Мастер - класс для педагогов с палочками Кюизенера
методическая разработка по математике
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки. Одними из наиболее эффективных пособий являются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Этот дидактический материал я использую в своей педагогической деятельности уже много лет. Делюсь своим опытом с другими коллегами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Палочки Кюизенера, как средство развития математических представлений у дошкольников»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.
Задачи:
- повышать интерес педагогов ДОУ к использованию палочек Кюизенера в процессе развития математических способностей дошкольников;
- раскрыть педагогам преимущества использования палочек Кюизенера в образовательной деятельности;
- повышать профессиональное мастерство участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Ход мастер класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча будет посвящена развитию математических способностей дошкольников с использованием палочек Кюизенера.
Как известно, математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума.
Логико–математические игры развивают у детей самостоятельность, способность независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.
Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджом Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран. Палочки Кюизенера называются еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. В наборе содержатся палочки- призмы набор состоит из палочек разной длины и разных цветов, имеет единый принцип конструкции.
Все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равный один сантиметр.
Палочки одного размера окрашены одним цветом.
В наборе палочки десяти цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые.
Самую маленькую палочку белого цвета длиной в один сантиметр, можно назвать кубик.
Каждая следующая палочка длиннее предыдущей на один сантиметр.
Следовательно, принять белую палочку можно за единицу. каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа.
Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Эффективное применение палочек Джоржа Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками Дьенеша, а также и самостоятельно). Таким образом, созданную модель можно рассматривать по-разному.
Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики. Данная методика позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика), объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы.
Достоинство методики ещё и в том, что она развивает не только познавательную деятельность, но и мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие. Объёмность палочек и их различия по цвету и длине позволяют ребёнку освоить сенсорные эталоны (размер и цвет). способствуют развитию детского творчества, фантазии, воображения, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Проведение игр с палочками Кюизенера
Развитие математических представлений предполагает планомерную систематическую работу. Поэтому игровые упражнения предлагаются детям в продуманном порядке — от более простого к сложному. За счёт этого у детей постепенно формируются всё более сложные навыки, стимулируется интерес к познанию новой информации.
В работе с палочками можно выделить 2 основных этапа:
1 этап – использование палочек как игровой материал;
2 этап – использование палочек как средство обучения арифметике
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможно и фронтальная работа со всеми детьми, но такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Так, младших дошкольников вначале просто нужно познакомить с набором. Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры. Можно предложить детям соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх.
Ход мастер класса
А теперь, я хочу показать Вам несколько упражнений с палочками кюизенера по каждой возрастной категории.
Группа раннего возраста
На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой. В работе с данной возрастной категорией можно использовать альбом «Волшебные дорожки».
Разнообразные игры маленьких детей с цветными палочками нужно проводить разными приемами, например, для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького Мишутки – узкую голубую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики.
Младшая группа
Помогает в работе, с детьми младшей группы использование альбомов «Дом с колокольчиком» и «Вместе весело шагать» который содействует интеллектуально – творческому развитию детей: развитию памяти, воображения, умению концентрировать внимание, освоению пространственных отношений и освоению элементов художественного конструированию. В альбоме «Вместе весело шагать» задания с палочками Кюизенера совместно с блоками Дьенеша.
Отгадайте загадку:
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Эти чудеса природы
Любят теплую погоду,
Солнце, воду и росу
И жужжащую осу.
Что за диво на поляне,
Соберем в подарок маме? (Цветы)
Средняя группа
Хочу рассказать вам маленькую сказку с использованием палочек.
- В руки палочки возьмём, сказку складывать начнём.
В красивом замке, возле леса жили-были там принцессы.
Все прекрасны и милы, и добры, и веселы.
Как-то в солнечный денёк пошли принцессы на лужок.
Там играли, улыбались, и цветами любовались.
Но решили они вдруг, прогуляться через луг.
Там лесок стоял еловый И тропинка через лес.
По тропинке в лес пошли и поляну там нашли.
Вся усыпана цветами небывалой красоты.
Бабочки сюда летят крылышками шевелят.
Долго по лесу гуляли свежим воздухом дышали.
А потом пошли домой, возвратились в замок свой.
Таким образом палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки.
- Очень легко с помощью этих палочек научить ребенка такому понятию, как состав числа. Например, число 5 (желтая палочка) - это 4 (красная палочка) и 1 (белая палочка); а также 5 - это 3 (голубая) и два (розовая); а еще 5 - это 1,1,1,1,1. Для чего это нужно? Для того, чтобы позже ребенок смог, практически не задумываясь, решать арифметические примеры, этот навык чрезвычайно полезен в начальной школе, особенно в первом классе.
Теперь предлагаю вам по аналогии выложить состав числа шесть разными способами.
Старшая группа
(слайд…
Теперь мы с вами выполним задание старшей группы которым можно упражнять детей в количественном и порядковом счёте в пределах 10.
Задача данного упражнения является закрепление знаний детей числового значения палочек Кюизенера в пределах 10.
Внимательно слушайте задание, вам нужно к паровозу прицепить вагончики. Поезд состоит из трех вагонов розового, голубого и желтого.
