Консультация «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
консультация

 Чапурина Полина Васильевна

В рамках реализации годового плана предлагаю консультацию для родителей   на тему ,, Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_russkie_skazki.docx660.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 51»    

Консультация

 «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Picture background

Выполнила: воспитатель Чапурина Полина Васильевна.

Оренбург

На формирование нравственных принципов и моральных ориентиров у маленьких детей оказывают значительное влияние русские народные сказки. Благодаря им, дети учатся понимать важность определенных жизненных идеалов, а также воспитывают в себе способность к сопереживанию, состраданию и почтению к окружающим. Давайте более детально изучим, как именно фольклор способствует нравственному становлению дошкольников.

1. Формирование представления о добре и зле

В сказках заключены выразительные представления о героях, воплощающих понятия добра и зла. Возьмем, к примеру, сказку "Колобок", где ребенок наблюдает за тем, как главный герой встречается с разнообразными действующими лицами, каждый из которых руководствуется собственными побуждениями и намерениями. Это позволяет малышу отличать хорошие от плохих черт в характерах персонажей, осознавать итоги совершаемых ими действий и укреплять ощущение справедливости.

2. Развитие чувства ответственности

Сказки часто акцентируют внимание на необходимости делать выбор и отвечать за него. Взять хотя бы сюжет о Морозе – там милая и старательная девушка вознаграждается, а вот лентяи, и эгоисты неминуемо расплачиваются. Эти рассказы помогают детям осознавать значимость своих действий и понимать, что любое решение влечет за собой определенные результаты.

3. Воспитание уважения к старшим

В русских народных сказаниях нередки истории, в которых юное поколение следует указаниям более опытных людей и извлекает выгоду из их знаний. Возьмем, к примеру, сказку «Василиса Прекрасная»: главная героиня внимательно учитывает советы матери и бабушки, благодаря чему успешно справляется с возникшими препятствиями. Следовательно, эти повествования подчеркивают важность почитания старших и способствуют передаче общепринятых правил поведения.

4. Поощрение смелости и решительности

Персонажи народных сказаний часто проявляют отвагу и сообразительность, сталкиваясь с испытаниями. В сюжете об Иване-Царевиче и Сером Волке ярко показано, что целеустремленность и поддержка преданного союзника помогают победить любые преграды. Такие истории побуждают ребят не бояться проблем и верить в свои силы.

5. Формирование ценностей дружбы и взаимопомощи

В волшебных историях персонажи нередко работают вместе, поддерживая друг друга ради достижения единой задачи. Возьмем, к примеру, известную сказку о трех поросят, где братья совместно возводят надёжное жилище, предохраняющее их от хитрого зверя. Такие рассказы помогают юным читателям осознать ценность совместных усилий и готовности прийти на помощь ближнему.

Особенности влияния русских народных сказок на воспитание дошкольника:

- Благодаря легкости повествования и ясной истории, содержание становится понятно даже самым юным читателям.

- Использование выразительных средств и образных сравнений способствует развитию речи ребёнка и пополнению его словарного запаса.

- Повторение определенных моментов помогает лучше запомнить сюжет и улучшает память.

- Регулярное перечитывание одной и той же сказки позволяет глубже понять ее нравственный смысл.

Практическое применение в работе с детьми:

Для педагогов и родителей рекомендуется активно включать русские народные сказки в процесс воспитания:

-Совместное чтение с последующим анализом услышанного материала.

-Постановка отрывков из сказок, использование ролевых игр.

-Изготовление изображений и графики, вдохновленных знакомыми сказками.

-Организация специальных мероприятий и соревнований, посвященных традиционным русским сказкам.

Как правильно организовать знакомство дошкольников с народными сказками?

Чтобы русские народные сказки наиболее эффективно влияли на формирование нравственного облика малышей в детском саду, необходимо принимать во внимание их возрастные возможности:

- Двух- и трехлетним детям подойдут небольшие истории с понятным развитием событий («Колобок», «Три медведя»).

- Дошкольников 4-5 лет привлекают сказочные сюжеты с волшебными деталями и захватывающими событиями («Морозко», «Финист – ясный сокол»).

- Дети 5-7 лет готовы понимать сложные идеи и этические вопросы, отраженные в сказках («Конёк-Горбунок», «Иван-сын крестьянский и чудо-юдо»).

Не менее важно и то, как представлен материал: общее прочтение историй, разыгрывание сцен из них, театральные представления и беседы о том, что было услышано – все это помогает усилить воздействие народного творчества.

В итоге, русская народная сказка становится ценным инструментом воспитания у дошкольников системы взглядов и нравственных принципов, создавая основу для роста гармоничной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое кол...

Сообщение «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

 Дошкольный возраст -  это важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных тр...

Консультация «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...