Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Экспериментальная деятельность создает ситуации, в которых ребенок самостоятельно проводит опыты, анализирует результаты и делает выводы. Всё это способствует развитию речи, так как дети вынуждены давать отчет о своих наблюдениях, формулировать закономерности и выводы. В результате ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и накапливает умственные приемы и операции, которые формируют его умственные умения.

       Эксперименты оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, развивают его творческие способности, формируют трудовые навыки и укрепляют здоровье за счет повышения уровня двигательной активности. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, так как соответствует возрастным особенностям детей, у которых преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

       Способствует развитию познавательного интереса и наблюдательности у детей. В процессе экспериментирования ребенок выступает в роли исследователя, удовлетворяя свою любознательность и находя ответы на множество вопросов. Взрослый в этом процессе выступает не как учитель-наставник, а как равноправный партнер и соучастник деятельности, что стимулирует исследовательскую активность ребенка.

      Таким образом, задача взрослых — поддерживать и развивать интерес детей к исследованиям и открытиям, создавая необходимые условия для этого. Экспериментирование — это не только способ познания мира, но и возможность для ребенка почувствовать себя ученым, исследователем и первооткрывателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_starshego_vozrasta.docx91.31 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов

для детей

старшего дошкольного

возраста

Picture background

Гизатулина Галия Сулеймановна

#1075;


Экспериментальная деятельность создает ситуации, в которых ребенок самостоятельно проводит опыты, анализирует результаты и делает выводы. Всё это способствует развитию речи, так как дети вынуждены давать отчет о своих наблюдениях, формулировать закономерности и выводы. В результате ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и накапливает умственные приемы и операции, которые формируют его умственные умения.

Эксперименты оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, развивают его творческие способности, формируют трудовые навыки и укрепляют здоровье за счет повышения уровня двигательной активности. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, так как соответствует возрастным особенностям детей, у которых преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Способствует развитию познавательного интереса и наблюдательности у детей. В процессе экспериментирования ребенок выступает в роли исследователя, удовлетворяя свою любознательность и находя ответы на множество вопросов. Взрослый в этом процессе выступает не как учитель-наставник, а как равноправный партнер и соучастник деятельности, что стимулирует исследовательскую активность ребенка.

Таким образом, задача взрослых — поддерживать и развивать интерес детей к исследованиям и открытиям, создавая необходимые условия для этого. Экспериментирование — это не только способ познания мира, но и возможность для ребенка почувствовать себя ученым, исследователем и первооткрывателем.

Picture background


Опыты с водой

Форма воды

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы и оборудование: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Ход эксперимента: Перед детьми – таз с водой и различные сосуды.

- Может ли вода иметь какую-то форму?

- Как это проверить?

- Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой.

- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.)

Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.

Вывод: Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты – дети закрашивают различные сосуды

Вода может иметь вкус, если…

Цель: подвести детей к пониманию того, что кипяченая вода не имеет вкуса, а при добавлении в нее соли, сахара, лимонного сока приобретает вкус этих веществ. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, формировать навыки работы в коллективе. Воспитывать любознательность.

Материалы и оборудование: кипяченая вода, яблочный сок бокалы и ложки по количеству детей, три емкости для размешивания воды, сахар, соль, сок лимона

Ход эксперимента. Спросить детей, есть ли у воды вкус (ответы детей). Дать детям попробовать кипяченую воду и яблочный сок. Снова спросить, какая на вкус вода, сок? (Сок кисло-сладкий, а вода безвкусная, простая). Что произойдет со вкусом воды, если в нее добавить соль, сахар, сок лимона? Гипотеза детей (станет сладкой, соленой, кислой).

Предложить провести эксперимент. Разделить на три подгруппы и самостоятельно выбрать, что они будут добавлять в воду. Дети добавляют в воду предложенные вещества и тщательно их размешивают. Затем ложкой пробуют на вкус воду и делают выводы.

Вывод: вода изменила свой вкус. При добавлении сахара – стала сладкой, при добавлении соли – соленой, в третьем случае – кислой. Кипяченая вода не имеет вкуса.

