Дополнительное обеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Родниок"
методическая разработка (средняя группа)

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ведь ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-этические нормы, чувство национального самосознания.

В наше время понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Но типовая программа детского сада не ставит конкретных задач по приобщению детей к истокам своей родной культуры. Поэтому представления детей о народной культуре поверхностны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnichki.docx79.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ведь ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-этические нормы, чувство национального самосознания.

В наше время понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Но типовая программа детского сада не ставит конкретных задач по приобщению детей к истокам своей родной культуры. Поэтому представления детей о народной культуре поверхностны.

Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста, интересующиеся культурой, традициями, обычаями русского народа, для которых важное значение имеет прошлое своей страны.

Цель программы «Родничок» - как можно доступнее расширить кругозор детей, приобщить их к истокам русской народной культуры, познакомить с фольклором, календарными праздниками, их обычаями и традициями.

Путем создания цепочки соответствующих ситуаций способствовать более полному осмыслению исторического наследия прошлого.

Задачи программы «Родничок»:

-воспитывать интерес и любовь к национальной русской культуре -воспитывать любовь к Родине, своему народу -познакомить с жилищем и предметами быта наших предков -расширить знания детей об особенностях русского национального костюма

-приобщать к богатству русской речи посредством знакомства с различными жанрами фольклора

-познакомить с традициями народного праздника, особенностями организации действа и гостевым этикетом -развивать интерес к исконно русским традициям

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста(4-5 лет). Занятия проводятся в специально обустроенной комнате «Русская изба». По программе проводится 1 занятие в неделю, всего 36 занятий.

Продолжительность занятия 20-25 минут. Занятия проводятся в форме тематических бесед, ОД, организации народных, фольклорных, тематических досугов, школы «юного экскурсовода», посещения экспозиций, мастер-классов, викторин. Виды занятий - тематические, интегрированные: демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда ( слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение); обыгрывание обрядов и традиций народных праздников; продуктивные виды деятельности - роспись, лепка , аппликация, декорирование. Занятия в кружке на доступном детям уровне знакомят их с народным календарем, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, народными играми, способствуют развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой

нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становятся ближе, понятнее ребенку. Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера и ментальности.

Планируемые результаты освоения программы:

-дети используют в активной речи потешки, загадки, колыбельные песни, пестушки, пословицы и поговорки и т.д.

-умеют играть в русские народные игры, используют считалки - осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, водят хороводы, исполняют частушки и т.д.)

-знают историю русского костюма, головных уборов - используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности

-бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества -знают названия русских народных музыкальных инструментов, некоторые из них используют в самостоятельной деятельности

Программа кружка разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Условие реализации программы - наличие готового музея «Русская изба» со множеством экспозиций – 1. «Русская изба» - русская печка, лавки, сундук, люлька.

  1. «Домашняя утварь» - собраны старинные предметы быта (изделия из дерева, бересты, чугуна).
  2. «Мастерская кукол» - куклы из ткани, соломы.
  3. «Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (творение умелых женских рук: вышивка, прядение).
  4. «Русский костюм»- сарафаны, рубахи, пояса, кокошники, картузы, лапти, валенки.
  5. «Народные промыслы» - дымковская игрушка, кувшины гжели, матрешки.
  6. «Музыкальные инструменты» - балалайка, гармонь, трещетки.

По прохождении каждого раздела программы используются такие формы контроля и аттестации как опросы, викторины, выставки, наблюдения,


Оценочные материалы

Уровни усвоения традиций русской национальной культуры

Уровни усвоения традиций русской

национальной культуры

Представления о традициях русской национальной культуры

Интерес к русской национальной культуре

Испол ьзование знаний о русской

национальной

культуре в различных видах деятельности

Оптимальный

Ребенок имеет представление о

традициях, обычаях,

атрибутах русской национальной

культуры. Называет русские праздники, сказки, знает игры,

потешки, пословицы, колыбельные и т.д.

Ребенок постоянно интересуется

подробностями

русских традиций, рассматривает

иллюстрации про быт русского народа,

выделяет особенности

национальной одежды, кухни, праздников.

Любит слушать произведения русского народного творчества.

Актуализирует знания о русской

национальной

культуре в разных

видах деятельности.

Допустимый

Ребенок имеет представления о

некоторых традициях,

обычаях, но не всегда может назвать

атрибуты, украшения русского жилища,

мало знает о сказках и малых формах

фольклора, хотя

называет народные игры, имеет

представления о народных праздниках.

Ребенок часто не акцентирует внимание на подробностях

русских обрядов,

традиций, не всегда

проявляет интерес к особенностям

национальной одежды.

Актуализация знаний о семейной культу прослеживается ли

игровой деятельно

Низкий

У ребенка отсутствуют знания о

традициях, обычаях

русского народа, затрудняется в

названии атрибутов русского народного

костюма, не называет народные сказки, праздники.

Чаще интересуется внешней

характеристикой

русских семейных

обрядов, традиций, не выделяя особенности

национальной одежды.

i

Ребенок не применяет знания о русской национальной

культуре в разных

видах деятельности.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Русская изба

3

2

1

Фольклорный праздник

2.

