Педагогический опыт по теме «Нейроигры при подготовке к школе детей с ЗПР»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Материал из опыта работы с детьми ЗПР подготовительной группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 348.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт по теме
«Нейроигры при подготовке к школе детей с ЗПР»
Выполнила: воспитатель Михайлова С.А.
МБДОУ «Детский сад «Дружная семейка»
Введение
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой слабовыраженные отклонения в психическом развитии, занимающие промежуточное положение между нормой и патологией. Дети с ЗПР не имеют тяжелых отклонений, но испытывают трудности с социальной адаптацией и обучением. Поэтому детям с ЗПР нужна особая помощь и поддержка.
Особенности детей с ЗПР
Внимание и восприятие: рассеянность, быстрая утомляемость, сложности с длительным удержанием внимания.
Моторика: общая неловкость, недостаточная сформированность навыков самообслуживания.
Память: ограниченный объем, сниженная прочности запоминания.
Эмоциональная сфера: неустойчивое эмоциональное состояние.
Основные направления работы
- Коррекционная работа:
Развитие познавательных процессов
Формирование речевых навыков
Социальная адаптация
Развитие эмоционально-волевой сферы
- Методы работы:
Использование наглядных пособий
Дробление сложных заданий на простые
Частые повторения материала
Создание ситуаций успеха
Организация занятий:
Постоянный контроль за детьми
Индивидуальный подход
Чередование разных видов деятельности
Использование игровых методов
Работа с родителями:
Регулярные консультации
Информирование о прогрессе
Нейроигры для детей с ЗПР подготовительной к школе группы.
Детям с задержкой в психическом развитии не просто осознать и выполнить сложные инструкции педагога, так как внимание рассеивается, и они улавливают только часть полученной информации. Отсюда следуют проблемы в обучении. Поэтому я, работая с такими детьми, включила в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание. В своей работе я применяю нейропсихологические игры и упражнения, которые позволяют непринуждённо, в игровой форме, эмоционально окрашено учить ребенка чувствовать пространство, свое тело, развивать зрительно-моторную координацию, формировать правильное взаимодействие ног и рук, совершенствовать свое зрительное и слуховое внимание, а также учиться последовательно выполнять поставленную педагогом инструкцию.
Нейроигры представляют собой комплекс упражнений, который ориентирован на повышение взаимодействия полушарий головного мозга. Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость. Игровые упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий и каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого, левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. При несформированности межполушарного взаимодействия происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: инфантильность, отсутствие познавательной мотивации, задержка умственного развития, поведенческие нарушения, моторная неловкость, логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр) Формируя межполушарные связи нейроиграми и упражнениями, под влиянием двигательных импульсов от пальцев, у ребенка включается механизм «единства мысли и движения». У дошкольников улучшается произвольность внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук. Игры выборочно можно использовать во время занятий, прогулок, в свободной деятельности детей, как средство переключения внимания, активизации деятельности. Они довольно легки в выполнении. Возможно применять элементы игр и упражнений, как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и устранение психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения их в своей группе:
1.Дети в моей группе очень любят игры с мячом, поэтому я часто начинаю занятия с подвижной игры «Ловкий мяч». Сначала прошу ребенка двумя руками поотбивать мяч от пола и подбрасывать его вверх. Затем добавляем счет. Под собственный счет, по очереди ребенок то подбрасывает мяч вверх, то стучит им об пол.
Получается: 1 - вверх, 2- вниз, 3-вверх, 4- вниз и т.д. до 10.
Усложняем.
Ребенок считает в обратном порядке и то подбрасывает мяч, то отбивает его об пол. 10 - вверх, 9- вниз, 8- вверх, 7 - вниз...
Усложняем ритм. 2 раза мяч подбрасываем вверх, один раз отбивает вниз
1- вверх, 2- вверх, 3- вниз, 4 - вверх, 5 - вверх и т.д.
Упражнение не только тренирует внимание, чувство ритма. но и крупную моторику, которая сейчас часто страдает у детей с ЗПР.
2. Игра Классики
Играем в классики пальчиками.
Чертим на листе бумаги обычные классики и просим ребенка:
-пропрыгать правой рукой, затем левой рукой
-пропрыгать пальчиками обеих рук по классикам синхронно, одновременно
-идти правой рукой сверху вниз, а левой снизу вверх, затем поменять направление, выполнять пальцами синхронные одновременные движения
-пропрыгать двумя руками вместе, с запозданием на один шаг асинхронно
- пропрыгать наперегонки с ребенком.
