«Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста»
материал

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа

Консультация

«Роль игры в адаптационный период у детей

младшего дошкольного возраста»

Педагог:

Пашкевич Л.М.

2025  г.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям

жизни, к новой обстановке. А для ребенка раннего возраста детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает

много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Ранний дошкольный возраст – чрезвычайно ответственный период в

развитии ребенка, когда происходит закладка фундамента его личности.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Игры, используемые в работе воспитателем, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования их в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:

- осознание собственных чувств и переживаний;

- развитие интереса к сверстникам;

- развития умения действовать согласованно.

Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижении чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.

Также используются игры, целью которых является развитие:

- слухового внимания, восприятия;

- речи, активного словаря;

А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период

1. Игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

2.  Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

3. В играх должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;

4. В играх всем детям предлагаются одинаковые предметы;

5. Инициатором игры выступает взрослый.

Для формирования уверенности в окружающем мире в период адаптации в группе проводятся следующие игры:

- игры на знакомство освоение пространства;

- игры на знакомство сверстниками;

- подвижные игры;

- досуговые игры;

- развлекающие;

- музыкальные игры ;

- психо - эмоциональные игры;

- сенсомоторные игры.

Примеры игр в адаптационный период

     Игра «Ладушки»

Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

- Ладушки, ладушки.

(воспитатель показывает ладошки)

Где были?

- У бабушки!

(вращает кистями)

Испекла нам бабушка

(хлопает в ладоши)

Сладкие оладушки,

Маслом поливала,

Деток угощала.

Коле два, Оле два,

(раздает «оладушки» детям)

Ване два, Тане два.

Всем дала!

(показывает в руках два «оладушка»)

Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками» это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.

Игра «Нежно гладим мы зверят» 

Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка.

Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

- Нежно гладим мы зверят,

(ладошкой гладит игрушку 8 раз)

И зверята не пищат.

Попищим поскорей,

(сжимает игрушку 8 раз).

Игра «Веселые платочки»

Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.

Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками.

Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

- Вот платочки хороши!

(стоят на месте и протянув вперед руки, размахивает платочком)

Мы попляшем, малыши.

Ты, платочек аленький, покружись,

(кружится, держа платочек в поднятой руке)

Всем ребятам маленьким покажись.

Я платочком помашу

(взмахивает платочком, стоя на месте)

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький, покружись,

(кружится)

Всем ребятам маленьким покажись.

Нет платочков, ай-ай-ай.

(прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо-влево)

Где платочки, угадай?

Ты, платочек аленький, покружись,

(кружится)

Всем ребятам маленьким покажись.

Вот платочки хороши!

(идет к коробке, в которую кладет платочек)

Поплясали малыши.

И платочки сложим свои,

Все умеют милые малыши.

         Игра «Привет, дружок – пока, дружок»

Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метров. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок».

- Привет, привет, дружок.

Выходи-ка на лужок.

То прыжком, то бочком, 2 раза

Топать, топать каблучком.

Воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками.

- Пока, пока, дружок,

Приди снова на лужок.

Воспитатель машет рукой. Ребенок возвращается на свое место.

- То прыжком, то бочком,

Топать, топать каблучком.

Воспитатель ударяет в бубен. Дети, сидя на стульях, топают ножками и машут рукой. Игра повторяется с другим ребенком.

Игра «Мишка косолапый»

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

Игра «Заиньки»

Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Игра «Покажи картинку»

Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т. д.

В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

        Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...

Игры в адаптационный период в младшем дошкольном возрасте.

рекомендации для поведения игр в адаптационный период....

Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...

"Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста"

laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...

Консультация по теме «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

Адаптация детей к новой среде, например, к детскому саду, может быть сложным процессом, как для самих малышей, так и для их родителей. В этот период особенно важна игра, как естественная форма деятель...

консультация для родителей: "Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей«Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста»В жизни ребёнка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом...

Консультация для родителей "Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей«Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста»В жизни ребёнка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом...