Экскурсия в музей «Русская изба»
материал (старшая группа)
Цель занятия-экскурсии: знакомство с предметами быта в русской избе.
Образовательные задачи экскурсии:
1)познакомить ребят с русской избой, её устройством, с бытовой утварью;
2)продолжать знакомить детей с русскими общенародными забавами,
поговорками, пословицами.
Воспитательные задачи экскурсии:
1)развивать любовь и почтение к культуре и обиходу русского народа, к общенародным обычаям;
2)развивать заинтересованность к русскому народному творчеству, побудить у ребят психологическую чуткость к русской этнической музыке.
Развивающие задачи экскурсии:
1)обогащать лексикон ребенка наименованиями объектов старинного
русского обихода (самовар, ухват, чугун, прялка, сундук, коромысло);
2)совершенствовать связную монологическую речь посредством устного
народного творчества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 212.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность на тему «Быт народов Поволжья»
В средней группе № 52
Экскурсия в музей «Русская изба»
Воспитатели группы № 52
Галиева Зульфия Миннахалиулловна,
Долгих Виктория Викторовна
Самара 2024
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной руками родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Дать полное представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов; воспитать у детей интерес к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками, любви и уважения к истории русского народа, бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию невозможно без посещения музея.
Цель занятия-экскурсии: знакомство с предметами быта в русской избе.
Образовательные задачи экскурсии:
1)познакомить ребят с русской избой, её устройством, с бытовой утварью;
2)продолжать знакомить детей с русскими общенародными забавами,
поговорками, пословицами.
Воспитательные задачи экскурсии:
1)развивать любовь и почтение к культуре и обиходу русского народа, к общенародным обычаям;
2)развивать заинтересованность к русскому народному творчеству, побудить у ребят психологическую чуткость к русской этнической музыке.
Развивающие задачи экскурсии:
1)обогащать лексикон ребенка наименованиями объектов старинного
русского обихода (самовар, ухват, чугун, прялка, сундук, коромысло);
2)совершенствовать связную монологическую речь посредством устного
народного творчества.
Словарная деятельность: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар,
половик.
Предварительная деятельность. Разглядывание картинок в книжках с
изображением старинных объектов обихода, беседа о значимости леса в
жизни русского человека, в том числе с целью сооружения жилья, и с целью производства бытовой утвари. Ознакомление с поговорками, пословицами согласно задаче; деятельность согласно их содержанию; работа с русскими народными загадками об объектах обихода. Прочтение русских народных сказок. Ознакомление с
народными праздничными днями, забавами, хороводами.
Оборудование и использованные материалы: «Русская изба» с объектами обихода (печь, лавка, стол, самовар, прялка, половики, рогач, коромысло, чугунок и др.), деревянные ложки.
Музыкальные произведения: русская забава «Заря Заряница»; «Край березовый», муз. А. Броневицкого, сл.И.Резника; мелодия сыгранная на ложках; колыбельная
Мы, воспитатели средней группы № 52, Галиева Зульфия Миннахалиулловна и Долгих Виктория Викторовна, в целях реализации проекта «Страна мастеров» сводили детей нашей группы в музей «Русская изба», находящийся в детском саду. Экскурсия была посвящена теме «Русская изба».
Предварительно мы, воспитатели, провели беседы о русской избе, а в музее предложили детям все хорошенько рассмотреть. В каждой избе в старину имелась люлька для малыша. Самый главный элемент избы- печь. Кормилица и спасительница от холодов.
В музее также на полках стеллажа расположились берегини-тряпичные куклы без лица, которые служили оберёгами для жителей каждой избы, защищающими от болезней и бед. Дети остались довольны посещением музея «Русская изба», с удовольствием отвечали на вопросы воспитателей. Уходя, многие ребята сказали, что они расскажут о музее своим родителям.
Ход образовательной ситуации.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Звучит звукозапись русской этнической песни. Ребята собираются в гости.
Познавательный рассказ «Не красна изба углами».
Воспитатели зовут посетителей в горницу русской избы, повествуют им о том, что ранее на Руси все без исключения сооружения – жилые здания, мостовые, храмы – рубились, то есть создавались из дерева. Здания возводили деревянные не в следствие того, то что никак не умели создавать каменные, а потому, что древесное жилье наиболее теплее и потому, что на Руси леса хватало, он был основным строительным материалом. Именовали здания избами. Собраны они с сосновых бревен без единого гвоздя, а создавались на столетия. Воздушное пространство в их постоянно смолой благоухает. В деревянных домах – сухо, тепло и дышится свободно. Существовать в их весьма полезно для здоровья. А еще древесина невероятно привлекательна. Зайдём внутрь русской избы и увидим, как она организована.
Разгадывание загадок.
-Послушайте, да разгадайте мои загадки:
«Среди избы стоит
Летом кормит,
Зимой полыхает.»
(печка)
-Печка постоянно стояла среди избы, она пребывала главной в жилье.
Относительно неё в народе рассказывали: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печка согревала абсолютно всех в длинную зиму. На печи – наилучшее место для старенького дедушки и добродушной бабушки: комфортно, теплота, тихо. Сверху перед потолком жарко, радостно и бабушкину небылицу слушать можно. Печка насыщала семью, обогревала жилье, на ней дремали младшие дети и старшее поколение, просушивали одежу и в том числе и умывались. Как поднимется утром хозяюшка, так первоначальным делом приступает растоплять печку. Печка — сельская благодетельница.
Вопросы к ребятам:
- Чем же могла печка покормить собственных хозяев? (в русской печи готовили щи, кашу, пекли черный хлеб, пироги).