Главно нельзя доводить детей до усталости и конечно нужно получать удовольствие от игры.
3. Развиваем связи между правым и левым полушарием мозга чтобы ребенок:
- быстрее думал,гибче мыслил, легко обучался, красиво говорил.
Игра «Кулак, ребро, ладонь».
Нейроигра «Кулак-ребро-ладонь»
Основная последовательность движений включает три позиции:
Кулак: рука сжата в кулак и касается стола костяшками пальцев (дети ставят кулачки на геометрическую фигуру круг)
Ребро: рука стоит на ребре ладони (мизинце) пальцев (дети ставят ладонь ребром на геометрическую фигуру овал)
Ладонь: рука лежит на столе ладонью вниз (дети ставят ладонь на геометрическую фигуру квадрат).
Фигуры периодически меняем для каждой руки то вместе, то врозь.
4. Игра "Молоток-Утюг".
5.НейроИгра "Лабиринт". Проследить двумя указательными пальцами по картинке со спутанными нитями.
6.НейроИгра «Цветные ноготки»
На каждом пальчике цветной кружок. Ребенок поочередно ставит пальчики на кружки, меняя пальцы в соответствии с цветом.
7. НейроИгра на пространственное мышление и концентрацию.
Задача ребёнка: найти к каждой башенке правильный вид сверху.
8. Игра «Веселый зайчик». В этой игре ребенок должен проследить глазами путь зайца к моркови и повторить движения в кружочках.
Сначала ребенок действует одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.
9.Повторить последовательно по картинкам. Сначала одной рукой, затем двумя руками. Можно усложнить, взяв для каждой руки разные карточки.
Также в работе с детьми я использую нейропрописи, нейротаблицы, межполушарные доски, нейрогимнастику и многое другое.
Регулярно использую дыхательную гимнастику с визуализацией.
Это простой, но невероятно эффективный инструмент для развития.
Не какой-то скучный «вдох-выдох». Мы превращам дыхание в увлекательное приключение, где воображение – наш главный союзник.
Суть игры: Вдох-выдох-воображение!
Мы не просто дышим, мы играем с воздухом! Предлагаем детям представить:
- Надуваем шарик: Глубокий вдох носом, животик надувается, как шарик. Задерживаем дыхание на секунду и медленно выдыхаем через рот, представляя, как шарик сдувается.
- Задуваем свечи: «Представьте перед собой торт с множеством свечей! Сделайте глубокий вдох и затем энергично выдувайте воздух, будто тушите все огоньки сразу».
- Дуем на одуванчик: Легкий вдох и медленный, плавный выдох, как будто мы сдуваем пушинки с одуванчика. «Представьте, как они улетают вдаль!»
Почему это работает? Магия нейрофизиологии!
1. Глубокое дыхание насыщает мозг кислородом, улучшая концентрацию и когнитивные функции.
2.Успокаивающий эффект: Медленные выдохи активируют парасимпатическую нервную систему, помогая детям расслабиться и справиться со стрессом.
3. Развитие воображения: Визуализация образов стимулирует творческое мышление и эмоциональный интеллект.
4. Улучшение работы дыхательной системы: Регулярная практика укрепляет дыхательные мышцы и способствует правильному дыханию.
Главное показать пример, вовлечь детей в процесс. Пусть они тоже придумывают свои образы, а спокойная, расслабляющая музыка создаст нужную атмосферу. Нужно делать эти упражнения регулярно: 5-10 минут в день. Упражнения подстроить под возраст и особенности детей. И конечно
следить за изменениями в настроении и поведении детей.
Результаты работы: повышение познавательной активности, улучшение навыков общения, развитие самостоятельности, формирование положительной самооценки.
Заключение
Работа с детьми с ЗПР требует терпения, профессионализма и индивидуального подхода. Главное – создание благоприятной атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя успешным и значимым. Нейроигры вызывают у детей с ЗПР особый интерес и вовлеченность. Особо важно хвалить ребенка и замечать любой, даже самый минимальный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представленный опыт отражает результат углубленной работы, направленной на предупреждение школьной дезадаптации детей с общим недоразвитием речи....
Актуальные направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья
Докладв рамках августовской педагогической конференции...
Актуальные направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Презентация к докладу в рамках августовской педагогической конференции...

Статья "Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".
quot;Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста". Подготовка ребенка к школе является важной...

Подготовка к школе детей с ЗПР. Первые шаги к школе
laquo;Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С чего начать?»У дошкольников с задержкой психического развития показатели психических процессов, таких как внимание, мышление,...





