Дополнительное обеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Родниок"
методическая разработка (средняя группа)
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ведь ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.
Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-этические нормы, чувство национального самосознания.
В наше время понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Но типовая программа детского сада не ставит конкретных задач по приобщению детей к истокам своей родной культуры. Поэтому представления детей о народной культуре поверхностны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ведь ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.
Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-этические нормы, чувство национального самосознания.
В наше время понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Но типовая программа детского сада не ставит конкретных задач по приобщению детей к истокам своей родной культуры. Поэтому представления детей о народной культуре поверхностны.
Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста, интересующиеся культурой, традициями, обычаями русского народа, для которых важное значение имеет прошлое своей страны.
Цель программы «Родничок» - как можно доступнее расширить кругозор детей, приобщить их к истокам русской народной культуры, познакомить с фольклором, календарными праздниками, их обычаями и традициями.
Путем создания цепочки соответствующих ситуаций способствовать более полному осмыслению исторического наследия прошлого.
Задачи программы «Родничок»:
-воспитывать интерес и любовь к национальной русской культуре -воспитывать любовь к Родине, своему народу -познакомить с жилищем и предметами быта наших предков -расширить знания детей об особенностях русского национального костюма
-приобщать к богатству русской речи посредством знакомства с различными жанрами фольклора
-познакомить с традициями народного праздника, особенностями организации действа и гостевым этикетом -развивать интерес к исконно русским традициям
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста(4-5 лет). Занятия проводятся в специально обустроенной комнате «Русская изба». По программе проводится 1 занятие в неделю, всего 36 занятий.
Продолжительность занятия 20-25 минут. Занятия проводятся в форме тематических бесед, ОД, организации народных, фольклорных, тематических досугов, школы «юного экскурсовода», посещения экспозиций, мастер-классов, викторин. Виды занятий - тематические, интегрированные: демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда ( слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение); обыгрывание обрядов и традиций народных праздников; продуктивные виды деятельности - роспись, лепка , аппликация, декорирование. Занятия в кружке на доступном детям уровне знакомят их с народным календарем, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, народными играми, способствуют развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой
нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становятся ближе, понятнее ребенку. Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера и ментальности.
Планируемые результаты освоения программы:
-дети используют в активной речи потешки, загадки, колыбельные песни, пестушки, пословицы и поговорки и т.д.
-умеют играть в русские народные игры, используют считалки - осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, водят хороводы, исполняют частушки и т.д.)
-знают историю русского костюма, головных уборов - используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности
-бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества -знают названия русских народных музыкальных инструментов, некоторые из них используют в самостоятельной деятельности
Программа кружка разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
Условие реализации программы - наличие готового музея «Русская изба» со множеством экспозиций – 1. «Русская изба» - русская печка, лавки, сундук, люлька.
- «Домашняя утварь» - собраны старинные предметы быта (изделия из дерева, бересты, чугуна).
- «Мастерская кукол» - куклы из ткани, соломы.
- «Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (творение умелых женских рук: вышивка, прядение).
- «Русский костюм»- сарафаны, рубахи, пояса, кокошники, картузы, лапти, валенки.
- «Народные промыслы» - дымковская игрушка, кувшины гжели, матрешки.
- «Музыкальные инструменты» - балалайка, гармонь, трещетки.
По прохождении каждого раздела программы используются такие формы контроля и аттестации как опросы, викторины, выставки, наблюдения,
Оценочные материалы
Уровни усвоения традиций русской национальной культуры
Уровни усвоения традиций русской национальной культуры | Представления о традициях русской национальной культуры | Интерес к русской национальной культуре |
Испол ьзование знаний о русской национальной культуре в различных видах деятельности |
Оптимальный | Ребенок имеет представление о традициях, обычаях, атрибутах русской национальной культуры. Называет русские праздники, сказки, знает игры, потешки, пословицы, колыбельные и т.д. |
Ребенок постоянно интересуется подробностями русских традиций, рассматривает иллюстрации про быт русского народа, выделяет особенности национальной одежды, кухни, праздников. Любит слушать произведения русского народного творчества. | Актуализирует знания о русской национальной культуре в разных видах деятельности.
|
Допустимый |
Ребенок имеет представления о некоторых традициях, обычаях, но не всегда может назвать атрибуты, украшения русского жилища, мало знает о сказках и малых формах фольклора, хотя называет народные игры, имеет представления о народных праздниках. | Ребенок часто не акцентирует внимание на подробностях русских обрядов, традиций, не всегда проявляет интерес к особенностям национальной одежды. | Актуализация знаний о семейной культу прослеживается ли игровой деятельно
|
Низкий |
У ребенка отсутствуют знания о традициях, обычаях русского народа, затрудняется в названии атрибутов русского народного костюма, не называет народные сказки, праздники. |
Чаще интересуется внешней характеристикой русских семейных обрядов, традиций, не выделяя особенности национальной одежды. i | Ребенок не применяет знания о русской национальной культуре в разных видах деятельности.
