Детский проект по ранней профориентации «Много есть профессий разных»
проект (подготовительная группа)

Черных Инна Николаевна

Самостоятельный выбор профессии – ответственный процесс: от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье.

 Именно поэтому, данный проект индивидуален для обучающихся с ОВЗ и включает в себя работу по ознакомлению и внедрению ранней профориентации. Ранняя профориентационная подготовка детей с ОВЗ – одно из важнейших направлений модернизации российского образования, закрепленных в нормативно-правовых документах. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_v_professiyu_chernyh_i.n.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

1.Название проекта: «Много есть профессий разных»

2.Вид проекта: Коллективный, среднесрочный

3.Тип проекта: социально-коммуникативная направленность.

4.Руководитель проекта: воспитатель Черных Инна Николаевна

5.Участники проекта: воспитанники 5-7 лет, педагоги, родители.

6.Сроки реализации проекта: 2024-2025 учебный год.

7.Актуальность проекта, проблема: 

Самостоятельный выбор профессии – ответственный процесс: от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье.

 Именно поэтому, данный проект индивидуален для обучающихся с ОВЗ и включает в себя работу по ознакомлению и внедрению ранней профориентации. Ранняя профориентационная подготовка детей с ОВЗ – одно из важнейших направлений модернизации российского образования, закрепленных в нормативно-правовых документах. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Проект по ранней профориентации «Много есть профессий разных»

 рассчитан на детей с ОВЗ дошкольного возраста от 5 до 7 лет и направлен на создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области ознакомления с профессионально-трудовой деятельностью взрослых.

В современном мире при жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.

8.Гипотеза (детская и педагогическая)

Педагогическая:

Возможно, имея более обширные представления о профессиональном мире, подкрепленные, игровыми технологиями, ИКТ - сопровождением, необходимой наглядностью, дети с ОВЗ смогут более уверенно рассуждать на тему профессий и даже смогут самоопределиться в данном выборе. Проект позволит использовать разнообразные методы работы, чтобы сплотить всех участников, определить обязанности каждого и получить результат. Ребенок станет полноценным участником процесса, почувствует свою важность и необходимость. А взрослый, уделяя внимание ребенку, получает положительные эмоции, делает определенные выводы о возможностях своего ребенка.

Детская:

Все профессии очень интересны, и каждая из них вызывает уважение.

9.Цель проекта:

Педагогическая: формирование ранней профориентации детей 5-7 лет и основ безопасности жизнедеятельности посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.

Детская: расширение и обобщение представлений о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

10.Задачи проекта:

Для педагогов:

1.Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения в мобильных интерактивных мастерских.

2.Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ОВЗ в мире профессий.

3.Разработать модель сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума для организационно-педагогического сопровождения развития личности дошкольников через знакомство с миром профессий.

Для детей:

1Расширить кругозор и представления дошкольников о существующих и будущих профессиях и специальностях (в понимание детей входит представление о функционале профессии; то, чем и зачем представители профессий занимаются).

2.Рассказать о профессиях с точки зрения технологических процессов в отраслях производства и сферах услуг, тем самым объяснив, откуда берутся предметы и вещи, обеспечивается порядок и т.д.

3.Сформировать узнаваемый образ профессиональной атрибутики.

4.Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания.

5.Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей.

Для родителей:

Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.

11.Подукт проекта:

Лепбук «Мир профессий»

12.Результаты проекта: В результате реализации проекта социально-коммуникативной направленности по ранней профориентации дошкольников «Много есть профессий разных» у детей старшего дошкольного возраста сОВЗ значительно повысился объем знаний о мире профессий, воспитанники охотно делились друг с другом знаниями о том кем работаю их родители, что нового они узнали. Также обогатилась игровая деятельность; при составлении рассказа о том кем работает папа или мама, было отмечено значительное пополнение словаря.

Родители узнали, как можно интересно рассказать о своей профессии; проявляли активный интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Разработаны проект программы по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ, модель сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума для организационно-педагогического сопровождения развития личности дошкольников через знакомство с миром профессий.

Повысилась профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации дошкольников с ОВЗ.

Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта социально - коммуникативной направленности по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ «Много есть профессий разных»

В начале 2024-2025 учебного года было проведено педагогическое обследование знаний детей ОВЗ о мире профессий. В ходе, которого было отмечено, что дети в основном ограничивались ответом, что мама и папа "работают на работе"; мало кто из детей знал, кем именно работает их родитель, как называется профессия и в чем заключается процесс труда; несмотря на скудные знания о профессиях и сфере трудовой деятельности родителей, обучающиеся, тем не менее, прекрасно ориентировались в принадлежности орудий труда к той или иной профессии. Определенную трудность вызывали вопросы типа, "Какими качествами должны обладать полицейские, пожарные, врачи и т.п."