Желтый вагончик стоит в середине, а розовый — не является первым.
В какой последовательности стоят вагоны? (ответы) (Г,Ж,Р)
Теперь, определите число пассажиров в каждом вагоне.
Самая маленькая палочка будет обозначать условно пассажира.Сколько пассажиров едет в первом вагоне, во втором и в третьем? (ответы)
А теперь подберите палочку, которая соответствует длине всех вагонов, и тогда вы узнаете, сколько пассажиров едет в поезде.
Следующее задание направлено на закрепление знаний свойств геометрических фигур.
- Сейчас мы с вами будем из палочек выкладывать геометрические фигуры. Возьмите три одинаковые палочки и выложите треугольник.
Возьмите еще одну такую же палочку, и положите ее так, чтобы получилось два треугольника.
Что вы сделал, чтобы получилось два треугольника?
Добавьте еще 2 такие же палочки, чтобы получилось 3 треугольника.
Следующая геометрическая фигура. Возьмите четыре одинаковые палочки, выложите квадрат, так, чтобы каждая сторона примыкала друг к другу.
Добавьте еще 3 палочки две из которых такие же и однана единицуменьше, чтобы получилось 2 квадрата.
Подготовительная группа
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю рассмотреть игру посудная лавка кростики, направленные на развитие интеллектуально- творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Тема этой игры послужила посудная лавка, так как это одна из самых интересных лексических тем, с которыми ребенок знакомится в детском саду.
Применять игровой материал можно как на индивидуальных занятиях, так и на коллективных.
Пособие развивает речь, помогает научить ребенка различать цвета и размеры, способствует умению работать по схеме и ориентироваться на плоскости, знакомить со счетом и понятиям симметрии.
Способствует умению переносить на схему свои собственные проекты.
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов игры в кростике посудная лавка.
Вам потребуютсярабочийлист который представляет собой одновременно образец.
В процессемоделирования ребенок замещает конструкции из палочек реальный предмет с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии.
Самоорганизацию, самовыражение и самоконтроль.
- Самое простое задание.
Конструирование предметов с использованием приема «наложение». На рисунок выкладываем палочки такого же цвета или размера.
Для работы нам нужно отобрать необходимое количество палочек по цвету и размеру.
Следующее задание
Следуя образцу, ребенок должен скопировать изображение, выкладывая его из палочек на столе.
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли.
Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность. Предлагаю вам выполнить задание методом копирования.
- Более сложное задание.
Завершить рисунок. На листе нарисована половина предмета. Ребенок, должен выложить вторую часть предмета, симметричную первой. Таким образом, мы на практике знакомим детей с понятием симметрия.
3. Наиболее сложное задание.
Выкладывание палочек по схеме (кростики)
Авторы сравнивают его с разгадыванием японских кроссвордов. На рабочих листах вы увидите предметы, которые необходимо выложить.
Цифры по горизонтали обозначают, сколько клеток надо отступить сверху, а цифры по вертикали обозначают, сколько клеток нужно отступить слева.
Цветной квадрат обозначает, какую палочку необходимо взять.
Если все выполнено верно, можно сравнить свой рисунок с рисунком в левом нижнем углу.
Давайте рассмотрим, как же выполняется это задание.
Выбираем картинку для работы. в нашем случае это чайник.
Сначала выкладываем горизонтальные палочки- это ряды.
В четвертом ряду нам понадобится квадратик белого цвета.
Отсчитываем восемь клеток слева один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
на девятую клетку мы кладем белый кубик.
Пятый ряд нам понадобится палочка голубого цвета.
Отсчитываем слева семь клеток: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
На восьмую клетку кладем голубую палочку. седьмой ряд нам понадобится квадратик белого цвета.
Отсчитываем две клетки слева.
Один, два кладем в третью клетку
Восьмой и пятнадцатый ряд мы выполняем по аналогии. Теперь выкладываем вертикальные палочки столбцы.
В столбце г мы отсчитываем шесть клеток. сверху один, два, три, четыре, пять, шесть.
Кладем розовую палочку.
В столбце д отсчитываем семь клеток сверху один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Кладем розовую палочку столбец е, ж и з.
Выполняем задание по аналогии.
В столбце и мы отсчитываем пять клеток сверху и кладем желтую палочку.
Под желтый мы кладем еще красную столбцы к, эль и м.
задания выполняются по схеме.
Сравниваем чайник из палочек с чайником, который нарисован в углу.
Безусловно, выполняя это упражнение, дети развивают логику, память, мышление.
У вас на столах лежат рабочие листы со схемами с разными изображениями и уровнем сложности. Обратите внимание, что на схемах не только посуда, еще есть и разные виды транспорта, виды спорта и жмвотные.
Вам необходимо самостоятельно выполнить задания.
(обьяснить как выполнить сложный уровень задания.)
Методика Кюизенера-универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детьми в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и преумножались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».
Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.
Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...

Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Районный семинар-практикум Тема: «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате:
14 декабря 2017 г. на семинаре - практикуме сотрудники детского сада им.Ю.А.Гагарина поделились промежуточными результатами своей деятельности с п...