|
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Русская изба | 3 | 2 | 1 | Фольклорный праздник |
2. | Предметы быта | 3 | 1 | 2 | Викторина |
3. | Русский костюм | 5 | 2 | 3 | Опрос |
4. | Люлька | 4 | 2 | 2 | Опрос |
5. | Народный календарь | 10 | 5 | 5 | Викторина |
6. | Музыкальные инструменты | 3 | 1 | 2 | Музыкальное развлечение |
7. | Народные игры и хороводы | 4 | 1 | 3 | Фольклорное развлечение |
8. | Народные промыслы | 4 | 2 | 2 | Выставка работ |
Содержание учебного плана
Раздел 1. «Русская изба»
Теория: беседы на темы: «Милости просим в нашу избу», «У истоков старины», «Маленькое дело лучше большого безделья», пословицы и поговорки о печи, о труде
Практика: Дидактическая игра «Что было, что стало?», хороводная игра «Как у наших у ворот», народная подвижная игра «Вьюн-вьюнок», театрализованная игра: «Как раньше было», лепка из солёного теста: «У хозяюшки», фольклорный праздник «В русской избе», конструирование и ручной труд: «Как люди приручили огонь».
Раздел 2. «Предметы быта»
Теория: беседы на темы: «Для чего прялка нужна?», «Путешествие в прошлое домашней утвари», загадка о предметах быта.
Практика: хоровод «Туман белый при долине», дидактическая игра «Из какого материала сделано», подвижная народная игра «Колокольцы - бубенцы», заучивание пословиц и поговорок о предметах старинного быта, русская народная игра «Вышел Ваня погулять», викторина «Чудесный мешочек. Предметы быта» (в рамках «Школы юного экскурсовода»), дидактическая игра «Путаница», лепка «У хозяюшки в избе», ручной труд – «Кукла - Берегиня». Раздел 3. «Русский костюм»
Теория: беседы на темы: «Какую одежду женщины на Руси носили», «Мужской костюм в старину», «Обувь на Руси», рассматривание иллюстраций с изображением героев в русских народных костюмах, загадки о народном костюме, рассматривание картинок с изображением головных уборов старины, рассматривание русских народных мужских костюмов, пословицы и поговорки о народном костюме.
Практика: роспись образцов «Узоры на Дунином сарафане», подвижная народная игра «Дедушка Трифон», рисование «Нарисуй свой узор – оберег», составление узора на пластилиновой основе с использованием круп и бисера, хороводные игры «Как на реке», «Кто с нами», дидактическая игра «Чего не хватает?», аппликация «Лапоточки мои». Раздел 4. «Люлька»
Теория: беседа на тему: «Что такое люлька?», рассматривание экспоната, разучивание колыбельных песен, потешек, пестушек.
Практика: разыгрывание сценки - потешки «Надо Машеньку качать», подвижные народные игры «Солнышко – ведрышко», «Ручеек», хороводы «Прялица», «Заплетайся плетень».
Раздел 5. «Народный календарь»
Теория: беседа на тему. «Зиновий Синичник. Зинькин день»,
«Кузьминки - по осени поминки», «Новый год у ворот», «Рождество Христово», «Пришла коляда, отворяй ворота» «Святое крещение. История возникновения и традиции», «Масленица широкая», «Прощеное воскресенье. История праздника», «Благовещенье Пресвятой Богородицы-обычаи и традиции».
Практика: изготовление кормушек к празднику «Зинькин день», хороводные игры: «Платочек», «Белый снег, беленький»; подвижные народные игры: «Иголка и нитка», «Петушиные бои», «Бояре», дидактическая игра «Угадай крупу», игра – дразнилка «Молчанка», викторина «Как на Руси
Новый год встречали», спектакль «Чудесная звезда», фольклорный праздник «Коляда пришла, отворяй ворота», ручной труд «Ангел из бумаги», изготовление Куклы-Масленицы, фольклорное развлечение «Ай, да масленица», изготовление объемного голубя из бумаги.
Раздел 6. «Музыкальные инструменты»
Теория: беседа «История народных музыкальных инструментов», слушание фонограмм со звучанием народных музыкальных инструментов, загадки о муз. инструментах.
Практика: разучивание русской народной песни «Балалайка», музыкально-дидактическая игра «На чем я играю», познавательная викторина «Музыкальные инструменты старины», аппликация «Балалайка», хороводная игра «Кто с нами?».
Раздел 7. «Народные игры и хороводы»
Теория: беседа на тему: «История возникновения и значение народных
игр и хороводов».
Практика: хороводы: «На реке», «Широк листик на малине», русская народная игра «Птицелов», «Петушиный бой», рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний.
Раздел 8. «Народные промыслы»
Теория: Сказка «Путешествие Василисы в города народных промыслов», беседы на темы «Матрешки-сестрички», «Виды народных промыслов».
Практика: роспись трафаретов узороми «Гжель», «Жостово»,
«Хохлома», лепка «Дымковская игрушка», игра: «Кукла просто загляденье, детям всем на удивленье», декоративное рисование на готовых силуэтах: «Оденем Танюшу и Ванюшу», декоративная роспись на объёмной форме «Дымковская карусель», аппликация «Матрешка - символ России».