В ходе реализации проекта «Много есть профессий разных» знания детей обогащались за счет проведения познавательных бесед, активного использования педагогами дидактических, интерактивных игр, совместного создания лэпбуков, оформления различных фотовыставок, выставок художественной литературы, детских работ. Способствовала этому и активизация со стороны родителей, так для совместной деятельности педагогами было предложено изготовление лэпбука "Мир профессий", а также интервьюирование детьми своих родителей на тему "Моя профессия".

       В результате реализации проекта социально-коммуникативной направленности по ранней профориентации дошкольников «Много есть профессий разных» у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ значительно повысился объем знаний о мире профессий, воспитанники делились, друг с другом знаниями о том кем работаю их родители, что нового они узнали. Также обогатилась игровая деятельность; при составлении рассказа о том кем работает папа или мама, было отмечено значительное пополнение словаря.

Родители узнали, как можно интересно рассказать о своей профессии; проявляли активный интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Повысилась        профессиональная        компетентность        педагогов        в        вопросах        ранней профориентации дошкольников с ОВЗ.

Перечень используемой литературы

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
  2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно - методическое        пособие        /        В.        П.        Кондрашов        —        Балашов:        Изд-во

«Николаев», 2004.

  1. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
  2. Федоренко        В.        Формирование        представлений        о        профессиях./        В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
  3. Интернет ресурсы: http://brpcrb.ru/?section_id=221 https://navigatum.ru https://www.youtube.com http://nsportal.ru/

Список художественных произведений для детей

  1. Георг Юхансон, серия книг «Мулле Мек – умелый человек»;
  2. Ричард Скарри «Город добрых дел»;
  3. Виктор Бундин «Такая работа»;
  4. Серия книг «Кем быть»;
  5. Гордиенко Н., Гордиенко С. «Большая книга профессий»;
  6. Хавукайнен А., Тойвонен С. «Какие бывают профессии», «Тату и Пату идут на работу»;
  7. Амели Бомон «Кем быть?»;
  8. Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану…»;
  9. Джон Грин «Гиппопотам истер»;
  10. Успенский Э. «25 профессий Маши Филипенко».

Приложения к проекту

Диагностика Представления о труде взрослых

С детьми проводится индивидуальная беседа. Задаются вопросы:

- Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку предлагается рассказать:

-Какими орудиями труда пользуется?

Детям предлагается объяснить процесс работы данной профессии:

-Что делает человек данной профессии?


Приложение 1

(Ответы детей заносятся в таблицу)

Таблица Диагностика представлений о труде взрослых

Фамилия, имя ребёнка

     Профессия

  Орудия Труда

Процесс труда (что делает человек?)

Приложение 2

Диагностическая карта сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям

Цель:        выявить        имеющие        знания        у        детей        по        профессиям        на        момент диагностирования ребенка

Вопросы

Код ребенка

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего

папы?

Какую  пользу  для  общества  приносят

полицейские?

Какими        качествами        должен        обладать

полицейский?

Кто такой инспектор ГИБДД?

Какими        качествами        должен        обладать

инспектор ГИБДД

Какие  инструменты  нужны  инспектору

ГИБДД для работы?

Какую  пользу  для  общества  приносят

пожарные?

Какими        качествами        должен        обладать

пожарный?

Какие  инструменты  нужны  пожарному

для работы?

Как называют врача лечащего детей?

Кто помогает врачу лечить больных?

Какие  инструменты        нужны  врачу  для

работы?

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи

о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.

  1. баллов – ребенок дает неправильный ответ.
  2. балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
  3. балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ В карте выставляются отметки по итогам опроса.

Приложение 3

Анкета для родителей

«Первые шаги в профориентации дошкольников»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми! Для этого обведите кружком номер наиболее удовлетворяющего вас суждения.

Возраст

ребенка        

  1. Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?        
  2. а) да        
  3. б) нет        
  4. в) затрудняюсь ответить
  5. Образовательная деятельность в группе, где воспитывается Ваш ребёнок, удовлетворяет Ваши запросы к дошкольному образованию?

а) в полной мере        

б) частично        

в) совсем не соответствует вашим запросам

  1. Беседуете ли вы со своим ребёнком о разных профессиях?

         а) да        

         б) нет        

         в)стои подумать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Много есть профессий разных"

Обучающая презентация по теме "Профессии" для детей старшей-подготовительной группы....

Презентация к проведению досугового меропрриятия для старших дошкольников «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел».

Данная презентация разработана для проведения досугового мероприятия в подготовительной группе детского сада на тему "Много есть профессий разных, много всяких нужных дел"....

Конспект занятия - развлечения на тему «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел…»

Закреплять знания детей о профессиях через игровую деятельность. Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке через театрализованную деятельность....

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»...

Проект по ознакомлению дошкольников старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Много есть профессий разных — важных, нужных и прекрасных!»

Проектпо ознакомлению дошкольниковстаршего дошкольного возраста с профессиями взрослых«Много есть профессий разных —важных, нужных и прекрасных!»...

Проект " Много есть профессий разных"

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность...

Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию для воспитанников подготовительной группы на тему: «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»

Цель: расширять представления детей о профессиях. Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей....