«Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста»
материал
Консультация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа
Консультация
«Роль игры в адаптационный период у детей
младшего дошкольного возраста»
Педагог:
Пашкевич Л.М.
2025 г.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям
жизни, к новой обстановке. А для ребенка раннего возраста детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает
много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Ранний дошкольный возраст – чрезвычайно ответственный период в
развитии ребенка, когда происходит закладка фундамента его личности.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
Игры, используемые в работе воспитателем, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования их в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:
- осознание собственных чувств и переживаний;
- развитие интереса к сверстникам;
- развития умения действовать согласованно.
Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижении чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.
Также используются игры, целью которых является развитие:
- слухового внимания, восприятия;
- речи, активного словаря;
А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
1. Игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
2. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
3. В играх должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
4. В играх всем детям предлагаются одинаковые предметы;
5. Инициатором игры выступает взрослый.
Для формирования уверенности в окружающем мире в период адаптации в группе проводятся следующие игры:
- игры на знакомство освоение пространства;
- игры на знакомство сверстниками;
- подвижные игры;
- досуговые игры;
- развлекающие;
- музыкальные игры ;
- психо - эмоциональные игры;
- сенсомоторные игры.
Примеры игр в адаптационный период
Игра «Ладушки»
Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.
- Ладушки, ладушки.
(воспитатель показывает ладошки)
Где были?
- У бабушки!
(вращает кистями)
Испекла нам бабушка
(хлопает в ладоши)
Сладкие оладушки,
Маслом поливала,
Деток угощала.
Коле два, Оле два,
(раздает «оладушки» детям)
Ване два, Тане два.
Всем дала!
(показывает в руках два «оладушка»)
Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками» это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.
Игра «Нежно гладим мы зверят»
Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка.
Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
- Нежно гладим мы зверят,
(ладошкой гладит игрушку 8 раз)
И зверята не пищат.
Попищим поскорей,
(сжимает игрушку 8 раз).
Игра «Веселые платочки»
Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.
Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками.
Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.
- Вот платочки хороши!
(стоят на месте и протянув вперед руки, размахивает платочком)
Мы попляшем, малыши.
Ты, платочек аленький, покружись,
(кружится, держа платочек в поднятой руке)
Всем ребятам маленьким покажись.
Я платочком помашу
(взмахивает платочком, стоя на месте)
И с платочком попляшу.
Ты, платочек аленький, покружись,
(кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Нет платочков, ай-ай-ай.
(прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо-влево)
Где платочки, угадай?
Ты, платочек аленький, покружись,
(кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Вот платочки хороши!
(идет к коробке, в которую кладет платочек)
Поплясали малыши.
И платочки сложим свои,
Все умеют милые малыши.
Игра «Привет, дружок – пока, дружок»
Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метров. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок».
- Привет, привет, дружок.
Выходи-ка на лужок.
То прыжком, то бочком, 2 раза
Топать, топать каблучком.
Воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками.
- Пока, пока, дружок,
Приди снова на лужок.
Воспитатель машет рукой. Ребенок возвращается на свое место.
- То прыжком, то бочком,
Топать, топать каблучком.
Воспитатель ударяет в бубен. Дети, сидя на стульях, топают ножками и машут рукой. Игра повторяется с другим ребенком.
Игра «Мишка косолапый»
Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).
Игра «Заиньки»
Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.
– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
По лесной лужайке
Разбежались зайки. (легкий бег)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок, (присели)
Роют лапкой корешок (движение рукой)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Игра «Покажи картинку»
Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.
Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.
- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т. д.
В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»
Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...

Игры в адаптационный период в младшем дошкольном возрасте.
рекомендации для поведения игр в адаптационный период....
Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...

"Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста"
laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...

Консультация по теме «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»
Адаптация детей к новой среде, например, к детскому саду, может быть сложным процессом, как для самих малышей, так и для их родителей. В этот период особенно важна игра, как естественная форма деятель...
консультация для родителей: "Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей«Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста»В жизни ребёнка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом...

Консультация для родителей "Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей«Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста»В жизни ребёнка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом...