Педагогический опыт по теме «Нейроигры при подготовке к школе детей с ЗПР»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Михайлова Светлана Альфредовна

Материал из опыта работы с детьми ЗПР подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт по теме

 «Нейроигры при подготовке к школе детей с ЗПР»

Выполнила: воспитатель Михайлова С.А.

МБДОУ «Детский сад «Дружная семейка»

Введение

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой слабовыраженные отклонения в психическом развитии, занимающие промежуточное положение между нормой и патологией. Дети с ЗПР не имеют тяжелых отклонений, но испытывают трудности с социальной адаптацией и обучением. Поэтому детям с ЗПР нужна особая помощь и поддержка.

Особенности детей с ЗПР

Внимание и восприятие: рассеянность, быстрая утомляемость, сложности с длительным удержанием внимания.

Моторика: общая неловкость, недостаточная сформированность навыков самообслуживания.

Память: ограниченный объем, сниженная прочности запоминания.

Эмоциональная сфера: неустойчивое эмоциональное состояние.

Основные направления работы

  1. Коррекционная работа:

Развитие познавательных процессов

Формирование речевых навыков

Социальная адаптация

Развитие эмоционально-волевой сферы

  1. Методы работы:

      Использование наглядных пособий

Дробление сложных заданий на простые

Частые повторения материала

Создание ситуаций успеха

Организация занятий:

Постоянный контроль за детьми

Индивидуальный подход

Чередование разных видов деятельности

Использование игровых методов

Работа с родителями:

Регулярные консультации

Информирование о прогрессе

Нейроигры для детей с ЗПР подготовительной к школе группы.

Детям с задержкой в психическом развитии не просто осознать и выполнить сложные инструкции педагога, так как внимание рассеивается, и они улавливают только часть полученной информации. Отсюда следуют проблемы в обучении. Поэтому я, работая с такими детьми, включила в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание. В своей работе я применяю нейропсихологические игры и упражнения, которые позволяют непринуждённо, в игровой форме, эмоционально окрашено учить ребенка чувствовать пространство, свое тело, развивать зрительно-моторную координацию, формировать правильное взаимодействие ног и рук, совершенствовать свое зрительное и слуховое внимание, а также учиться последовательно выполнять поставленную педагогом инструкцию.

Нейроигры представляют собой комплекс упражнений, который ориентирован на повышение взаимодействия полушарий головного мозга. Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость. Игровые упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий и каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого, левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. При несформированности межполушарного взаимодействия происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: инфантильность, отсутствие познавательной мотивации, задержка умственного развития, поведенческие нарушения, моторная неловкость, логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр) Формируя межполушарные связи нейроиграми и упражнениями, под влиянием двигательных импульсов от пальцев, у ребенка включается механизм «единства мысли и движения». У дошкольников улучшается произвольность внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук. Игры выборочно можно использовать во время занятий, прогулок, в свободной деятельности детей, как средство переключения внимания, активизации деятельности. Они довольно легки в выполнении. Возможно применять элементы игр и упражнений, как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и устранение психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение.

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией.

Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения их в своей группе:

1.Дети в моей группе очень любят игры с мячом, поэтому я часто начинаю занятия с подвижной игры «Ловкий мяч». Сначала прошу ребенка двумя руками поотбивать мяч от пола и подбрасывать его вверх. Затем добавляем счет. Под собственный счет, по очереди ребенок то подбрасывает мяч вверх, то стучит им об пол.

Получается: 1 - вверх, 2- вниз, 3-вверх, 4- вниз и т.д. до 10.

Усложняем.

Ребенок считает в обратном порядке и то подбрасывает мяч, то отбивает его об пол. 10 - вверх, 9- вниз, 8- вверх, 7 - вниз...

Усложняем ритм. 2 раза мяч подбрасываем вверх, один раз отбивает вниз

1- вверх, 2- вверх, 3- вниз, 4 - вверх, 5 - вверх и т.д.

Упражнение не только тренирует внимание, чувство ритма. но и крупную моторику, которая сейчас часто страдает у детей с ЗПР.

2. Игра Классики

Играем в классики пальчиками.

Чертим на листе бумаги обычные классики и просим ребенка:

-пропрыгать правой рукой, затем левой рукой

-пропрыгать пальчиками обеих рук по классикам синхронно, одновременно

-идти правой рукой сверху вниз, а левой снизу вверх, затем поменять направление, выполнять пальцами синхронные одновременные движения

-пропрыгать двумя руками вместе, с запозданием на один шаг асинхронно

- пропрыгать наперегонки с ребенком.