Предметы быта

3

1

2

Викторина

3.

Русский костюм

5

2

3

Опрос

4.

Люлька

4

2

2

Опрос

5.

Народный календарь

10

5

5

Викторина

6.

Музыкальные инструменты

3

1

2

Музыкальное развлечение

7.

Народные игры и хороводы

4

1

3

Фольклорное развлечение

8.

Народные промыслы

4

2

2

Выставка работ

Содержание учебного плана

Раздел 1. «Русская изба»

Теория: беседы на темы: «Милости просим в нашу избу», «У истоков старины», «Маленькое дело лучше большого безделья», пословицы и поговорки о печи, о труде

Практика: Дидактическая игра «Что было, что стало?», хороводная игра «Как у наших у ворот», народная подвижная игра «Вьюн-вьюнок», театрализованная игра: «Как раньше было», лепка из солёного теста: «У хозяюшки», фольклорный праздник «В русской избе», конструирование и ручной труд: «Как люди приручили огонь».

Раздел 2. «Предметы быта»

Теория: беседы на темы: «Для чего прялка нужна?», «Путешествие в прошлое домашней утвари», загадка о предметах быта.

Практика: хоровод «Туман белый при долине», дидактическая игра «Из какого материала сделано», подвижная народная игра «Колокольцы - бубенцы», заучивание пословиц и поговорок о предметах старинного быта, русская народная игра «Вышел Ваня погулять», викторина «Чудесный мешочек. Предметы быта» (в рамках «Школы юного экскурсовода»), дидактическая игра «Путаница», лепка «У хозяюшки в избе», ручной труд – «Кукла - Берегиня». Раздел 3. «Русский костюм»

Теория: беседы на темы: «Какую одежду женщины на Руси носили», «Мужской костюм в старину», «Обувь на Руси», рассматривание иллюстраций с изображением героев в русских народных костюмах, загадки о народном костюме, рассматривание картинок с изображением головных уборов старины, рассматривание русских народных мужских костюмов, пословицы и поговорки о народном костюме.

Практика: роспись образцов «Узоры на Дунином сарафане», подвижная народная игра «Дедушка Трифон», рисование «Нарисуй свой узор – оберег», составление узора на пластилиновой основе с использованием круп и бисера, хороводные игры «Как на реке», «Кто с нами», дидактическая игра «Чего не хватает?», аппликация «Лапоточки мои». Раздел 4. «Люлька»

Теория: беседа на тему: «Что такое люлька?», рассматривание экспоната, разучивание колыбельных песен, потешек, пестушек.

Практика: разыгрывание сценки - потешки «Надо Машеньку качать», подвижные народные игры «Солнышко – ведрышко», «Ручеек», хороводы «Прялица», «Заплетайся плетень».

Раздел 5. «Народный календарь»

Теория: беседа на тему. «Зиновий Синичник. Зинькин день»,

«Кузьминки - по осени поминки», «Новый год у ворот», «Рождество Христово», «Пришла коляда, отворяй ворота» «Святое крещение. История возникновения и традиции», «Масленица широкая», «Прощеное воскресенье. История праздника», «Благовещенье Пресвятой Богородицы-обычаи и традиции».

Практика: изготовление кормушек к празднику «Зинькин день», хороводные игры: «Платочек», «Белый снег, беленький»; подвижные народные игры: «Иголка и нитка», «Петушиные бои», «Бояре», дидактическая игра «Угадай крупу», игра – дразнилка «Молчанка», викторина «Как на Руси

Новый год встречали», спектакль «Чудесная звезда», фольклорный праздник «Коляда пришла, отворяй ворота», ручной труд «Ангел из бумаги», изготовление Куклы-Масленицы, фольклорное развлечение «Ай, да масленица», изготовление объемного голубя из бумаги.

Раздел 6. «Музыкальные инструменты»

Теория: беседа «История народных музыкальных инструментов», слушание фонограмм со звучанием народных музыкальных инструментов, загадки о муз. инструментах.

Практика: разучивание русской народной песни «Балалайка», музыкально-дидактическая игра «На чем я играю», познавательная викторина «Музыкальные инструменты старины», аппликация «Балалайка», хороводная игра «Кто с нами?».

Раздел 7. «Народные игры и хороводы»

Теория: беседа на тему: «История возникновения и значение народных

игр и хороводов».

Практика: хороводы: «На реке», «Широк листик на малине», русская народная игра «Птицелов», «Петушиный бой», рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний.

Раздел 8. «Народные промыслы»

Теория: Сказка «Путешествие Василисы в города народных промыслов», беседы на темы «Матрешки-сестрички», «Виды народных промыслов».

Практика: роспись трафаретов узороми «Гжель», «Жостово»,

«Хохлома», лепка «Дымковская игрушка», игра: «Кукла просто загляденье, детям всем на удивленье», декоративное рисование на готовых силуэтах: «Оденем Танюшу и Ванюшу», декоративная роспись на объёмной форме «Дымковская карусель», аппликация «Матрешка - символ России».