- Какую поговорку вы знаете? («Щи да каша- еда наша»)
-Какие же объекты ещё были в русской избе?
« На столе стоит пузатый,
Носик – кран его горбатый.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
(самовар)
-За самоваром собиралась вся значительная деревенская семья, выпивали
нагретый чаек с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом блага, бытового комфорта и домашнего спокойствия. С давних пор славяне на Руси выделялись радушием.
Гостей вежливо встречали, усаживали за большой стол.
«Хозяюшка устанавливает его в печку,
Чтоб сварить детям гречку.»
(чугунок)
- Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как выполнен из чугуна, особенного типа сплава, который имел возможность выдержать любое пламя и ни в коем случае никак не бился. Однако чугунок в печи нагретый, безусловно ещё и тяжелый. Попытайтесь, подержите.
Как ведь можно было достать с печи нагретый чугунок? Тут был необходим иной помощник. Прослушивайте про него загадку.
«Бычок рогат, в руках зажат.
Не ест, а пищу хватает.
Людям отдаёт, а сам в угол идет.»
(ухват)
-Около русской печи постоянно стоял ухват, каким хозяюшка доставала горячие горшки с щами и аппетитной кашей. Поглядите, как ухватом вынуть чугун (демонстрация). Предложить ребятам самостоятельно подцепить чугунок ухватом.
Вопросы к ребятам:
- Для чего же необходим чугунок?
- Что ты извлекал из печи?
- Чем ты вынул чугунок?
-Слушайте загадку.
«Она нам кушать помогает.
Мы кашу, кушанье ею черпаем.
Без неё мы никуда,
Всех накормит без труда»
(ложка)
В деревенской семье у любого члена семьи имелась собственная ложка, какую вырезали из бревна. И в гости также постоянно шли с собственной ложкой. Даже пословицу сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой отнюдь не только лишь ели, на ложках можно было играть.
Прослушать игры на ложках (музыкальное сопровождение)
-А какие распевали песенки детям в люльках.
Вам мамы пели подобные песенки. Как они называются? (Данные песенки называют- колыбельные).
Давайте вместе послушаем колыбельную (музыкальное сопровождение)
Физкультминутка
«Тень-тень, потетень»
Тень-тень, потетень (стоя, руки вдоль тела),
Выше города плетень (поднимать руки вверх, делая волнообразные движения кистями).
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день (руки сложить вместе, как будто сидя за партой).
Похвалялася лиса (качать головой, руками имитировать движения ушей),
Всему свету я краса (рука изображает движение хвоста).
Похвалялся зайка (качать головой),
Поди догоняй-ка (руками имитировать движения лап).
Похвалялися ежи,
У нас шубы хороши (сложить ладони, переплести пальцы и сжать кисти; поднимать и опускать пальцы вверх-вниз, как колючки у ежа).
Похвалялись блохи,
Как дела неплохи (хлопать в ладоши).
Похвалялся медведь (топать ногами):
Могу песни я петь (хлопать себя по ногам).
Мы, воспитатели , дали ребятам время рассмотреть половики и коврики, обсудить ,из чего же они выполнены и для чего же они необходимы в русском жилище. Рассказываем, что почти все в жилище выполнено руками владельцев. Все без исключения совершалось с симпатией, помимо этого изделие должно было являться никак не только лишь нужным, однако и прекрасным, веселящим глаза. В русском жилище на пол стелили половики и коврики. Красивые, разноцветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые.
Вечерами девушки усаживались и пряли шерсть овечью, козью. Выдирали с шерсти и скатывали пальцами большие нити, пряжу. А затем вязали носочки, рукавицы. А с ниток ткали основание и прошивали одежду. На чем же ткали ,разузнаете, разгадав загадку:
"В гребень шерсть она берет,
Тонкой нитью отдает?»
(прялка)
-Сегодня мы продемонстрируем для вас ещё один предмет, а вы сообщите нам, как он именуется и зачем он был необходим. (демонстрируем сундук).
В сундуке русские люди сохраняли одежу, материи, значимые вещи.
Сундуки, ларцы, шкатулки– роскошно украшались, их разрисовывали красками. В сундуках сохраняли таким образом приданое для девочек: подушечки, одеяла, перины, чистые полотенца, бытовую утварь Воду народ таскал с колодца. А для того, чтобы было комфортно, тащили ведра с поддержкой коромысла. Коромысло возможно нести на одном плече либо на двух (демонстрация). Его делали из дерева. По краям присоединяли крючки либо делали выемки для ведер.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатели: Дети, давайте припомним, что было в русской избе?
- Какие объекты русского обихода вам запомнились?
- Что для вас больше всего запомнилось?
- В каком месте стряпали пищу в старину? (в печи)
- В чем готовили кашу? (в чугунке)
- Что стелили в полу? (половики, коврики)
- В чем готовили чай? (в самоваре)
- Для чего необходимо коромысло? (нести воду)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в музей "Русской избы" в МКДОУ № 2
Экскурсия в МКДОУ № 2 «Солнышко»1 декабря 2016 года, дети подготовительной группы «Румяные щечки» посетили детский сад №2, где они попали в старинную «Русскую избу». Ребята, разгадывая загадки, познак...

ООД в старшей группе «Экскурсия в музей «Русская изба»»
ООД в старшей группе «Экскурсия в музей «Русская изба»»...

Фотоотчёт экскурсия в музей «Русская изба».
Фотоотчёт экскурсия в музей «Русская изба».Современные дети не знают, как жили наши прабабушки и прадедушки, когда не было компьютеров, телевизоров, телефонов и прочих предметов, которыми ...