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол- во часо в | Тема занятия | Место проведени я | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Экскурсия, беседа, музейная педагогика | 1 | «Красна изба углами» | Музей старины | Наблюден ие (диагности ка) |
2 | Сентябрь | Беседа, лепка из соленого теста | 1 | «Ой, ты печка сударыня» | Музей старины | Наблюден ие (диагности ка) |
3 | Сентябрь | Фольклорный праздник | 1 | «В русской избе» | Музыкаль ный зал | Фольклорн ый праздник |
4 | Сентябрь | Экскурсия, беседа, лепка | 1 | «Предметы домашней утвари» | Музей старины | Опрос |
5 | Октябрь | Беседа, ручной труд | 1 | «Кукла- Берегиня» | Музей старины | Выставка |
6 | Октябрь | Познавательная викторина | 1 | «Чудесный мешочек» | Музей старины | Викторина |
7 | Октябрь | Экскурсия, беседа | 1 | «Красив Дунин сарафан» | Музей старины | Опрос |
8 | Октябрь | Роспись образцов | 1 | «Смоленские узоры» | Музей старины | Выставка |
9 | Ноябрь | Экскурсия, беседа | 1 | «Особенности русской мужской одежды» | Музей старины | Опрос |
10 | Ноябрь | Рисование | 1 | «Смоленский костюм» | Музей старины | Выставка |
11 | Ноябрь | Составление узора на пластилиновой основе | 1 | «Узор-оберег» | Музей старины | Выставка |
12 | Ноябрь | Экскурсия, беседа | 1 | «Что такое люлька?» | Музей старины | Опрос |
13 | Декабрь | Разыгрывание | 1 | «Ой, люли- | Музей | Показ |
|
| сценки-потешки |
| люли» | старины | сценки |
14 | Декабрь | Разучивание колыбельных песен, потешек, пестушек | 1 | «Знакомство с потешками, пестушками» | Музей старины | Рассказыв ание потешек, пестушек |
15 | Декабрь | Беседа, экскурсия | 1 | «Баю-баю, детку качаю..» | Музей старины | Опрос |
16 | Декабрь | Новогодняя викторина | 1 | «Как на Руси Новый год встречали» | Музей старины | Викторина |
17 | Январь | Спектакль | 1 | «Чудесная звезда» | Музыкаль ный зал | Спектакль |
18 | Январь | Фольклорный праздник | 1 | «Пришла коляда, отворяй ворота» | Группы детского сада | Фольклорн ый праздник |
19 | Январь | Беседа, экскурсия | 1 | «Святое Крещение» | Музей старины | Опрос |
20 | Январь | Ручной труд | 1 | «Ангел - хранитель» | Музей старины | Выставка |
21 | Февраль | Беседа, экскурсия | 1 | «Народный календарь» | Музей старины | Опрос |
22 | Февраль | Беседа, экскурсия | 1 | «Народный календарь» | Музей старины | Опрос |
23 | Февраль | Ручной труд | 1 | «Кукла- Масленица» | Музей старины | Выставка |
24 | Февраль | Фольклорное развлечение | 1 | « Масленица широкая» | Музыкаль ный зал | Фольклорн ое развлечени е |
25 | Март | Беседа, экскурсия | 1 | «Прощеное воскресенье» | Музей старины | Опрос |
26 | Март | Беседа, экскурсия | 1 | «Дуйте в дудки, бейте в ложки» | Музей старины | Опрос |
27 | Март | Беседа, экскурсия | 1 | «Балалаечка моя и гармонь родная» | Музей старины | Опрос |
28 | Март | Аппликация | 1 | «Трень-брень струночки» | Музей старины | Выставка |
29 | Апрель | Беседа, подвижные игры | 1 | «Ай, да весело у нас» | Спортивн ый зал | Развлечен ие |
30 | Апрель | Народные хороводные игры | 1 | «Разучивание народных игр Смоленского края» | Спортивн ый зал | Развлечен ие |
31 | Апрель | Беседа, рассматривание иллюстраций | 1 | «Как на Руси гуляли» | Спортивн ый зал | Развлечен ие |
32 | Апрель | Народные подвижные игры | 1 | «Хоровод заведем» | Спортивн ый зал | Развлечен ие |
33 | Май | Беседа, экскурсия | 1 | «Народные промыслы» | Музей старины | Опрос |
34 | Май | Ручной труд | 1 | «Дымковская игрушка» | Музей старины | Выставка |
35 | Май | Ручной труд | 1 | «Русская матрешка» | Музей старины | Выставка |
36 | Май | Викторина | 1 | «Посиделки у самовара» | Музей старины | Викторина |
Методическое обеспечение образовательной деятельности
- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008 г.
- А.Ф.Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
- Т.А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999 г.
- О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программа, учебно – методическое пособие, СПб.: Детство – Пресс, 2000 г.
- Музейная педагогика \ под ред. А. Н.Морозовой, О. В. Мельниковой, Москва, «Творческий центр», 2008 г.
- Тихонова. М. В., Смирнова Н.С., Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада- СПб: «Детство-пресс», 2004-208 с.
- Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
- М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
- М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
- И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
- Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...