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Форма занятия

Кол- во

часо в

Тема занятия

Место проведени

я

Форма контроля

1

Сентябрь

Экскурсия, беседа, музейная педагогика

1

«Красна изба углами»

Музей старины

Наблюден

ие

(диагности ка)

2

Сентябрь

Беседа, лепка из соленого теста

1

«Ой, ты печка сударыня»

Музей старины

Наблюден

ие

(диагности ка)

3

Сентябрь

Фольклорный праздник

1

«В русской избе»

Музыкаль ный зал

Фольклорн ый праздник

4

Сентябрь

Экскурсия, беседа, лепка

1

«Предметы домашней утвари»

Музей старины

Опрос

5

Октябрь

Беседа, ручной труд

1

«Кукла-

Берегиня»

Музей старины

Выставка

6

Октябрь

Познавательная викторина

1

«Чудесный мешочек»

Музей старины

Викторина

7

Октябрь

Экскурсия, беседа

1

«Красив

Дунин сарафан»

Музей старины

Опрос

8

Октябрь

Роспись образцов

1

«Смоленские узоры»

Музей старины

Выставка

9

Ноябрь

Экскурсия, беседа

1

«Особенности русской мужской одежды»

Музей старины

Опрос

10

Ноябрь

Рисование

1

«Смоленский костюм»

Музей старины

Выставка

11

Ноябрь

Составление узора на

пластилиновой основе

1

«Узор-оберег»

Музей старины

Выставка

12

Ноябрь

Экскурсия, беседа

1

«Что такое люлька?»

Музей старины

Опрос

13

Декабрь

Разыгрывание

1

«Ой, люли-

Музей

Показ

сценки-потешки

люли»

старины

сценки

14

Декабрь

Разучивание колыбельных

песен, потешек, пестушек

1

«Знакомство с потешками, пестушками»

Музей старины

Рассказыв ание

потешек, пестушек

15

Декабрь

Беседа, экскурсия

1

«Баю-баю, детку качаю..»

Музей старины

Опрос

16

Декабрь

Новогодняя викторина

1

«Как на Руси Новый год встречали»

Музей старины

Викторина

17

Январь

Спектакль

1

«Чудесная звезда»

Музыкаль ный зал

Спектакль

18

Январь

Фольклорный праздник

1

«Пришла коляда, отворяй ворота»

Группы

детского сада

Фольклорн ый праздник

19

Январь

Беседа, экскурсия

1

«Святое

Крещение»

Музей старины

Опрос

20

Январь

Ручной труд

1

«Ангел - хранитель»

Музей старины

Выставка

21

Февраль

Беседа, экскурсия

1

«Народный календарь»

Музей старины

Опрос

22

Февраль

Беседа, экскурсия

1

«Народный календарь»

Музей старины

Опрос

23

Февраль

Ручной труд

1

«Кукла-

Масленица»

Музей старины

Выставка

24

Февраль

Фольклорное развлечение

1

« Масленица широкая»

Музыкаль ный зал

Фольклорн

ое

развлечени

е

25

Март

Беседа, экскурсия

1

«Прощеное воскресенье»

Музей старины

Опрос

26

Март

Беседа, экскурсия

1

«Дуйте в дудки, бейте в ложки»

Музей старины

Опрос

27

Март

Беседа, экскурсия

1

«Балалаечка моя и гармонь родная»

Музей старины

Опрос

28

Март

Аппликация

1

«Трень-брень струночки»

Музей старины

Выставка

29

Апрель

Беседа, подвижные игры

1

«Ай, да весело у нас»

Спортивн ый зал

Развлечен ие

30

Апрель

Народные хороводные игры

1

«Разучивание народных игр

Смоленского края»

Спортивн ый зал

Развлечен ие

31

Апрель

Беседа, рассматривание иллюстраций

1

«Как на Руси гуляли»

Спортивн ый зал

Развлечен ие

32

Апрель

Народные подвижные игры

1

«Хоровод заведем»

Спортивн ый зал

Развлечен ие

33

Май

Беседа, экскурсия

1

«Народные промыслы»

Музей старины

Опрос

34

Май

Ручной труд

1

«Дымковская игрушка»

Музей старины

Выставка

35

Май

Ручной труд

1

«Русская матрешка»

Музей старины

Выставка

36

Май

Викторина

1

«Посиделки у самовара»

Музей старины

Викторина

Методическое обеспечение образовательной деятельности

  1. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008 г.
  2. А.Ф.Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
  3. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
  4. Т.А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999 г.
  5. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».
  6. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программа, учебно – методическое пособие, СПб.: Детство – Пресс, 2000 г.
  7. Музейная педагогика \ под ред. А. Н.Морозовой, О. В. Мельниковой, Москва, «Творческий центр», 2008 г.
  8. Тихонова. М. В., Смирнова Н.С., Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада- СПб: «Детство-пресс», 2004-208 с.
  9. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
  10. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
  11. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  12. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
  13. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...