Прятки

Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материалы и оборудование: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани.

Ход эксперимента: Что вы видите в баночках?

Какого цвета вода?

Хотите поиграть с камешками в прятки?

В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно).

Почему камешек видно? (вода прозрачная)

Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не прозрачная).

Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны, в непрозрачной – не видны.

Picture background


Опыты с солнцем

Солнечная лаборатория.

Цель: Показать, предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Материалы и оборудование: листы бумаги разных цветов, в том числе белого и черного цвета.

Ход эксперимента: Разложить на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого.

Солнечные зайчики

Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Материалы и оборудование: зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.

Ход эксперимента: - Поиграем с зеркалом? Зеркало и другие блестящие предметы отражают солнечные лучи. Сейчас мы в этом убедимся.

Дети ловят зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит? (зеркало отражает солнечные лучи, меняя его наклон можно играть).

Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает), если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.

Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.

Вывод: все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.

Picture background


Опыты с песком

Откуда берётся песок

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением.

Материалы и оборудование: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента: возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

- Как вы думаете, что это сыплется?

- Возьмите лупы, рассмотрите это.

- Как мы получили песок?

- Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Из чего состоит песок

Цель: рассмотреть форму песчинок.

Материалы и оборудование: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

- Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

- Как выглядят песчинки?

- Похожи ли песчинки одна на другую?

- Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Куда исчезла вода

Цель: показать, что песок хорошо пропускает воду.

Материалы и оборудование: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента: в стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

- Каким он стал?

- Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

Легко ли сыпется песок

Цель: познакомить со свойством сухого песка - сыпучестью.

Материалы и оборудование: подносы с песком.

Ход эксперимента: Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

- Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Picture background


Опыты со снегом и льдом

Первый снег

Цель: выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.

Ход эксперимента: Слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке. Сделать вывод.

Вывод: Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки.

Что такое лед

Цель: выяснить, как вода превращается в лед.

Материалы и оборудование: Две емкости с водой.

Ход эксперимента: Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день, в одной емкости вода превратилась в лед, та, что стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.

Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.

Прозрачность льда

Цель: Наблюдение за льдом, выявление его свойств.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, куда положены различные предметы.

Ход эксперимента: Предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит.( Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами).

Чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду видны сквозь лед.

Вывод: Предметы видны потому, что лед прозрачен.

Вода и снег

Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.

Ход эксперимента: Внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем утрамбованный, а последним растает лед.

Защитные свойства снега

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Материалы и оборудование: две одинаковые емкости с водой.

Ход эксперимента: Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.

Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости , стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Таяние и замерзание воды

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.

Материалы и оборудование: кубики льда.

Ход эксперимента: Детям (один из них в рукавичках) предложить взять кубик льда, и наблюдать , как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.

Picture background


Опыты с растениями

Может ли растение дышать?

Цель: выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы и оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход эксперимента: взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Что выделяет растение?

Цель: установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материалы и оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход эксперимента: взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Вывод: растения выделяют кислород.

Во всех ли листьях есть питание?

Цель: установить наличие в листьях питания для растений.

Материалы и оборудование: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

Ход эксперимента: взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает де5тям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Вывод: лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.

Где лучше расти?

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы и оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Ход эксперимента: взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).

Вывод: черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

Лабиринт

Цель: установить, как растение ищет свет.

Материалы и оборудование: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Ход эксперимента: в коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

Вывод: Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света

растению плохо.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие для педагогов  "Картотека опытов"...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

Материал разработан для проведения  исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды.   ...

Картотека опытов для детей старшей группы детского сада

Предлагаю вашему вниманию подборку опытов для детей старшей и подготовительной групп. Эти опыты могут проводить воспитатели в уголках экспериментирования, а также их можно предложить родителям....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Картотека опытов для детей подготовительной группы...

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Этот материал предназначен для воспитателей старших групп детского сада...