Главно нельзя доводить детей до усталости и конечно нужно получать удовольствие от игры.

3. Развиваем связи между правым и левым полушарием мозга чтобы ребенок:

- быстрее думал,гибче мыслил, легко обучался, красиво говорил.

 Игра «Кулак, ребро, ладонь».

Нейроигра «Кулак-ребро-ладонь»

Основная последовательность движений включает три позиции:

Кулак: рука сжата в кулак и касается стола костяшками пальцев (дети ставят кулачки на геометрическую фигуру круг)

Ребро: рука стоит на ребре ладони (мизинце) пальцев (дети ставят ладонь ребром на геометрическую фигуру овал)

Ладонь: рука лежит на столе ладонью вниз (дети ставят ладонь на геометрическую фигуру квадрат).

Фигуры периодически меняем для каждой руки то вместе, то врозь.

4. Игра "Молоток-Утюг".

5.НейроИгра "Лабиринт". Проследить двумя указательными пальцами по картинке со спутанными нитями.

6.НейроИгра «Цветные ноготки»

На каждом пальчике цветной кружок. Ребенок поочередно ставит пальчики на кружки, меняя пальцы в соответствии с цветом.

7. НейроИгра на пространственное мышление и концентрацию.

   Задача ребёнка: найти к каждой башенке правильный вид сверху.

8. Игра «Веселый зайчик». В этой игре ребенок должен проследить глазами путь зайца к моркови и повторить движения в кружочках.

Сначала ребенок действует одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

9.Повторить последовательно по картинкам. Сначала одной рукой, затем двумя руками. Можно усложнить, взяв для каждой руки разные карточки.

 Также в работе с детьми я использую нейропрописи, нейротаблицы, межполушарные доски, нейрогимнастику и многое другое.

Регулярно использую дыхательную гимнастику с визуализацией.

Это простой, но невероятно эффективный инструмент для развития.

Не какой-то скучный «вдох-выдох». Мы превращам дыхание в увлекательное приключение, где воображение – наш главный союзник.

Суть игры: Вдох-выдох-воображение!

Мы не просто дышим, мы играем с воздухом! Предлагаем детям представить:

- Надуваем шарик: Глубокий вдох носом, животик надувается, как шарик. Задерживаем дыхание на секунду и медленно выдыхаем через рот, представляя, как шарик сдувается.

- Задуваем свечи: «Представьте перед собой торт с множеством свечей! Сделайте глубокий вдох и затем энергично выдувайте воздух, будто тушите все огоньки сразу».

- Дуем на одуванчик: Легкий вдох и медленный, плавный выдох, как будто мы сдуваем пушинки с одуванчика. «Представьте, как они улетают вдаль!»

Почему это работает? Магия нейрофизиологии!

1. Глубокое дыхание насыщает мозг кислородом, улучшая концентрацию и когнитивные функции.

2.Успокаивающий эффект: Медленные выдохи активируют парасимпатическую нервную систему, помогая детям расслабиться и справиться со стрессом.

3. Развитие воображения: Визуализация образов стимулирует творческое мышление и эмоциональный интеллект.

4. Улучшение работы дыхательной системы: Регулярная практика укрепляет дыхательные мышцы и способствует правильному дыханию.

Главное показать пример, вовлечь детей в процесс. Пусть они тоже придумывают свои образы, а спокойная, расслабляющая музыка создаст нужную атмосферу. Нужно делать эти упражнения регулярно: 5-10 минут в день. Упражнения подстроить под возраст и особенности детей. И конечно

следить за изменениями в настроении и поведении детей.

Результаты работы: повышение познавательной активности, улучшение навыков общения, развитие самостоятельности, формирование положительной самооценки.

Заключение

Работа с детьми с ЗПР требует терпения, профессионализма и индивидуального подхода. Главное – создание благоприятной атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя успешным и значимым. Нейроигры вызывают у детей с ЗПР особый интерес и вовлеченность. Особо важно хвалить ребенка и замечать любой, даже самый минимальный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Представленный опыт отражает результат углубленной работы, направленной на предупреждение школьной дезадаптации детей с общим недоразвитием речи....

Статья "Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".

quot;Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".            Подготовка ребенка к школе является  важной...

Подготовка к школе детей с ЗПР. Первые шаги к школе

laquo;Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С чего начать?»У дошкольников с задержкой психического развития показатели психических процессов, таких как внимание, мышление,...