Дать элементарные представления об электростатике
  • Учить проводить наблюдения и фиксировать результаты

Развивающие:

  • Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать и анализировать
  • Развивать познавательную активность и критическое мышление
  • Развивать мелкую моторику через работу с лабораторным оборудованием

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к науке и уважение к труду учёных
  • Формировать навыки работы в команде
  • Воспитывать аккуратность и ответственность при проведении опытов

Материалы и оборудование:

Демонстрационные материалы:

  • Портреты российских учёных (М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев)
  • Плакат «День российской науки - 8 февраля»
  • Схема строения микроскопа
  • Значки «Юный учёный» (по количеству детей)

Оборудование для работы с микроскопом:

  • Детский микроскоп
  • Предметные стекла
  • Пинцеты, пипетки
  • Готовые микропрепараты (кожица лука, крыло бабочки, волос)
  • Образцы для исследования: перо птицы, лист растения, ткань, бумага, соль, сахар

Материалы для опытов с электростатикой:

  • Воздушные шарики
  • Шерстяные шарфы или ткани
  • Бумажные конфетти
  • Пластиковые расчески
  • Легкие бумажные фигурки

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

Воспитатель:
— Добро пожаловать, будущие учёные! Сегодня нам предстоит важное событие — мы открываем настоящую научную лабораторию!

— Ребята, сегодня особенный день — мы отмечаем День российской науки! Этот праздник посвящён великим учёным, которые своими открытиями изменили мир. Среди них — Михаил Ломоносов и Дмитрий Менделеев.

(Показывает портреты учёных)

— Сегодня каждый из вас сможет почувствовать себя настоящим исследователем. И самые внимательные и старательные получат почётное звание «Юный учёный» с вручением значка!

II. Основная часть

1. Знакомство с микроскопом

— Этот волшебный прибор называется микроскоп. Слово «микроскоп» происходит от двух греческих слов: «микро» — маленький и «скоп» — смотреть. То есть это прибор для рассматривания маленьких объектов.

Знакомство с устройством микроскопа:

  • Окуляр — глазок, в который мы смотрим
  • Объектив — увеличивающая линза
  • Предметный столик — площадка для образцов
  • Зеркало или подсветка — источник света

Практическая работа «Научные открытия»:

Станция 1: «Исследователи живой природы»

  • Рассматривание готовых препаратов: кожица лука, крыло бабочки
  • Обсуждение: «Что удивительного вы увидели?»

Станция 2: «Сравнительный анализ»

  • Исследование кристаллов соли и сахара
  • Наблюдение за структурой бумаги и ткани
  • Выводы: «Что общего у всех образцов?»

2. Физкультминутка «Научная лаборатория»

В лаборатории мы трудимся,
(шагают на месте)
Опыты все проводим.
(показывают на ладони)
В микроскоп мы рассматриваем,
(«смотрят в микроскоп»)
И всё досконально изучаем!
(кружатся)
Раз, два, три, четыре, пять —
(прыжки на месте)
Начинаем опыты считать!
(хлопают в ладоши)

3. Эксперименты с электростатикой

— А теперь, друзья, мы познакомимся с удивительным явлением — электростатикой! Это сила, которая возникает при трении предметов.

Опыт 1: «Волшебные притяжения»

  • Натираем воздушный шарик шерстяной тканью
  • Подносим к волосам — наблюдаем «вставшие дыбом» волосы
  • Подносим к стене — шарик «висит» в воздухе
    Научное объяснение: при трении шарик приобретает электрический заряд

Опыт 2: «Танцующие человечки»

  • Натираем пластиковую расческу
  • Подносим к бумажным фигуркам
  • Наблюдаем «танец» фигурок
    Вывод: электричество может двигать легкие предметы

Опыт 3: «Электрические гонки»

  • Дети делают бумажные кораблики
  • С помощью наэлектризованной расчески управляют их движением
  • Устраивают соревнования «Чей кораблик быстрее?»

III. Торжественная церемония

1. Подведение итогов и рефлексия

— Дорогие юные исследователи! Давайте обсудим наши сегодняшние открытия:

  • Что нового вы узнали о работе учёных?
  • Какое открытие вас больше всего удивило?
  • Что было самым сложным в работе?
  • Хотели бы вы продолжить научные исследования?

2. Церемония награждения

(Торжественная музыка, воспитатель надевает мантию «профессора»)

— По итогам сегодняшних исследований и за проявленные качества настоящих учёных: любознательность, внимательность, аккуратность и умение работать в команде — я объявляю о присвоении всем вам почётного звания «ЮНЫЙ УЧЁНЫЙ»!

(Воспитатель называет каждого ребенка по имени, вручает значок)

— Поздравляю вас, юные учёные! Теперь вы — полноправные члены научного сообщества нашей группы!

3. Клятва юного учёного

(Все дети вместе с воспитателем произносят клятву)

«Клянусь быть любознательным и внимательным!
Клянусь задавать вопросы и искать на них ответы!
Клянусь бережно относиться к оборудованию!
Клянусь делиться своими открытиями с друзьями!»

4. Творческое задание «Мой первый научный отчет»

— Предлагаю вам зарисовать в своих блокнотах самый запомнившийся эксперимент сегодняшнего дня. Эти отчеты мы разместим на нашей «Научной доске объявлений».

IV. Заключительная часть

 Рефлексия

— Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии?
— Какие качества учёного вы в себе обнаружили?
— Хотели бы вы провести ещё какие-нибудь эксперименты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе «День российского флага»

Конспект занятия в средней группе«День российского флага»...

Конспект занятия в старшей группе «День Науки».

Конспект занятия в старшей группе «День Науки».Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.Задачи:Закрепить знания детей о некоторых св...

Конспект занятия в подготовительной группе «День Российского Флага»

Цель:Воспитывать граждан своей страны через любовь к своей Родине....

Конспект занятия в подготовительной группе «День Российского Флага»

Цель:Воспитывать граждан своей страны через любовь к своей Родине.Задачи:Формировать основы патриотизма.Вызвать у детей положительные эмоции.Познакомится с символическим значением флага РоссииВос...

Конспект занятия в средней группе «День российского флага»

Конспект занятия в средней группе«День российского флага»Цель:• Дать представление детям о происхождении флага, об истории Российского флага и символическом значении ег...

Конспект занятия в средней группе «День российского флага».

Цель:• Дать представление детям о происхождении флага, об истории Российского флага и символическом значении его цветов;• Воспитание патриотизма, уважительного отношения к...

Занятие в старшей группе "День российской печати"

13 января отмечается «День российской печати!»Сегодня в старшей группе "Ягодки" прошло занятие посвященное празднику. Дети узнали кто и как создаёт печатную продукцию. Познакомил...